Дело № 2-671 (2010г.) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации председательствующего судьи Муромской Н.А. с участием помощника прокурора Гостевой И.А. при секретаре Петровой С.Е. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пензенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Алферьевского сельсовета, у с т а н о в и л: прокурор Пензенского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением, указав, что прокуратурой Пензенского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения организации сбора и вывоза, а также утилизации и переработки бытовых отходов на территории администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области. Указывает, что на территории администрации Алферьевского сельсовета выявлено место несанкционированного размещения отходов на площади 200кв.м. в 2 км от с.Алферьевка в 500м направо от дороги Алферьевка-Казеевка. Учет количества и видов вывозимых отходов не ведется, документы, подтверждающие выделение земельного участка под размещение отходов отсутствуют. На территории муниципального образования не определены контейнерные площадки и порядок их обслуживания, места сбора и вывоза бытовых отходов в жилом секторе, что является нарушением Конституции РФ, Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3.1, 3.2 СанПин № 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Считает, что неисполнение администрацией Алферьевского сельсовета требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эмидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просит признать незаконным бездействие администрации Алферьевского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по вывозу бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также обязать администрацию Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на площади 200 кв.м. в 2 км от с.Алферьевка в 500м направо от дороги Алферьевка - Казеевка в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. заявление поддержала и привела в его обоснование аналогичные объяснения. Представитель администрации Алферьевского сельсовета в судебное заседание не явился, в своем заявлении администрация просила рассмотреть дело без участия представителя, решение полагает на усмотрение суда. Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обязательности оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области и охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, которые могут вызвать истощение природных ресурсов и иные негативные изменения окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Согласно ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель землепользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и их защите, в том числе от загрязнения и захламления отходами производства и потребления, а также землепользователи обязаны проводить и другие мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1998 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1998 г. № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В соответствии с п.2.2.2 для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Пунктом 6.4 предусмотрено, что предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю. Как установлено в судебном заседании на территории указанного земельного участка имеется не ликвидированная несанкционированная свалка. Действие свалки не приостановлено, а ответственность по проведению указанных выше мероприятий в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возложена на органы местного самоуправления. Суду предоставлен акт комиссионного обследования, справка по результатам проверки, фототаблица к данной справке. Поскольку до настоящего времени не организован сбор и вывоз мусора с данной свалки, заявление прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Так как прокурор в силу п.9 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, в соответствие со ст. 333.19 ч.1 п.7 НК РФ с администрации Алферьевского сельсовета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: признать незаконным бездействие администрации Алферьевского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по вывозу бытовых отходов. Обязать администрацию Алферьевского сельсовета организовать сбор и вывоз мусора на площади 200кв.м. в 2 км от с.Алферьевка в 500м направо от дороги Алферьевка-Казеевка. Взыскать с администрации Алферьевского сельского совета Пензенского района Пензенской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 суток. Судья: