Решение по делу 2-187/2012 - о понуждении к обеспечению жилым помещением



Дело № 2-187 /2012/

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пенза                                                                                         17 апреля 2012 года

Пензенский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Сивухо Т. Н.

при секретаре Ваняшевой Е. И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску Черевань Н.В. к Администрации Леонидовского сельсовета и др. о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Черевань Н.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Пензенского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ года ее мать Ч. была лишена родительских прав в отношении нее. Отец в свидетельстве о рождении истицы был записан со слов матери.

На основании приказа отдела образования Пензенского района от ДД.ММ.ГГГГ Черевань Н.В. была направлена в государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на воспитании.

Постановлением главы администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Черевань Н.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с нормами жилищного законодательства и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. истец просит обязать администрацию Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области обеспечить ее жилым помещением.

В судебном заседании исковое заявление истец Черевань Н.В. иск поддержала, уточнила исковые требования, просила предоставить ей благоустроенное жилое помещение на семью из 1 человека, площадью не ниже установленных норм, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, и привела в обоснование иска доводы, аналогичные доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района, глава администрации Булатова О. А. в судебном заседании иск признала, суду пояснила, что Черевань Н.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На администрацию Леонидовского сельсовета возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной категории.

Представитель третьего лица отдела образования Пензенского района по доверенности Морозова Н. Ф. с иском согласилась, суду пояснила, что Черевань Н.В. как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждается в предоставлении жилого помещения, и администрация Леонидовского сельсовета обязана предоставить ей жилое помещение, не ниже установленной законом нормы.

В судебном заседании по ходатайству стороны истца в качестве соответчиков судом привлечены Правительство Пензенской области и Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, в качестве третьего лица Министерство финансов Пензенской области.

Представитель ответчика - Правительства Пензенской области - в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются подтверждающие документы, на основании письменного заявления просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя Правительства Пензенской области, согласно отзыва на исковое заявления просили исключить Правительство Пензенской области из числа соответчиков по данному иску.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков Правительства Пензенской области и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области и третьего лица Министерства финансов Пензенской области, по имеющимся доказательствам, которые судом признаны достаточными.

Заслушав объяснения стороны истца, представителя ответчика администрации Леонидовского сельсовета, представителя третьего лица отдела образования Пензенского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. «ж» ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное      обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 11 п. 1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.       

    Согласно со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем      восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения       действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по       социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. (в ред. от 21.11.2011 года № 326-ФЗ) к лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 лет до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по       окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после      возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы,       обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

      Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения       родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

      Частью 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по      социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

      В силу ст. 2 данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

      Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ) категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального Закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами       самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за       исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных       полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами,       дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

     В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального Закона от 6 октября 2003 года N       131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 6.12.2011 года N 411-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными       государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не       допускается.

      Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными       полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Согласно ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (в ред. Закона Пензенской обл. от 28.11.2011 N 2167-ЗПО) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, а также имеющие закрепленное жилое помещение при условии, что возвращение их в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, после окончания пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам.

Размер общей площади жилого помещения, предусмотренный абзацем первым настоящей статьи, может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Согласно ч. 3 ст. 1 Закона Пензенской обл. от 22.12.2006 N 1176-ЗПО (ред. от 27.02.2012) "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (принят ЗС Пензенской обл. 20.12.2006 года ) органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Пензенской области наделяются следующими государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в статье 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области":

(в ред. Закона Пензенской обл. от 10.05.2011 N 2068-ЗПО)

1) приобретение жилых помещений;

2) принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) жилого помещения;

3) заключение договора социального найма.

(часть 3 введена Законом Пензенской обл. от 28.02.2011 N 2040-ЗПО)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 12 названного Закона Пензенской области органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение переданных государственных полномочий за счет предоставляемых бюджетами муниципальных образований субвенций из бюджета Пензенской области.

При этом судом также учтено, что согласно ст. 11 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), с изменениями и дополнениями, что должностные лица органов государственной власти РФ…., а также органов местного самоуправления, несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

Нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке \2\.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим федеральным законом влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

На основании части 1 статьи 2 Закона Пензенской обл. от 22.12.2006 N 1176-ЗПО (ред. от 27.02.2012) "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" (принят ЗС Пензенской обл. 20.12.2006) органы местного самоуправления, в том числе администрация Леонидовского сельсовета, наделены государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма лиц, указанных в части 3.1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года № 1098 -ЗПО « О мерах социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».

В судебном заседании установлено, что Черевань Н.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Пензенского районного суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ года ее мать Ч. была лишена родительских прав в отношении нее. Отец в свидетельстве о рождении истицы был записан со слов матери.

На основании приказа отдела образования Пензенского района от ДД.ММ.ГГГГ Черевань Н.В. была направлена в государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где находилась на воспитании с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ Черевань Н.В. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Согласно представленных суду документов в судебном заседании установлено, что Черевань Н.В. не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности либо на условиях найма, в приватизации жилья не участвовала, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, о чем свидетельствует уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений и справка администрации Леонидовского сельсовета.

Учитывая, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья.

Жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Леонидовского сельсовета за счет средств, выделенных Правительством Пензенской области, исходя из положений ст. 5 и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку дополнительные гарантии для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в том числе, решении вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из положений ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (в ред. Закона Пензенской обл. от 28.11.2011 N 2167-ЗПО), и считает, что жилое помещение Черевань Н.В. должно быть предоставлено по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Приведенные выше доказательства достоверно подтверждают, что Черевань Н.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и суд считает, что исковое заявление Черевань Н.В. подлежит удовлетворению.

      Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черевань Н.В. к администрации Леонидовского сельсовета Пензенского района, Правительству Пензенской области и Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области удовлетворить.

Обязать администрацию Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области, Правительство Пензенской области и Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области предоставить Черевань Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления на состав семьи из одного человека, предусмотренной ст. 4.1 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" (в ред. Закона Пензенской обл. от 28.11.2011 N 2167-ЗПО), а именно: по норме предоставления общей площади жилого помещения равной 30 квадратным метрам. Размер общей площади жилого помещения может быть изменен, но не более чем на 5 квадратных метров, в случае, если предоставляемое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру.

Решение может быть обжаловано и внесено представление в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца.

Судья: