кассационное определение по жалобам на приговор районного суда



Судья - Прошкин С.В.       дело № 22-1459

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пенза       02 ноября 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам

Пензенского областного суда в составе:

председательствующего - Акатовой Т.Д.,

судей      Кирьянова Ю.В. и Потаповой О.Н.,

при секретаре Панковой А.С.

рассмотрела в судебном заседании от 02.11.2011 г. кассационные жалобы осужденного Исайкина С.Е. и адвоката Новоженова А.Н. на приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 14.09.2011 года, которым

Исайкин С.Е., <...> года рождения, <...> ранее не судимый,

признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, за которые назначено наказание:

- по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (по факту покушения на незаконный сбыт препарата (смеси), массой 2, 996 гр., содержащим наркотическое средство дезоморфин) - по которой назначено наказание с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ в виде восьми лет лишения свободы;

- по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (по факту покушения на незаконный сбыт препарата (смеси), массой 3, 952 гр., содержащим наркотическое средство дезоморфин) - по которой назначено наказание с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ в виде восьми лет лишения свободы.

По совокупности указанных преступлений, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено Исайкину С.Е. окончательное наказание в виде восьми лет трех месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Избранная Исайкину С.Е. мера пресечения в виде заключения под стражу до вступления приговора в законную силу оставлена прежней.

Срок отбытия наказания Исайкину С.Е. исчислен с 17 июня 2011 г., то есть со дня избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Заслушав доклад судьи Кирьянова Ю.В., выслушав в режиме видеоконференции осуждённого Исайкина С.Е. и адвоката Новоженова А.Н., поддержавших кассационные жалобы, мнение прокурора Зеленченко О.О., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Исайкин С.Е. совершил два покушения на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере:

5 апреля 2011 г. сбыт И.О.В. - препарат (смесь), массой 2, 996 гр., содержащий наркотическое средство дезоморфин;

7 апреля 2011 г. сбыт И.О.В. - препарат (смесь), массой 3, 952 гр., содержащий наркотическое средство дезоморфин.

Преступления совершены им в <адрес>, в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» наркотических средств, при указанных в приговоре обстоятельствах.

В кассационной жалобе осуждённый Исайкин С.Е., просит пересмотреть чрезмерно суровый приговор и назначить ему менее строгое наказание с применением ст. 64 УК РФ, учитывая его активное участие в раскрытии преступления.

Просит учесть, что вина его по эпизоду от 05.04.2011 года не доказана, а по эпизоду от 07.04.2011 года он вину признал частично.

Обращает внимание, что в данном уголовном деле его роль является незначительной, цели наживы он не преследовал, просит переквалифицировать свои действия на пособничество в сбыте.

Считает, что его действия следует квалифицировать одним составом, ввиду однородности действий.

В кассационной жалобе адвокат Новоженов А.Н. просит приговор суда в отношении Исайкина С.Е. отменить.

В обоснование указывает, что по эпизоду от 05.04.2011 года вывод суда о сбыте наркотика группой лиц по предварительному сговору ничем не подтверждён, Исайкин непосредственно в сбыте изготовленного дезоморфина И.О.В. не принимал.

Полагает адвокат, что по эпизоду от 07.04.2011 года помощь Исайкина, трясшего пластиковую бутылку с бензином и таблетками, нельзя признать участием в изготовлении и как следствие считать подтверждением умысла на сбыт, поскольку умысел Исайкина был направлен лишь на личное потребление изготовленного наркотика.

Считает, что действия сотрудников наркоконтроля по второму проведению проверочной закупки наркотика 07.04.2011 года являются провокацией преступления.

Полагает защитник, что умысел на сбыт наркотика возник у Исайкина и Ф.О.В. не самостоятельно, а в результате провокационных действий сотрудников наркоконтроля.

Обращает внимание на то, что суд не рассмотрел должным образом ходатайства о вызове Ф.О.В., об истребований детализации звонков с сотовых телефонов Исайкина, Ф.О.В., И.О.В., не дал оценки нахождения И.О.В. с Ф.О.В. в неприязненных отношениях, необоснованности вывода об отсутствии у Исайкина оснований для применения к нему положений ст. 64 УК РФ, второстепенности роли последнего в событиях, отсутствие у него корыстного интереса.

В возражениях заместитель прокурора Октябрьского района г. Пензы Винник Т.И. просит приговор суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия находит приговор суда в отношении Исайкина С.Е. подлежащим изменению по следующим основаниям.

Виновность Исайкина С.Е. в содеянном, подтверждена показаниями самого Исайкина С.Е.на следствии (л.д. 146-148 т.1), где признаётся факт совершения им преступлений 05.04.2011 года и 07.04.2011 года при обстоятельствах установленных судом и приведённых в приговоре; показаниями свидетелей Н.С.В. - сотрудника УФСКН, проводившего ОРМ «проверочная закупка наркотика», И.О.В.- закупщика наркотика, подтвердивших вышеизложенное, совокупностью других согласующихся между собой доказательств, исследованных в судебном заседании и с достаточной полнотой приведенных в приговоре.

Показания указанных свидетелей являются четкими, последовательными, согласуются между собой и с другими доказательствами. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей не имелось, поэтому суд обоснованно признал их достоверными.

Вина Исайкина С.Е. подтверждается также материалами проверочных закупок: (т. 1 л.д. 7, 9-10, 17, 81, 84, 46-55, 97), заключениями судебных химических экспертиз (т. 1 л.д. 36-37, 101-102, 62-63, 68-72), заключением судебной дактилоскопической экспертизы (т. 1 л.д. 110-111), протоколами медицинского освидетельствования Ф.О.В. и Исайкина С.Е. (т. 1 л.д. 181-183, 184-186), доказательственное значение которых полно приведено в приговоре.

Из данных показаний достоверно установлено, что умысел Исайкина С.Е. был направлен на незаконный сбыт наркотического средства дезоморфин И.О.В. - 05 апреля 2011 г. массой не менее 2, 996 гр., а 07 апреля 2011 г. массой 3, 952 гр.

Совершённые Исайкиным С.Е. действия правильно квалифицированы судом первой инстанции по преступлениям от 05 и 07.04.2011 года каждый по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, с чем полностью согласна и судебная коллегия.

При этом все квалифицирующие признаки нашли своё подтверждение и мотивированы судом должным образом.

Вид и количество наркотических средств по указанным преступлениям объективно подтверждены заключениями специалистов и заключениями судебных химических экспертиз.

Все без исключения доводы о невиновности Исайкина, изложенные в кассационных жалобах осужденного и адвокат, ранее были предметом тщательного исследования в суде первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, с данной оценкой полностью согласна и судебная коллегия.

Доводы жалоб о невиновности Исайкина С.Е. опровергаются его показаниями на следствии, которые суд обоснованно положил в основу приговора.

Доводы кассационной жалобы защиты об имевшей место провокации преступления со стороны сотрудников наркоконтроля, переквалификации действий Исайкина на посредничество в незаконном приобретении наркотических средств И.О.В., являются несостоятельными.

Объективно установлено, что со стороны сотрудников наркоконтроля не было провокации преступлений, поскольку сотрудники УФСКН действовали законно, объём и характер их действий определялся задачами, которые были сформулированы перед ними постановлениями руководителя о проведении оперативно-розыскных мероприятий - проверочных закупок. Проведение ОРМ было организовано и проведено с целью проверки поступающей в УФСКН информации о незаконном сбыте наркотических средств, а после установления причастности к нему Исайкина С.Е. - с целью документирования преступной деятельности и изъятия наркотических средств из незаконного оборота.

В судебном заседании достоверно установлено, что Исайкин и лицо, уголовное дело, в отношении которого выделено в отдельное производство, сами совершали активные действия, направленные на незаконные изготовление и сбыт дезоморфина, умысел на сбыт наркотических средств у них возник самостоятельно, до проведения оперативных мероприятий и независимо от деятельности правоохранительных органов.

Об умысле Исайкина на незаконный сбыт дезоморфина 05.04.2011 года свидетельствуют то, что на момент обращения И.О.В. наркотического средства не существовало, Исайкин лично совместно с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, в целях сбыта, изготовил наркотическое средство дезоморфин в особо крупном размере, которое по достигнутой договоренности И.О.В. непосредственно передало лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство. Таким образом, Исайкин С.Е. никаких посреднических действий не совершал, а совершил действия непосредственно направленные на выполнение объективной стороны незаконного сбыта наркотического средства.

При этом 07.04.2011 года, при аналогичных обстоятельствах, Исайкин уже лично передал шприц с наркотиком И.О.В. и был задержан сотрудниками наркоконтроля на месте совершения преступления.

Нарушений уголовно - процессуального закона в ходе расследования и рассмотрения дела не допущено, значимые обстоятельства в приговоре суда приведены.

Все ходатайства осуждённого и защиты разрешены в строгом соответствии с законом, судом дана должная оценка всем доказательствам по уголовному делу, что опровергает доводы кассационной жалобы адвоката в указанной части.

Доводы жалобы о квалификации действий Исайкина С.Е. как единого продолжаемого преступления по фактам от 5 и 7 апреля 2011 г. не состоятельны.

Как установлено в судебном заседании умысел у Исайкина на незаконный сбыт наркотических средств возникал 5 и 7 апреля 2011 года самостоятельно, о чем свидетельствует то, что последний по мере обращения И.О.В. за наркотиком каждый раз совершал действия, направленные на изготовление и незаконный сбыт дезоморфина.

Свои выводы в этой части суд мотивировал, оснований не соглашаться с ними не имеется.

Назначая наказание Исайкину С.Е., суд учел характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, личность виновного, влияние назначенного наказания на исправление осужденного, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, необоснованно придя к выводу об отсутствии у осуждённого смягчающих наказание обстоятельств.

Так, суд первой инстанции необоснованно не учёл у Исайкина такой вид деятельного раскаяния как активное способствование раскрытию и расследованию преступления, предусмотренный п. «и» ч.1 ст. 61 УК РФ, поскольку положил в основу приговора признательные показания Исайкина в ходе предварительного следствия, при этом отказ последнего от данных показаний в ходе судебного разбирательства не может влиять на их правовую оценку.

Судебная коллегия, оценивая обстоятельства уголовного дела в целом, в частности, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, наличие установленного смягчающего наказание обстоятельства в виде активного способствования Исайкиным раскрытию и расследованию преступления, а также, учитывая его молодой возраст, положительные характеристики, занятие трудовой деятельностью, полагает, что изложенные обстоятельства в их совокупности можно признать исключительными и смягчить назначенное по преступлениям наказание Исайкину с применением положений ст. 64 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Октябрьского районного суда г. Пензы от 14.09.2011 года в отношении Исайкина С.Е. - изменить и смягчить назначенное ему наказание:

по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт дезоморфина массой 2, 996 гр.) с применением ст. 64 УК РФ до 4 лет лишения свободы;

по ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (покушение на незаконный сбыт дезоморфина массой 3, 952 гр.) с применением ст. 64 УК РФ до 4 лет лишения свободы.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 и п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, ч. 3 ст. 30 и п. «г» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Исайкину С.Е. - 4 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

В остальном приговор в отношении Исайкина С.Е. - оставить без изменения, кассационные жалобы осужденного Исайкина С.Е. и адвоката Новоженова А.Н. - удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: