решение о признании права на льготную пенсию



Дело № 2-689 (2010 г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пенза                                                                                                                     «12» октября 2010 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Аброськиной Л.В.,

при секретаре Гришиной И.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елизаркина Александра Васильевича к УПФ РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании права на льготную пенсию,

установил:

Истец Елизаркин А.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что 5 июля 2010 г. он обратился в УПФР в Пензенском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Пензенском районе от 12.07.2010 г. ему было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии. Указал, что в специальный стаж не включен период прохождения службы в рядах Советской Армии с 15.10.1979 г. по 15.11.1981 г. Считает данный отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, поскольку в период службы в армии действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, которым предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР. Такое право не существует с 01.10.1993г. в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953. Однако Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. № 8-П и Определение от 05.11.2002г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Просил признать решение комиссии по назначению пенсии незаконным, обязав УПФР в Пензенском районе засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период прохождения службы в армии по призыву с 15 октября 1979г. г. по 15 ноября 1981 г.

В судебном заседании Елизаркин А.В. свои исковые требования поддержал, суду дал аналогичные пояснения.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области по доверенности Жиляева Н.В. исковые требования не признала, считает отказ правомерным, поскольку в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 статьи 27 Закона производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. .. и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. .., утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа, для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет, досрочной трудовой пенсии до введения нового правового регулирования (до вступления в силу Постановления № 781 - до 14.11.2002г). К таким правовым актам относится Постановление Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991г. «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» (по периодам до 01.11.1999г.) и Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 «Об утверждении Списка профессий и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (по периодам с 01.11.1999г. по 13.11.2002г.).

В соответствии с Решением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц (до вступления в силу Постановления от 29.10.2002г. № 781 - до 14.11.2002г.) Постановление СМ РСФСР от 06.09.1991г. № 463 (по периодам работы до 01.11.99г.) и Постановление правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067 (по периодам работы с 01.11.99г. по 13.11.02г.).

Служба в армии по призыву могла быть включена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа (что составляет 16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г., приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет. Поскольку Постановление № 1397 утратило силу с 01.10.1993г., а в последующих постановлениях указанное выше условие предусмотрено не было, требование к его выполнению предъявлено на дату отмены названного постановления не выполняется (спецстаж на 01.10.1993г. составил 7 лет 1 мес. 1 день).

Кроме того, согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.

В исковом заявлении истец просит признать действия УПФР в Пензенском районе незаконными, однако оснований для этого не имеется, поскольку Управление при назначении досрочных пенсий по старости руководствуется исключительно действующим законодательством и на основании документов, представленных заявителем для назначения пенсии. Документы, представленные Елизаркиным А.В., были детально исследованы, нормы закона не нарушены, и решение комиссии по назначению и выплате пенсий вынесено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем просит в удовлетворении иска Елизаркину А.В. отказать.

По соглашению сторон изменена территориальная подсудность по настоящему иску, исковое заявление принято к производству в соответствии со ст.32 ГПК РФ, по месту жительства истца.

Исследовав материалы настоящего дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту и в других случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.

Судом установлено, что Елизаркин А.В. в период с 15.10.1979 г. по 15.11.1981 г. служил в армии. С 15.08.1986г. по настоящее время он работает учителем в МОУ СОШ <адрес>. 05.07.2010г. истец обратился в УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав при УПФР в Пензенском районе Пензенской области от 12.07.2010г. Елизаркину А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на то, что им не выработано требуемого законом специального стажа. При этом Комиссией не засчитан в стаж указанный период службы в армии, поскольку действующее законодательство такого зачета не предусматривает.

Суд считает, что указанные периоды были необоснованно не включены истцу в специальный стаж по следующим основаниям.

Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. № 8-П и Определение от 05.11.2002г. № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Елизаркиным А.В. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1983г.) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397.

В силу п. 4 Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Судом исследовались документы, представленные истцом в подтверждение своих доводов.

Как следует из копии трудовой книжки Елизаркина А.В. 15.08.1986г. он был принят руководителем НВП в Надеждинскую среднюю школу. Приказом РОНО от 23 августа 1991г. переведен на должность учителя физической культуры. Приказом по отделу образования от 24 ноября 1997г. переведен на должность директора с правом ведения уроков физического воспитания и ОБЖ. Приказом отдела образования от 13 апреля 2004г. переведен на должность учителя физической культуры.

Справка начальника отдела ВКО по Пензенскому и Кондольскому районам Забродского В. свидетельствует о том, что Елизаркин А.В. проходил военную службу по призыву с октября 1979 г. по ноябрь 1981 г.

В военном билете Елизаркина А.В. имеется запись о прохождении им службы в Советской Армии на должностях рядового и сержантского состава с октября 1979 г. по ноябрь 1981 г.

В материалах дела также имеется копия диплома серии МВ о высшем образовании на имя Елизаркина А.В., которому 5 июля 1986 г. присвоена квалификация преподаватель начального военного обучения и физического воспитания.

Судом исследован протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) по Пензенскому району Пензенской области от 12 июля 2010 г., согласно которому стаж работы истца на 5 июля 2010 г. составил 23 года 10 месяцев 5 дней. Согласно протоколу в специальный стаж не включены периоды службы истца в армии по призыву с 15 октября 1979 г. по 15 ноября 1981 г., период работы истца на должности руководителя начальной подготовки с 15 августа 1986 г. по 31 августа 1986 г.

Суд принимает во внимание, что период службы Елизаркина А.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002г., т.е. до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам. На момент его обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа (его льготный педагогический стаж, не оспоренный ответчиком, на момент обращения за пенсией составил 23 года 10 месяцев 5 дней), требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию. Других ограничений возможности зачета в льготный педагогический стаж службы в армии действующее на тот момент законодательство, регулирующ9ее порядок исчисления стажа педагогическим работникам, не предусматривало.

Таким образом, вышеназванный период службы Елизаркина А.В. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Суд считает, что период службы Елизаркина А.В. в Советской Армии с 15.10.1979г. по 15.11.1981г. подлежит включению в стаж, дающий право на назначении досрочной трудовой пенсии, из расчета один день службы за один день работы ввиду отсутствия законодательного закрепления иного порядка включения в специальный стаж времени службы в Вооруженных Силах СССР в спорный период.

При обстоятельствах, указанных выше, исключение из льготного стажа периода прохождения военной службы с 15 октября 1979 г. по 15 ноября 1981 г. нельзя признать законным, в связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.19 ч.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.п.4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что Елизаркин А.В. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (5 июля 2010 г.), с учетом спорного периода имел необходимый льготный стаж для реализации своего права на назначение досрочной пенсии, пенсию ему необходимо назначить с 5 июля 2010 г.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Елизаркина Александра Васильевича к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области о признании права на льготную пенсию удовлетворить.

Включить в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью, дающий право на пенсию по выслуге лет, период прохождения военной службы в рядах Советской Армии Елизаркина Александра Васильевича с 15 октября 1979 г. по 15 ноября 1981 г.

Решение комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области за от 12 июля 2010 г. по отказу в назначении пенсии Елизаркину А.В. признать незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области назначить Елизаркину Александру Васильевичу пенсию за выслугу лет с 5 июля 2010г.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: