Решение по делу 2-355/2012 - о признании незаконным решения комиссии



Дело № 2 -355 / 2012 г./

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2012 года

Пензенский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Сивухо Т.Н..

при секретаре Ваняшевой Е.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Пензе

гражданское дело по иску Власова С.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации \ государственное учреждение \ в Пензенском районе Пензенской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в специальный стаж работы курсов повышения квалификации в льготном исчислении и назначении пенсии,

У с т а н о в и л:

Истец Власов С.А. обратился в суд с вышеназванными исковыми требованиями, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку считает, что его специальный медицинский стаж составляет более ДД.ММ.ГГГГ.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной пенсии, по причине недостаточного стажа на соответствующих видах работ.

В специальный стаж не включены периоды курсов повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ.

С решением комиссии истец не согласен, просит включить периоды прохождения курсов повышения квалификации в специальный стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, поскольку за ним сохранялось место работы и отчислялись страховые взносы и период работы в сельской местности засчитывается в указанный стаж в льготном исчислении как год и три месяца, просит также признать решение комиссии об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным и отменить, обязать ответчика назначить пенсию по выслуге лет.

В судебном заседании истец свое исковое заявление поддержал, в обоснование иска привел объяснения, аналогичные доводам заявления, дополнив, что периоды нахождения его на курсах повышения квалификации должны быть засчитаны в его стаж в связи с лечебной деятельностью, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку действующее законодательство не запрещает включать в специальный стаж данные периоды. Нахождение на курсах повышения квалификации для медицинских работников является обязательным условием выполнения работы.

Считает, что стаж лечебной работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, с учетом указанного времени нахождения на курсах повышения квалификации составил более ДД.ММ.ГГГГ, и просит обязать Пенсионный фонд назначить ему пенсию за выслугу лет.

Представитель Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области, по доверенности, Жиляева Н.В. с исковыми требованиями не согласна, считает отказ правомерным, поскольку считает, что истец находился на курсах повышения квалификации, и в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ за , курсы повышения квалификации не включаются в специальный стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет.

Представитель считает, что на момент обращения заявителя за назначением пенсии на ДД.ММ.ГГГГ его общий специальный стаж составил ДД.ММ.ГГГГ, что недостаточно для назначения пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Исследовав материалы настоящего дела, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, представителя работодателя П. по доверенности У., поддержавшей исковое заявление, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Статьи 10, 11, 12, 13 указанного Закона регулируют нормы, касающиеся периодов, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсий, порядок исчисления страхового стажа, правила его подсчета и порядок подтверждения. И суд при разрешении иска руководствуется приведенными выше нормами закона.

Судом исследованы пенсионное дело на Власова С.А. и протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого общий стаж работы Власова С.А. на ДД.ММ.ГГГГ составил ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ, в специальный стаж не включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Постановлений Правительства РФ от 02.05.2006 N 266, от 18.06.2007 N 381, от 26.05.2009 N 449, с изменениями, внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 261-О), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, а периоды работы лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа \ рабочем поселке \ засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Прямого указания об исключении спорных периодов, т.е. периодов нахождения на курсах повышения квалификации, из специального стажа Власова С.А. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит.

Судом исследована трудовая книжка Власова С.А., приказы П., имеющиеся в материалах дела о направлении Власова С.А. на курсы повышения квалификации.

Направление работника на курсы повышения квалификации является обязанностью, установленной в соответствии с условиями трудового договора и непосредственно связано с трудовой деятельностью работника, осуществляющего лечебную деятельность.

Такое правовое обоснование регламентировано ст. 187 Трудового кодекса РФ, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы \должность \ и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 112 КЗоТ РФ, утратившего силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Прохождение работниками курсов повышения квалификации с отрывом от работы по направлению работодателя предоставлялось работодателем с сохранением заработной платы, из которой производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего времени, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В период нахождения Власова С.А. на курсах повышения квалификации за Власовым С.А. сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, что в судебном заседании подтвердила и представитель ответчика по доверенности Жиляева Н.В., и это обстоятельство должно являться основанием для включения этих периодов в страховой стаж в соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

То обстоятельство, что истец направлялся в спорные периоды работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением должности в учреждении здравоохранения в сельской местности и среднего заработка, подтверждается документами пенсионного дела, а также данные обстоятельства подтвердила представитель работодателя П. У. и это не оспаривается ответчиком, что также свидетельствует, что указанное обучение являлось обязательной частью трудовой деятельностью истца и занимало всю продолжительность рабочего дня, в связи с чем, периоды нахождения на курсах повышения квалификации засчитываются в указанный стаж работы в льготном исчислении, как год и три месяца.

Кроме того, в случае направления работника, имеющего право на льготное исчисление специального стажа, на курсы повышения квалификации льготный порядок исчисления стажа подлежит применению на весь период нахождения работника на курсах повышения квалификации.

При этом также следует учитывать, что и на момент рассмотрения заявления Власова С.А. Закон РФ «О трудовых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), не содержат прямого запрета об исключении спорных периодов из специального стажа, что также не было учтено комиссией Пенсионного фонда.

По этим основаниям, периоды нахождения Власова С.А. на курсах повышения квалификации:

с ДД.ММ.ГГГГ

могут засчитываться в льготный стаж, независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии, так как изменения пенсионного законодательства не могут повлечь за собой какого-либо ухудшения положения граждан, обратившихся с заявлениями о назначении пенсии.

При этом суд также учитывает, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-разъяснил, что могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц, действующие до вступления в силу с 14.11.2002 года Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Указанные гарантии закреплены и в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращениегарантий и механизмов правовой защиты.

На ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на день обращения с заявлением в Пенсионный фонд, Власов С.А. имел необходимый медицинский стаж ДД.ММ.ГГГГ и у него возникло право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях со дня обращения с заявлением в комиссию Пенсионного фонда, как предусмотрено ч.1 ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях В Российской Федерации».

Исходя из исследованных судом доказательств суд пришел к выводу, что комиссией Пенсионного фонда принято необоснованное решение об исключении указанных периодов из специального стажа и об отказе Власову С.А. в назначении пенсии за выслугу лет, которое подлежит отмене, и нарушенное право истца на назначение пенсии подлежит защите путем признания за Власовым С.А. права на пенсию по выслуге лет.

По этим основаниям исковое заявление Власова С.А. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Власова С.А. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации \ государственное учреждение \ в Пензенском районе Пензенской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении в стаж периода работы и назначении пенсии удовлетворить.

Включить в специальный стаж лечебной деятельности, дающий право на пенсию по выслуге лет, периоды нахождения Власова С.А. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации \ государственное учреждение \ в Пензенском районе Пензенской области назначить Власову С.А. пенсию за выслугу лет с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца.

Мотивированное решение составлено 19 июня 2012 года.

Судья: