Решение от 12.09.2012г. об обжаловании бездействия КМС Леонидовского сельсовета Пензенского района



Дело № 2-678 (2012)     

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пенза                «12» сентября 2012 г.

Пензенский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Аброськиной Л.В.

при секретаре Ивановой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пензенского района об обжаловании бездействия Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области,

у с т а н о в и л:

Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая на то, что в ходе проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства в сфере противодействия коррупции, в частности, Федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», установлено, что во исполнение федерального законодательства решением Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета от 24.09.2010 г. № 118-40/5 принят Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета. Пунктом 21 указанного Порядка предусмотрена обязанность размещать на официальном сайте администрации сельсовета в сети Интернет проекты нормативных правовых актов с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Между тем, как показала проведенная проверка, указанная обязанность органом местного самоуправления не выполняется. В июле - августе 2012 г. комитетом местного самоуправления Леонидовского сельсовета были приняты следующие нормативно-правовые акты: Решения КМС Леонидовского сельсовета от 03.08.2012 № 268-82/5 «Об утверждении положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих Леонидовского сельсовета Пензенского района», Решение КМС Леонидовского сельсовета № 273-83/5 от 06.08.2012г. «О внесении изменений в Решение Комитета местного самоуправления № 216-66/5 от 23.12.2011г. «О бюджете Леонидовского сельсовета Пензенского района на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг.» и пр.При этом проекты указанных решений представительного органа, носящие нормативный характер, затрагивающие права и свободы неопределенного круга лиц и нацеленные на неоднократное применение в сети Интернет для проведения независимой антикоррупционной экспертизы, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы, как того требует действующее законодательство, не размещались. Более того,03.08.2012 г. Решением КМС Леонидовского сельсовета утвержден проект Решения КМС «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района» в целях приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный Закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». По информации, полученной в ходе проверки, планируемая дата принятия Комитетом местногосамоуправления решения «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района» намечена на 17.09.2012г. Однако до настоящего времени проект решения Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района» с целью обеспечения прав различных институтов гражданского общества и граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы на сайте администрации Леонидовского сельсовета не размещен. Обеспечение прав неопределенного круга лиц на проведение независимой антикоррупционной экспертизы в частности проекта решения о внесении изменений в Устав является обязанностью представительного органа местного самоуправления.

Просил суд признать незаконным бездействие Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в не размещении в порядке, предусмотренном антикоррупционным законодательством РФ, проектов нормативно-правовых актов в сети Интернет для обеспечения реализации права институтов гражданского общества и граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, обязать Комитет местного самоуправления Леонидовского сельсовета в порядке, установленном действующим законодательством, разместить проект решения Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации Леонидовского сельсовета в сети Интернет.

В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Агапова О.А. на заявленных требованиях настаивала, просила заявление удовлетворить.

Представитель Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области Акишина Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявлением прокурора согласна, пояснила, что Комитетом местного самоуправления Леонидовского сельсовета проект решения «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации Леонидовского сельсовета в сети Интернет до настоящего времени не размещен, планируемая дата принятия указанного решения - 17.09.2012г.

Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя Комитета местного самоуправления Акишину Л.Н. суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться путем размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

На основании ст. 10 Закона государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации, в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), создаются пункты подключения к сети "Интернет".

В силу ч. 1 ст. 13 Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит, в том числе информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, а также нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В соответствии со ст. 3 Закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

В соответствии с п. 21 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета, утвержденного решением Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета от 24.09.2010 № 118-40/5, институты гражданского общества и граждане могут в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проводить независимую антикоррупционную экспертизу проектов Комитета местного самоуправления. В этих целях проекты размещаются на официальном сайте администрации Леонидовского сельсовета в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их внесения в Комитет местного самоуправления Леонидовского сельсовета, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой экспертизы. Указанный срок не может быть менее 5 рабочих дней.

Представленными Решениями Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета от 06.08.2012 г. № 274-83/5, № 275-83/5 подтверждается принятие нормативных правовых актов представительным органом местного самоуправления Леонидовского сельсовета в августе 2012 г.

Отсутствие размещения в сети Интернет Комитетом местного самоуправления Леонидовского сельсовета проектов нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления подтверждается представленным письмом главы Леонидовского сельсовета от 24.08.2012г.

Согласно письму главы Леонидовского сельсовета Пензенского района от 24.08.2012 г. решение Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета от 03.08.2012г. № 270-82/5 «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» опубликовано в информационном бюллетене «Местные вести» № 9, № 10. Дата сессии, на которой планируется утвердить проект решения «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» в настоящее время не известна. Проект решения КМС «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» в сети Интернет не размещен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Комитет местного самоуправления Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области самоустранился от предусмотренной законодательством РФ обязанности разместить проект решения Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации Леонидовского сельсовета в сети Интернет для обеспечения реализации права граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

По этим основаниям суд находит требования прокурора обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление прокурора Пензенского района Пензенской области об обжаловании бездействия Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Комитета Местного самоуправления Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области, выразившееся в не размещении в порядке, предусмотренном антикоррупционным законодательством РФ, проектов нормативно-правовых актов в сети Интернет для обеспечения реализации права институтов гражданского общества и граждан на проведение независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов.

Обязать Комитет местного самоуправления Леонидовского сельсовета в порядке, установленном действующим законодательством, разместить проект решения Комитета местного самоуправления Леонидовского сельсовета «О внесении изменений в Устав Леонидовского сельсовета Пензенского района Пензенской области» на официальном сайте администрации Леонидовского сельсовета в сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение 1 месяца со дня вынесения.

       

Председательствующий: