Решение о признании решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным



Дело № 2- 828 / 2010 /РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза                                                                                                                     17 декабря 2010 г.

Пензенский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Сивухо Т.Н.

при секретаре Козленковой М. А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе

гражданское дело по иску Глотова Александра Никитовича к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации \ государственное учреждение \ в Пензенском районе Пензенской области о признании незаконным решения комиссииоб отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и др.,

     УСТАНОВИЛ:

Истец Глотов А.Н. обратился в суд с вышеназванным иском, который поддержал в судебном заседании, в обоснование иска указывает, что 10 марта 2010 года он обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской областис заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с вредными условиями работы в соответствии с абз.2 п.п.1 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», по Списку № 1.

Истец указывает в исковом заявлении, что, согласно указанному закону, мужчинам, имеющим специальный стаж не менее 10 лет, досрочная пенсия может быть назначена при достижении возраста 50 лет.

При наличии 5 лет специального стажа досрочная пенсия назначается с уменьшением указанного возраста на 1 год за каждый полный год такой работы.

В соответствии со ст. 10 Закона « О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ при установлении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в специальный трудовой стаж подлежит включению время прохождения военнослужащими военной службы на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если эти должности включены в соответствующие Перечни, утвержденные Правительством РФ.

Истец указывает, что он проходил службу по контракту в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета, которая включена в Список № 1, по этим основаниям, считает, что данный период военной службы подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии. И период его военной службы он подтверждает справкой военного комиссариата и военным билетом, справкой военного госпиталя.

Глотов А.Н. считает, что подлежат включению в специальный стаж периоды работы

с 19.08.2006 года по 31.03.2010 года -1 год 7 месяцев 12 дней,

с 1.04.2008 года по 11.3.2010 года     -1 год 11 месяцев 11 дней,

с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года - 4 года 10 месяцев 17 дней, период военной службы по контракту в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета,

всего 8 лет 5 месяцев 10 дней, что дает ему право на досрочную пенсию, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 52 года.

Просит также признать за ним право на получение досрочной трудовой пенсии.

В судебном заседании Глотов А.Н. также пояснил, что 19 марта 2010 г. Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области был вынесен письменный отказ в досрочном назначении трудовой пенсии, по тем основаниям, что период военной службы по контракту с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года - 4 года 10 месяцев 17 дней, в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета, не был засчитан в стаж работы с вредными условиями труда.

В решении комиссии указано, что в назначении пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа 9 лет.

Истец Глотов А.Н. считает данный отказ незаконным, поскольку полагает, что необоснованно исключены из специального стажа указанные периоды военной службы.

Глотов А.Н. увеличил исковые требования в судебном заседании 15 июня 2010 года и просил включить период военной службы по контракту с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года - 4 года 10 месяцев 17 дней, в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии с вредными условиями работы, а также просил взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда, обосновывая иск в данной части тем, что нарушено его право на пенсионное обеспечение.

Истец считает, что им выработан необходимый специальный стаж с вредными условиями работы, поэтому просит обязать Пенсионный фонд назначить ему пенсию.

При разрешении иска истец Глотов А.Н. просит учесть, что Конституция РФ гарантирует каждому равные условия социального обеспечения по возрасту и на досрочное назначение пенсии с учетом вредных условий работы, а также при выполнении обязанностей военной службы, связанных с вредными условиями для жизни и здоровья.

Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области, по доверенности Жиляева Н. В. считает отказ правомерным, поскольку при рассмотрении заявления Глотова А.Н. о досрочном назначении трудовой пенсии, комиссией Пенсионного фонда было установлено, что период военной службы по контракту с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года - 4 года 10 месяцев 17 дней, в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета не подлежит включению в специальный стаж, поскольку законодатель не предусмотрел зачет периодов военной службы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Представитель ответчика считает, что имеющийся у Глотова А.Н. стаж на соответствующих видах работ недостаточен для назначения пенсии по ст.27 п.1 п.п.1 абз.2 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Также просит учесть разъяснения Конституционного суда РФ, изложенные в Определении от 23 сентября 2010 года № 1152 -О-О, что данный период службы не подлежит включению в специальный стаж.

Исследовав материалы настоящего дела, заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

         В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

        Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

Согласно ст.3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим ФЗ.

В соответствии с п.п.1 п. 1 абз.2. ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1. мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Статьи 10, 11, 12, 13 указанного Закона регулируют нормы, касающиеся периодов, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсий, порядок исчисления страхового стажа, правила его подсчета и порядок подтверждения.

И суд при разрешении иска руководствуется приведенными выше нормами закона.

В соответствии с п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

При разрешении данного иска, суд руководствуется также Положениями части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающими правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-Л со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8- П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Истцом Глотовым А.Н. при обращении в Пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии были заявлены периоды прохождения им военной службы по контракту с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года - 4 года 10 месяцев 17 дней, в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета в период прохождения военной службы по контракту.

В подтверждение прохождения военной службы истцом суду представлена справка, уточняющая особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий, выданная ФГУ военным туберкулезным госпиталем <данные изъяты> военного округа Министерства обороны РФ без даты, согласно которой Глотов А.Н., <данные изъяты> рождения проходил военную службу в должности лаборанта подвижного рентгеновского кабинета в войсковой части \ военный туберкулезный госпиталь \, полный рабочий день с 14.10 1997 года \ Пр. 286 от 14.10.1997 года \ по 1.09.2002 года \ Пр. 244 от 1.09.2002 года\.

Отработано 4 года 10 месяцев 19 дней.

Вышеуказанная работа относится к Списку № 1, Раздел 19 шифр 12300000-24577, установленного Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

В справке, основанием выдачи справки, указана книга приказов за 1997-2002 годы, расчетно-платежные ведомости за 1997-2002 годы и штат военного туберкулезного госпиталя за 1997-2002 годы.

На основании справки, выданной Военным комиссариатом <адрес>, <адрес> и <адрес>ов <адрес> 19 января 2010 года, Глотов А.Н. проходил службу по контракту с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года.

Справка выдана на основании личного дела.

Согласно отметки в военном билете на имя Глотова А.Н., выданном военным комиссариатом <адрес>, военную службу по контракту, в указанный период времени, Глотов А.Н. проходил в войсковой части

Наименование войсковой части переименовано в Федеральное государственное учреждение «<данные изъяты> <данные изъяты> Министерства РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 года № 71 «О создании Федеральных государственных учреждений», приказом Министерства обороны РФ от 28 апреля 2006 года № 180, на основании выписки из приказа Командующего войсками № 329 от 7.11.2006 года и на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> № 15 от 10 апреля 2008 года. Данные документы имеются в материалах дела и судом исследованы.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, член комиссии Пенсионного фонда в Пензенском районе по рассмотрению заявления Глотова А.Н. о назначении пенсии, специалист ФИО4, суду пояснила, что решение комиссии, изложенное в протоколе от 19 марта 2010 года, по отказу в назначении Глотову А.Н. досрочной трудовой пенсии, считает обоснованным и законным, поскольку комиссия не могла зачесть в специальный стаж работы с вредными условиями труда указанный период военной службы, поскольку считает, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и ФЗ «О трудовых пенсиях» и ФЗ «О государственных пенсиях» не предусматривает зачет в специальный стаж время военной службы по контракту.

Также считает, что закон предусматривает для военнослужащих и приравненных к ним лиц возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, однако федеральный закон, определяя порядок сохранения пенсионных прав для военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, и позволяя включать периоды прохождения военной службы, в страховой и общий стаж, не предусматривает зачета периодов военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы по Списку № 1, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Также ФИО6 считает отказ правомерным, поскольку, в соответствии со ст. 10 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», в трудовой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Комиссия при рассмотрении заявления Глотова А.Н. пришла к выводу, что в указанный период времени, Глотов А.Н. к такой категории граждан не относился.

Однако с данными выводами комиссии Пенсионного фонда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 11 января 1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитываются в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за один месяц работы, а на военной службе по призыву - один месяц военной службы за два месяца работы.

Аналогичное положение предусмотрено и статьей 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой время нахождения граждан на военной службе по контракту насчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных па военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, \ с последующими изменениями и дополнениями \, предусматривается включение в специальный трудовой стаж работы времени прохождения военнослужащими военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья.

Военная служба является особым видом государственной службы.

Таким образом, период военной службы по контракту, относящийся к периодам деятельности до I января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения заинтересованного лица за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.

В судебном заседании исследована трудовая книжка на имя Глотова А.Н. и пенсионное дело, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав, согласно которых судом установлено, что у Глотова А.Н. выработан страховой стаж не менее 20 лет, что обоснованно указано и в решении комиссии Пенсионного фонда от 19.03.2010 года.

Исходя из норм приведенного закона, независимо от того, что закон «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает для военнослужащих и приравненных к ним лиц возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, однако федеральный закон, определяя порядок сохранения пенсионных прав для военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, и позволяя включать периоды прохождения военной службы в страховой и общий календарный стаж, период военной службы по контракту, относящийся к периодам деятельности до I января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения заинтересованного лица за назначением пенсии и времени возникновения у него на это право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР в Пензенском районе Пензенской области, изложенном в протоколе от 19 марта 2010 года за № 46, принято в нарушении норм указанного законодательства и подлежит отмене, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Глотова Александра Никитовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии удовлетворить.

Включить в специальный стаж работы с особыми условиями труда период военной службы по контракту в должности лаборанта передвижного рентгеновского кабинета военного туберкулезного госпиталя Министерства Обороны РФ, с 14.10.1997 года по 1.09.2002 года - 4 года 10 месяцев 17 дней.

Решение комиссии Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области об отказе в назначении пенсии Глотову Александру Никитовичу от 19 марта 2010 года признать незаконным и отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области назначить Глотову Александру Никитовичу досрочную трудовую пенсию.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: