кассационное определение по жалобе на приговор суда



Судья - Симакин В.Д.       дело № 22-169

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пенза       24 февраля 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам

Пензенского областного суда в составе:

председательствующего - Акатовой Т.Д.,

судей      Кирьянова Ю.В. и Потаповой О.Н.,

при секретаре Панковой А.С.

рассмотрела в судебном заседании от 24.02.2011 г. кассационную жалобу адвоката Лисина В.А. на приговор Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 23.12.2010 года, которым

Никулин М.И., родившийся <...> в г. <...>, ранее судимый:

07 апреля 2010 года Нижнеломовским районным судом Пензенской области по ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком два года, постановлением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 26 августа 2010 года испытательный срок продлён на один месяц,

признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст.30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч.1 ст. 228 УК РФ, и назначено ему наказание:

по ч. 3 ст.30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ в виде лишения свободы сроком на восемь лет один месяц;

по ч. 1 ст. 228 УК РФ - в виде лишения свободы сроком на два года.

На основании ч. 3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путём частичного сложения наказаний окончательно назначено Никулину М.И. наказание в виде лишения свободы сроком на восемь лет три месяца.

В соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ Никулину М.И. условное осуждение по приговору Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 7 апреля 2010 года отменено.

На основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к назначенному наказанию присоединено частично неотбытое наказание по приговору Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 7 апреля 2010 года и окончательно назначено к отбытию восемь лет шесть месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Меру пресечения Никулину М.И. до вступления приговора в законную силу постановлено оставить без изменения - содержание под стражей.

Зачтено Никулину М.И. в срок отбытия наказания время его предварительного содержания под стражей с 29 сентября 2010 года.

Заслушав доклад судьи Кирьянова Ю.В., выслушав адвоката Лисина В.А., поддержавшего жалобу, мнение прокурора Антоновой Н.Н., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Никулин М.И. в г. <адрес> совершил покушение на незаконный сбыт наркотических средств (гашишного масла 27.08.2010 года - 351,789 гр., 30.08.2010 года - 232,98 гр.) в особо крупном размере, незаконные приобретение и хранение (с 27.08.2010 года по 24.09.2010 года) без цели сбыта наркотических средств (марихуаны массой не менее 17,73 гр.) в крупном размере, при указанных в приговоре обстоятельствах.

В кассационной жалобе адвокат Лисин В.А. просит отменить приговор в отношении Никулина М.И.

В обоснование этого автор жалобы указывает, что Никулин М.И. никогда не занимался сбытом наркотиков, сведений об этом не имеется и все противозаконные действия Никулиным были совершены в результате провокационных действий сотрудников наркоконтроля.

Просит учесть, что утверждение осуждённого о предоставлении ему конопли Г.Ю.В. не опровергнуто, место сбора конопли не осматривалось.

Обращает внимание, что признательные показания в качестве подозреваемого 25.09.2010 года были даны Никулиным М.И. в результате незаконных методов ведения следствия со стороны сотрудников наркоконтроля.

Считает, что все доказательства по делу следует признать недопустимыми, с учётом вышеизложенного.

В возражениях государственный обвинитель Лёвин В.В. просит приговор суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.

Виновность Никулина М.И. подтверждена совокупностью согласующихся между собой доказательств, исследованных в судебном заседании и с достаточной полнотой приведенных в приговоре.

Кроме частичного признания Никулиным М.И. своей вины в содеянном, его вина при обстоятельствах установленных судом, объективно подтверждена показаниями самого Никулина М.И. в качестве подозреваемого в ходе предварительного расследования (т.1 л.д. 101-1040, где им признаётся факт изготовления гашишного масла и передачи его дважды Г.Ю.В. - 27.08.2010 года и ещё раз через 3-4 дня соответственно за 500 рублей каждый раз, а также факт обнаружения у него дома в ходе обыска газетного свёртка с марихуаной, которую он сорвал ночью 27 августа 2010 года на колхозном рынке.

Данные показания Никулина М.И. получены в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, соответствуют другим исследованным в судебном заседании доказательствам по делу и объективно положены в основу приговора.

Применение к Никулину незаконных методов ведения в ходе следствия проверялось и своего подтверждения не нашло, о чём имеются соответствующие постановления следственных органов, ссылки на которые приведены в приговоре суда, оснований сомневаться в законности и обоснованности принятых решений не имеется, поэтому доводы жалобы адвоката в этой части несостоятельны.

Изменение Никулиным показаний, данных на следствии в качестве подозреваемого, суд первой инстанции обоснованно расценил как попытку смягчить ответственность за содеянное, с этим выводом полностью согласна и судебная коллегия.

Свидетель Г.Ю.В. - сотрудник УФСКН, приобретавший дважды у Никулина наркотики - гашишное масло по 500 рублей в ходе оперативных мероприятий «проверочная закупка наркотиков», подтвердил данные обстоятельства, а также отсутствие провокационных действий со своей стороны, указав, что предложение изготовить наркотик исходило именно от Никулина М.И.

Свидетель М.М.А. - сотрудник УФСКН подтвердил поступление оперативной информации о том, что молодой человек по имени Максим занимается изготовлением и сбытом наркотического средства - гашишного масла, указанное нашло затем своё подтверждение: 27 и 30 августа 2010 года Никулин продал Г.Ю.В. жидкость, являющуюся наркотическим средством - гашишным маслом. Ночью с 23 на 24 сентября 2010 года был проведён обыск в доме Никулина М.И., где был обнаружен газетный свёрток с марихуаной, а также марихуана была обнаружена при личном досмотре Никулина в карманах его брюк.

Указанное опровергает доводы автора кассационной жалобы о невиновности Никулина М.И. и провокации со стороны сотрудников УФСКН.

Законность проведения ОРМ подтвердили свидетели из числа понятых - А.А.С., К.О.В., а понятые Г.Д.В. и М.В.Н. подтвердили законность и результаты обыска в домовладении Никулина, что опровергает доводы виновного о подброске ему наркотика при обыске сотрудниками наркоконтроля.

Оснований сомневаться в правдивости показаний указанных выше свидетелей у суда не имелось, поскольку они подтверждены совокупностью всех доказательств, исследованных в судебном заседании.

Из заключений химических экспертиз следует, что жидкость внутри двух полимерных бутылок, добровольно выданная 27 августа 2010 года Г.Ю.В., является наркотическим средством - маслом каннабиса (гашишным маслом), массой- 350,48 грамма (т. 1 л.д.131-132); вещество в бутылке, добровольно выданной 30 августа 2010 года Г.Ю.В., является наркотическим средством - масло каннабиса (гашишное масло), массой наркотического средства в перерасчёте на сухой остаток - 225,94 грамма (т.1 л.д.144-145); вещество растительного происхождения, изъятое с 23 на 24 сентября 2010 года в ходе обыска по месту жительства Никулина М.И., является наркотическим средством марихуана, массой - 17,73 грамма (т.1 л.д. 157-158).

Вина Никулина подтверждается и другими, указанными в приговоре доказательствами, доказательственное значение которых полно приведено судом первой инстанции в приговоре.

Действиям Никулина М.И., с учётом позиции государственного обвинителя и положений ст. 252 УП РФ, судом дана верная юридическая оценка по ч. 3 ст.30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч.1 ст. 228 УК РФ, с чем согласна и судебная коллегия.

Суд пришёл к достоверным выводам о доказанности вины Никулина М.И. в покушении на незаконный сбыт наркотических средств в особо крупном размере, поскольку он 27 августа 2010 года изготовил и продал Г.Ю.В. наркотическое средство - гашишное масло массой в пересчёте на сухой остаток 351,789 грамма, 30 августа 2010 года, продолжая свой преступный умысел, изготовил и продал Г.Ю.В. наркотическое средство - гашишное масло массой в пересчёте на сухой остаток 232,98 грамма, однако свой преступный умысел довести до конца не смог, поскольку наркотическое вещество в ходе проводимого сотрудниками наркоконтроля оперативно-розыскного мероприятия было изъято. Он же 27 августа 2010 года путём сбора растений конопли незаконно приобрёл наркотическое средство - марихуану в крупном размере, которое по 24 сентября 2010 года незаконно хранил без цели сбыта в своём доме.

Все без исключения доводы, приведённые адвокатом осужденного в кассационной жалобе, были предметом тщательного исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, с выводами суда полностью согласна и судебная коллегия.

Отрицание Никулиным М.И. умысла на сбыт наркотического средства и его доводы об изготовлении наркотического средства - гашишного масла для личного потребления судом объективно расценены как способ защиты.

Утверждение адвоката Лисина В.А. в кассационной жалобе, что все доказательства, собранные в ходе предварительного расследования, являются недопустимыми, не основаны на законе, поскольку доказательства по данному уголовному делу собраны в строгом соответствии с требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, и обоснованно положены в основу приговора.

Тот факт, что в ходе предварительного следствия не были осмотрены место сбора Никулиным М.И. растений конопли и место изготовления гашишного масла, о чём указано в кассационной жалобе адвоката, не свидетельствует о невиновности Никулина, поскольку способы приобретения и изготовления наркотического средства на квалификацию покушения на сбыт наркотического средства в особо крупном размере не влияют.

Кроме того, как следует из показаний Никулина М.И. данных им в качестве подозреваемого на предварительном следствии, наркотическое средство он сорвал около здания бывшей чайной, расположенной на <адрес>. Место изготовления Никулиным М.И. наркотического средства (гашишного масла) в овраге на краю г. <адрес> за <адрес> указано самим Никулиным М.И. как в ходе предварительного расследования уголовного дела, так и в суде. Его показания о месте изготовления наркотического средства также подтверждены показаниями свидетелей Г.Ю.В., М.М.А.

К доводам кассационной жалобы адвоката о том, что со стороны сотрудников госнаркоконтроля имела место провокация, суд правильно отнёсся критически, поскольку они приведены с целью смягчить наказание виновного Никулина М.И.

Нарушений уголовно - процессуального закона в ходе расследования и рассмотрения дела не допущено, все значимые обстоятельства в приговоре суда приведены.

Наказание Никулину М.И. назначено судом с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о личности, обстоятельств дела, соразмерно содеянному, оснований к применению положений ст.ст. 64, 73 УК РФ не имеется.

Вид исправительного учреждения Никулину М.И. судом определён правильно.

Свои выводы при постановлении приговора суд мотивировал, и не соглашаться с ними, оснований нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 23.12.2010 года в отношении Никулина М.И. - оставить без изменения, кассационную жалобу адвоката Лисина В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: