решение по иску прокурора о постановке на учет на получение жилья



Дело № 2-501 (2010 г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пенза «27» июля 2010г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Муромской Н.А.

при секретаре Цыкалюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района в интересах ФИО2 ФИО12 к Правительству Пензенской области и Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в ходе проверки, проводимой прокуратурой района, установлено, что ФИО2 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы администрации ... сельсовета Пензенского района Пензенской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен ФИО2 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно сообщению Управления Росреестра по Пензенской области ФИО2 в собственности недвижимого имущества не имеет, зарегистрирована по адресу: Пензенская область, ..., ..., ..., ..., ..., собственником жилья не является, в приватизации жилья не участвовала, что подтверждается соответствующей справкой сельсовета. Данное жилое помещение непригодно для проживания.

Ссылаясь на законодательство, просит обязать администрацию ... сельсовета Пензенской области предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель прокуратуры Андриянова Е.А. заявила ходатайство о замене ответчика по делу с администрации ... сельсовета на Правительство Пензенской области и Департамент строительства Пензенской области. Уточнила исковые требования, просила обязать ответчиков предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже 12 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Определением судьи Пензенского районного суда Пензенской области от 21 апреля 2010г. ответчик по иску в лице администрации ... сельсовета заменен на Правительство Пензенской области и Департамент градостроительства Пензенской области.

В судебном заседании представитель истца Андриянова Е.А. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не известил.

Представитель ответчика Департамента градостроительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В своих возражениях представитель ответчика по доверенности Павлов А.К. указывал, что с иском прокурора не согласен, считает необходимым запросить личное дело ФИО2 в органе местного самоуправления для проверки наличия перерегистрации органом местного самоуправления ФИО2 как нуждающейся в жилом помещении. Указывает, что на основании данных регистра нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма за счет средств бюджета Пензенской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, представленного Министерством образования Пензенской области по состоянию на 1 апреля 2010г. количество указанных лиц составляет 889 чел. по Пензенской области. Кроме того, регламентирован порядок включения в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей Пензенской области, который формируется из даты постановки на учет, а если нуждающиеся встали в один день, то в алфавитном порядке по фамилии. Полагает, что предоставление жилья по договору социального найма ФИО2 вне очереди, установленной Департаментом, может повлечь ущемление прав и законных интересов других заинтересованных лиц, так как внеочередное обеспечение жильем одного нуждающегося заинтересованного лица, включенного в единый список заинтересованных лиц позже остальных, объективно является нарушением очередности по отношению ко всем нуждающимся, которые стоят на учете в качестве нуждающихся гораздо большее время. При этом следует учитывать мнение каждого заинтересованного лица, и если ФИО2 откажется от очередности предоставления жилья согласно единому списку Департамента, то они вынуждены ходатайствовать перед судом о вызове всех 889 граждан данной категории (дети-сироты). Кроме того, полагает, что прокурор Пензенского района является ненадлежащим истцом.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд не уведомил.

Представитель третьего лица отдела образования Пензенского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своем заявлении и.о. начальника отдела образования Баландина О.А. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение полагала на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации ... сельсовета Пензенского района в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своим заявлением администрация просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

ФИО2, в интересах которой предъявлен иск, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщила. В материалах дела имеется копия свидетельства о браке и паспорт, подтверждающие смену ее фамилии на ФИО10.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав мнение сторон, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г., а также из ст.1 указанного Закона его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.«ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно свидетельству о смерти мать ФИО2 ФИО7 умерла 31 марта 1999г., о чем Дата обезличенаг. отделом ЗАГСа ... края была составлена запись акта о смерти Номер обезличен.

Отец ФИО2 ФИО8 решением Пензенского районного суда от 18 апреля 2005г. был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери ФИО2 Решение вступило в законную силу 29 апреля 2005г.

Постановлением главы местного самоуправления Пензенского района Пензенской области Номер обезличен от Дата обезличенаг. несовершеннолетняя ФИО2 была направлена на воспитание в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Впоследствии органом опеки и попечительства и ФИО9, И.Ю. был заключен договор о передаче ФИО2 на воспитание в приемную семью (договор Номер обезличен от Дата обезличенаг.).

Постановлением главы администрации ... сельсовета Пензенского района Пензенской области от Дата обезличенаг. Номер обезличен ФИО2 была поставлена на учет на улучшение жилищных условий.

В материалах гражданского дела имеется личное дело ФИО2, где кроме данного Постановления имеется заявление о постановке на учет, справка Отделения по Пензенскому району Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», справки УФРС по Пензенской области и другие документы, подтверждающие, что ФИО2 имеет право на получение жилья.

Согласно сообщениям Управления Росреестра по Пензенской области Пензенского отдела от Дата обезличенаг. Номер обезличен и от Дата обезличенаг. Номер обезличен ФИО2 ФИО13 в собственности недвижимого имущества не имеет.

Справка Отделения по Пензенскому району Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» свидетельствует о том, что недвижимого имущества за ФИО2 в отделении не зарегистрировано.

В соответствии со справкой, выданной главой администрации ... сельсовета от Дата обезличенаг. ФИО2 зарегистрирована по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ....

В соответствии с актом обследования жилого помещения по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ... и справкой, выданной начальником отделения по Пензенскому району Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от Дата обезличенаг. Номер обезличен, данное жилое помещение не пригодно для проживания.

В бесплатной приватизации жилья на территории ... сельсовета Пензенского района не участвовала. Сведений о наличии собственного жилья на территории Алферьевского сельсовета не имеется.

Согласно сообщению начальника отдела образования Пензенского района Номер обезличен от Дата обезличенаг. жилая площадь за ФИО2 не закреплялась.

Решением Комитета местного самоуправления ... сельсовета Пензенского района Пензенской области Номер обезличен от 18 мая 2006г. установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере 10 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, норма предоставления жилья по договору социального найма - 12 кв.м. Данное решение было опубликовано в информационном бюллетене ... и является действующим.

Таким образом, представленные прокурором района доказательства подтверждают, что ФИО2 (ныне ФИО10) ФИО17 являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, действительно имеет право получить жилое помещение.

Довод представителя Департамента градостроительства Пензенской области, что при удовлетворении иска будут нарушены права других очередников, судом не может быть принят во внимание, поскольку из буквального понимания требований ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

В силу ст.10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением предусмотрено и ст.45 ГПК РФ.

Прокурор Пензенского района, обращаясь в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с заявлением в защиту жилищных прав ФИО2 (ныне ФИО10) ФИО16, исходил из того, что она находится в тяжелом материальном положении, социально не защищена, что затрудняет ее самостоятельное обращение в суд.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора Пензенского района подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора Пензенского района в интересах ФИО10 ФИО15 к Правительству Пензенской области и Департаменту градостроительства Пензенской области о понуждении к предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Правительство Пензенской области и Департамент градостроительства Пензенской области предоставить ФИО10 ФИО14, Дата обезличена года рождения, благоустроенное жилое помещение с нормой площади на состав семьи из одного человека не ниже 12 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Настоящее решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 июля 2010г.

Судья