Дело № 2-392 (2011 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пенза «07» июня 2011 г.Пензенский районный суд Пензенской области в составе:председательствующего судьи Аброськиной Л.В.
при секретаре Шукшиной А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пензенского района о признании незаконным бездействия администрации Засечного сельского совета,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пензенского района обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением, указывая, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды выявлены нарушения при организации сбора и вывоза, а также утилизации и переработки бытовых отходов на территории администрации Засечного сельского совета. Указывает, что в нарушение требований Конституции РФ и природоохранного законодательства, на территории администрации выявлено место несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> метров в районе садоводческого общества <данные изъяты>. Общий объем твердых бытовых отходов составляет <данные изъяты> куб. м. Учет количества и видов вывозимых отходов не ведется, документы, подтверждающие выделение земельного участка под размещение отходов, отсутствуют. Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Просил признать незаконным бездействие администрации Засечного сельсовета, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, а также обязать администрацию Засечного сельсовета организовать и провести рекультивацию места несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> метров в районе садоводческого общества <данные изъяты>.
В судебном заседании старший помощник прокурора Пензенского района Андриянова Е.А. заявление поддержала и привела в его обоснование аналогичные объяснения.
Глава администрации Засечного сельского совета Пензенского района Макаров В.А. в судебном заседании заявленные требования признал, суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он заступил на должность главы администрации Засечного сельского совета, сразу же вся территория муниципального образования им была проверена, обнаружено пять несанкционированных свалок, в том числе свалка в районе садоводческого общества <данные изъяты>. Факт бездействия администрации имел место, однако в настоящее время принимаются меры для устранения свалки и рекультивации земель. Были проведены котировки на уборку свалок, тендер на уборку и вывоз мусора с указанной свалки выиграла индивидуальный предприниматель ФИО5. Уборку свалки планируется закончить к ДД.ММ.ГГГГ
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обязательности оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду и создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области и охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, которые могут вызвать истощение природных ресурсов и иные негативные изменения окружающей среды.
В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ земля охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Согласно ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель землепользователи, в том числе арендаторы земельных участков, обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия и их защите, в том числе от загрязнения и захламления отходами производства и потребления, а также землепользователи обязаны проводить и другие мероприятия по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения, жидких из неканализационных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В соответствии с п.2.2.2 правил для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Пунктом 6.4 предусмотрено, что предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.
В судебном заседании установлено, что на территории Засечного сельского совета в районе садоводческого общества <данные изъяты> имеется место несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> метров, общий объем твердых бытовых отходов составляет <данные изъяты> куб. м. Данные отходы находятся на землях муниципального образования с. Засечное, что подтверждается справкой администрации Засечного сельсовета. Суду предоставлены также справка по результатам проверки и фототаблицы к данной справке.
Поскольку до настоящего времени твердые бытовые отходы со свалки не вывезены, что подтверждается пояснениями главы администрации Засечного сельского совета Макарова В.А., заявление прокурора суд признает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Так как прокурор в силу п.9 ст.333.36 НК РФ, а администрация Засечного сельсовета в силу п.19 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в соответствии с ч.4 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным бездействие администрации Засечного сельского совета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по вывозу бытовых отходов, регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Обязать администрацию Засечного сельского совета Пензенского района организовать и провести рекультивацию места несанкционированного размещения отходов на площади <данные изъяты> в районе садоводческого товарищества <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через районный суд в течение 10 суток.
Председательствующий: