Дело № 2-712 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Пенза «13» сентября 2012 г. Пензенский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Аброськиной Л.В. при секретаре Шмелевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пензенского района об обжаловании бездействия Комитета местного самоуправления рабочего поселка Золотаревка Пензенского района Пензенской области, у с т а н о в и л: Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая на то, что в ходе проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере противодействия коррупции, в частности, Федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», установлено, что во исполнение федерального законодательства решением Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка от 21.09.2010 г. № 148-56/5 принят Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка. Пунктом 21 указанного Порядка предусмотрена обязанность размещать на официальном сайте администрации сельсовета в сети Интернет проекты нормативных правовых актов с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Между тем, как показала проведенная проверка, указанная обязанность органом местного самоуправления не выполняется. В июле - августе 2012 г. комитетом местного самоуправления р.п. Золотаревка были приняты следующие нормативно-правовые акты: Решение Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка 17.07.2012 № 308-119/5 «О мерах социальной защиты работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и членов их семей на территории р.п. Золотаревка Пензенского района», Решение Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка 17.07.2012 № 309-119/5 «Об утверждении положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих р.п. Золотаревка Пензенского района». При этом проекты указанных решений представительного органа, носящие нормативный характер, затрагивающие права и свободы неопределенного круга лиц и нацеленные на неоднократное применение в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы, как того требует действующее законодательство, не размещались. Более того,03.08.2012 г. Решением КМС р.п. Золотаревка утвержден проект Решения КМС «О внесении изменений в Устав р.п. Золотаревка Пензенского района» в целях приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный Закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».По информации, полученной в ходе проверки, планируемая дата принятия Комитетом местного самоуправления решения «О внесении изменений в Устав р.п. Золотаревка Пензенского района» намечена на 17.09.2012г. Однако до настоящего времени проект решения Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка «О внесении изменений в Устав р.п. Золотаревка Пензенского района» с целью обеспечения прав различных институтов гражданского общества и граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы на сайте администрации р.п. Золотаревка не размещен. Обеспечение прав неопределенного круга лиц на проведение независимой антикоррупционной экспертизы в частности проекта решения о внесении изменений в Устав является обязанностью представительного органа местного самоуправления. Просил суд признать незаконным бездействие Комитета местного самоуправленияр.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области, выразившееся в не размещении в порядке, предусмотренном антикоррупционным законодательством РФ, проектов нормативно-правовых актов в сети Интернет для обеспечения реализации права институтов гражданского общества и граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, обязать Комитет местного самоуправления р.п. Золотаревка в порядке, установленном действующим законодательством, разместить проект решения Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка «О внесении изменений в Устав р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации р.п. Золотаревка в сети Интернет. В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Агапова О.А. на заявленных требованиях настаивала, просила заявление удовлетворить. Представитель Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области - специалист I категории администрации р.п. Золотаревка Кузнецова Т.А., действующая на основании доверенности от 12.09.2012г., в судебном заседании с заявлением прокурора согласна, пояснила, что Комитетом местного самоуправления р.п. Золотаревка проект решения «О внесении изменений в Устав р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации р.п. Золотаревка в сети Интернет до настоящего времени не размещен. Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка Кузнецову Т.А., суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет". На основании ст. 10 Закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети "Интернет". В силу ч. 1 ст. 13 Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований. Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты. Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. В соответствии со ст. 3 Закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. В соответствии с п. 21 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка, утвержденного решением Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области от 21.09.2010 № 148-56/5, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов Комитета местного самоуправления. В этих целях проекты размещаются на официальном сайте администрации р.п. Золотаревка в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их внесения в Комитет местного самоуправления р.п. Золотаревка, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней. Представленными Решениями Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка от 17.07.2012 г. № 308-119/5, № 309-119/5 подтверждается принятие нормативных правовых актов представительным органом местного самоуправления р.п. Золотаревка в июле 2012 г. Отсутствие размещения в сети Интернет Комитетом местного самоуправления р.п. Золотаревка проектов нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления подтверждается представленным письмом главы р.п. Золотаревка от 23.08.2012г. Согласно письму главы р.п. Золотаревка Пензенского района от 23.08.2012 г. решение Комитета местного самоуправления о проекте решения «О внесении изменений в Устав» от 03.08.2012г. № 312-120/5 опубликовано в информационном бюллетене «Золотаревские вести», точная дата сессии, на которой планируется утвердить проект решения «О внесении изменений в Устав», не утверждена, проект решения «О внесении изменений в Устав» в сети Интернет не размещен. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Комитет местного самоуправления р.п. Золотаревка самоустранился от предусмотренной законодательством РФ обязанности разместить проект решения Комитета местного самоуправления р.п. Золотаревка «О внесении изменений в Устав р.п. Золотаревка Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации р.п. Золотаревка в сети Интернет для обеспечения реализации права граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. По этим основаниям суд находит требования прокурора обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, р е ш и л: Заявление прокурора Пензенского района Пензенской области об обжаловании бездействия Комитета местного самоуправления рабочего поселка Золотаревка Пензенского района Пензенской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие Комитета Местного самоуправления рабочего поселка Золотаревка Пензенского района Пензенской области, выразившееся в не размещении в порядке, предусмотренном антикоррупционным законодательством РФ, проектов нормативно-правовых актов в сети Интернет для обеспечения реализации права институтов гражданского общества и граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов. Обязать Комитет местного самоуправления рабочего поселка Золотаревка в порядке, установленном действующим законодательством, разместить проект решения Комитета местного самоуправления рабочего поселка Золотаревка «О внесении изменений в Устав рабочего поселка Золотаревка Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации рабочего поселка Золотаревка в сети Интернет. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение 1 месяца со дня вынесения. Председательствующий: