Дело № 2-407/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Пенза 08 июня 2012г. Пензенский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Шветко Д.В. с участием помощника прокурора Пензенского района Новокщеновой Е.В., при секретаре Бубновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пензенского района к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» об организации выполнения работ по возведению специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения специального пандуса либо пологого спуска к объекту социальной инфраструктуры, УСТАНОВИЛ: Прокурор Пензенского района обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов на территории Пензенского района было установлено, что МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. Так установлено, что инвалидам, использующим кресла-коляски, беспрепятственно войти в здание МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр», расположенного в <адрес>, <адрес>, <адрес>, не представляется возможным, ввиду отсутствия на входе в здание специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пологого спуска либо специального пандуса. МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр», являясь органом социальной инфраструктуры, нарушает установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством права инвалидов, ущемляя тем самым их право на свободное и доступное обращение в органы социальной инфраструктуры. Прокурор Пензенского района просит обязать МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» организовать выполнение работ по возведению специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пандуса либо пологого спуска к объекту социальной инфраструктуры - МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» в соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В судебном заседании помощник прокурора Пензенского района Новокщенова Е.В. доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить исковые требования. Представитель ответчика МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» директор Власова Г.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что в настоящее время центром сделан пандус из металлического уголка без поручней. Однако прокуратура Пензенского района считает данный пандус несоответствующим нормам и правилам по благоустройству муниципальных образований. С мнением прокурора о необходимости установления другого пандуса согласна. Представитель третьего лица глава администрации Кучкинского сельсовета Сычков Н.И. не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. Подтвердил, что пандус к зданию МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» имеется, однако он не соответствует нормам и правилам по благоустройству муниципальных образований, в связи с чем необходимо установить другой пандус. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Ст.2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст.1 Федерального закона № 181 от 24.11.1995г. «О Социальной защите инвалидов» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Согласно ст.2 названного Федерального закона РФ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.15 Федерального закона «О Социальной защите инвалидов» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ сер.№ от ДД.ММ.ГГГГ. подтверждает, что МБУК «Кучкинский ПБДЦ» внесен в ЕГРЮЛ как юридическое лицо (л.д.16). В соответствии с п.1.1 Устава МБУК «Кучкинский ПБДЦ» является некоммерческим, информационным, многопрофильным учреждением культуры, в т.ч. общедоступным (публичным) и бесплатным для пользования гражданами библиотечным учреждением, обеспечивающим поддержку и развитие библиотечной деятельности различных направлений, форм, видов и жанров, созданным муниципальным образованием - Кучкинский сельсовет Пензенского района Пензенской области. Согласно п.2.1 Устава одной из основных целей БДЦ является обеспечение условий для осуществления прав граждан на приобщение к ценностям науки, культуры, литературы, на свободный доступ к информации. Таким образом, исходя из положений Устава, МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» является органом социальной инфраструктуры (л.д.17-26). За МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» закреплено на праве оперативного управления здание нежилого назначения - сельский дом культуры, местоположение которого, согласно техническому паспорту: <адрес>, пе<адрес>. На основании устава учреждения МБУК «Кучкинский ПБДЦ» обязано эффективно использовать закрепленное за ним имущество в соответствии с целями своей деятельности и назначением (п.5.7 Устава). Таким образом, обязанность по оборудованию входа пандусом либо полым спуском к центральному входу объекта социальной инфраструктуры лежит на МБУК «Кучкинский ПБДЦ». Судом исследовались представленные представителем ответчика фотографии, из которых следует, что МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» возведен пандус из металлического уголка, отсутствуют поручни, поверхность пандуса является скользкой, что не соответствует требованиям приказа Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований". Так, согласно п.п.2.4.4 вышеуказанного приказа при уклонах пешеходных коммуникаций более 60 промилле следует предусматривать устройство лестниц. На основных пешеходных коммуникациях в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых ступени и лестницы следует предусматривать при уклонах более 50 промилле, обязательно сопровождая их пандусом. При пересечении основных пешеходных коммуникаций с проездами или в иных случаях, оговоренных в задании на проектирование, следует предусматривать бордюрный пандус для обеспечения спуска с покрытия тротуара на уровень дорожного покрытия. Согласно п.2.4.5 при проектировании открытых лестниц на перепадах рельефа высоту ступеней рекомендуется назначать не более 120 мм, ширину - не менее 400 мм и уклон 10 - 20 промилле в сторону вышележащей ступени. После каждых 10 - 12 ступеней рекомендуется устраивать площадки длиной не менее 1,5 м. Край первых ступеней лестниц при спуске и подъеме рекомендуется выделять полосами яркой контрастной окраски. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша следует устанавливать одинаковыми по ширине и высоте подъема ступеней. При проектировании лестниц в условиях реконструкции сложившихся территорий населенного пункта высота ступеней может быть увеличена до 150 мм, а ширина ступеней и длина площадки - уменьшена до 300 мм и 1,0 м соответственно Пандус обычно выполняется из нескользкого материала с шероховатой текстурой поверхности без горизонтальных канавок. При отсутствии ограждающих пандус конструкций следует предусматривать ограждающий бортик высотой не менее 75 мм и поручни. Зависимость уклона пандуса от высоты подъема рекомендуется принимать по таблице 12 Приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Уклон бордюрного пандуса следует, как правило, принимать 1:12 (п.2.4.6). При повороте пандуса или его протяженности более 9 м не реже чем через каждые 9 м рекомендуется предусматривать горизонтальные площадки размером 1,5 x 1,5 м. На горизонтальных площадках по окончании спуска следует проектировать дренажные устройства. Горизонтальные участки пути в начале и конце пандуса следует выполнять отличающимися от окружающих поверхностей текстурой и цветом (п.2.4.7). По обеим сторонам лестницы или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800 - 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего от стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом (2.4.8). Таким образом, суд приходит к выводу, что МБУК «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» в нарушение ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 2, п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СНиП 35-01-2001 и Свода правил по проектированию и строительству "Требования доступности общественных зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятых Постановлением Госстроя Российской Федерации 29 ноября 1999 года N 73 (СП 31-102-99), приказа Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" не создало надлежащих условий для доступа инвалидов-колясочников к своему зданию, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Пензенского района к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» об организации выполнения работ по возведению специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения специального пандуса либо пологого спуска к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр» организовать выполнение работ по возведению специально приспособленного и оборудованного для свободного передвижения пандуса либо пологого спуска к центральному входу объекта социальной инфраструктуры - муниципальному бюджетному учреждению культуры «Кучкинский поселенческий библиотечно-досуговый центр». Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд в течение месяца. Председательствующий