Дело № 2-698 (2010 г.) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации председательствующего судьи Аброськиной Л.В. с участием заместителя прокурора Пензенского района Лухуташвили С.М. при секретаре Гришиной И.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и организации рекультивации земель, у с т а н о в и л: Прокурор Пензенского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения при организации сбора и вывоза, а также утилизации и переработки бытовых отходов на территории администрации Золотаревского сельсовета. Указывает, что в нарушение требований Конституции РФ и природоохранного законодательства, на территории администрации выявлено место несанкционированного размещения отходов на площади 0,3-0,5 га в районе очистных сооружений бывшей Золотаревской мануфактурной фабрики на землях поселений Золотаревской сельской администрации. Общий объем ТБО составляет 4500-4800 куб.м. Учет количества и видов вывозимых отходов не ведется, документы, подтверждающие выделение земельного участка под размещение отходов, отсутствуют. Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среды. Просил признать незаконным бездействие администрации Золотаревского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также обязать администрацию Золотаревского сельсовета провести рекультивацию места несанкционированного размещения отходов на площади 0,3-0,5 га в районе очистных сооружений бывшей Золотаревской мануфактурной фабрики на землях поселений Золотаревской сельской администрации. В судебном заседании заместитель прокурора Пензенского района Лухуташвили С.М. заявление поддержала и привела в его обоснование аналогичные объяснения. Представитель администрации р.п. Золотаревка Пензенского района в судебное заседание не явился, своим заявлением глава администрации просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации. Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обязательности оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области и охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, которые могут вызвать истощение природных ресурсов и иные негативные изменения окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Согласно ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель землепользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и их защите, в том числе от загрязнения и захламления отходами производства и потребления, а также землепользователи обязаны проводить и другие мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1998 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1998 г. № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В соответствии с п.2.2.2 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Пунктом 6.4 предусмотрено, что предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю. В судебном заседании установлено, что на территории указанного земельного участка имеется место несанкционированного размещения отходов на площади 0,3-0,5 га, данные отходы находятся на землях муниципального образования р.п.Золотаревка, что подтверждается справкой администрации Золотаревского сельсовета. Суду предоставлены также справка по результатам проверки и фототаблицы к данной справке. Поскольку до настоящего времени не организован сбор и вывоз бытовых отходов с данной свалки, заявление прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Так как прокурор в силу п.9 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, в соответствие со ст. 333.19 ч.1 п.7 НК РФ с администрации р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по вывозу бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Обязать администрацию р.п. Золотаревка Пензенского района организовать и провести рекультивацию места несанкционированного размещения отходов на площади 0,3-0,5 га в районе очистных сооружений бывшей Золотаревской мануфактурной фабрики на землях поселений Золотаревской сельской администрации. Взыскать с администрации р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двухсот) рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 суток. Председательствующий: