Дело № 2-52 (2012 г.) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации председательствующего судьи Аброськиной Л.В. с участием старшего помощника прокурора Пензенского района Гостевой И.А., при секретаре Шмелевой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пензенского района о признании незаконным бездействия администрации Воскресенвоского сельсовета, у с т а н о в и л: Прокурор Пензенского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением, указывая, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения при организации сбора и вывоза, а также утилизации и переработки бытовых отходов на территории администрации Воскресеновского сельсовета. Указывает, что в нарушение требований Конституции РФ и природоохранного законодательства, на территории администрации выявлено место несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> метров в западной части <адрес>, на обочине автодороги, ведущей к базе отдыха. Учет количества и видов вывозимых отходов не ведется, документы, подтверждающие выделение земельного участка под размещение отходов, отсутствуют. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. Просил признать незаконным бездействие администрации Воскресеновского сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также обязать администрацию Воскресеновского сельсовета организовать и провести рекультивацию места несанкционированного размещения отходов на площади 5 на 5 метров в западной части <адрес>, на обочине автодороги, ведущей к базе отдыха. В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Гостева И.А. заявление поддержала и привела в его обоснование аналогичные объяснения. Глава администрации Воскресеновского сельсовета Пензенского района Дергунов С.Г. в судебном заседании заявленные требования признал, суду пояснил, что будут приниматься меры для устранения свалки и рекультивации земель. Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обязательности оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области и охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, которые могут вызвать истощение природных ресурсов и иные негативные изменения окружающей среды. В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Согласно ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель землепользователи, в том числе арендаторы земельных участков, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и их защите, в том числе от загрязнения и захламления отходами производства и потребления, а также землепользователи обязаны проводить и другие мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель. В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В соответствии с п.2.2.2 правил для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Пунктом 6.4 предусмотрено, что предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю. В судебном заседании установлено, что в западной части <адрес>, на обочине автодороги, ведущей к базе отдыха, имеется место несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> метров. Данные отходы находятся на землях муниципального образования <адрес>, что подтверждается справкой администрации Воскресеновского сельсовета. Суду предоставлена также справка по результатам проверки. Поскольку до настоящего времени твердые бытовые отходы со свалки не вывезены, что подтверждается пояснениями главы администрации Воскресеновского сельсовета Дергунова С.Г., заявление прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации Воскресеновского сельсовета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по вывозу бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Обязать администрацию Воскресеновского сельсовета Пензенского района организовать и провести рекультивацию места несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> метров в западной части <адрес>, на обочине автодороги, ведущей к базе отдыха. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 1 месяца. Председательствующий: