кассационное определение по кассационной жалобе осужденного на приговор суда



Судья - Шуаипов А.С.      Дело № 22-802

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пенза      08 августа 2012 года

Судебная коллегия по уголовным делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего - Акатовой Т.Д.

         судей -                    Попова П.Г. и Подшибякиной О.С.

при секретаре Панковой А.С.

рассмотрела в судебном заседании от 08.08.2012 года кассационную жалобу осужденного Бусыгина В.А. на приговор Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июня 2012 года, которым

Бусыгин В.А., <...> года рождения, несудимый,

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2009 года № 377 - ФЗ) к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

        Судом разрешен по существу гражданский иск потерпевшей: с осужденного Б.М.М. (по приговору суда) в пользу потерпевшей В.М.М. в возмещение материального ущерба взыскано 47761 рубль и компенсация морального вреда в размере по 100000 рублей.

Решен вопрос о вещественных доказательствах.

Заслушав доклад судьи Попова П.Г., объяснение осужденного Бусыгина В.А., его защитника - адвоката Бикмаевой Д.Ю., поддержавшей кассационную жалобу, мнение прокурора Майоровой К.А., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бусыгин В.А. осужден за совершение 01 апреля 2012 года в 15-том часу убийства У.А.В.

Преступление совершено при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Бусыгин В.А. вину в совершении преступления признал частично.

В кассационной жалобе осужденный Бусыгин В.А., считает что имеются основания для смягчения наказания, ввиду неправильного применения уголовного закона и несправедливостью приговора ввиду чрезмерной суровости, так как вину он признал, в содеянном раскаялся, с гражданским иском согласился и судом не было взято во внимание, что во время нанесения травмы потерпевшему У.А.В., последний вел себя аморально, нецензурно выражался, нанес ему удар бутылкой, и от испуга и шока за свою жизнь, обороняясь, он ударил У.А.В. ножом. Кроме этого судом не было взято во внимание его состояние здоровья, так как он является инвалидом третьей группы. Данные факты не были взяты судом во внимание, и просит снизить назначенный срок наказания.

В возражениях государственный обвинитель просит приговор Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июня 2012 года в отношении Бусыгина В.А. оставить без изменения.

При рассмотрении дела судом кассационной инстанции осужденный Бусыгин В.А., поддержав кассационную жалобу, заявил, что с квалификацией своих действий судом первой инстанции полностью согласен, но считает, что назначено слишком суровое наказание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что вина Бусыгина В.А. в умышленном причинении смерти другому человеку подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств, полно и правильно изложенных в приговоре.

Выводы суда о доказанности вины и юридическая квалификация действий Бусыгина В.А. являются правильными.

Так потерпевшая В.А.А. охарактеризовала осужденного как человека пьющего и конфликтного.

Свидетель П.В.С. - очевидец по делу подтвердил нахождение осужденного и У.А.В. в квартире последнего в состоянии алкогольного опьянения, и когда на крик У.А.В. он зашел на кухню, то увидел осужденного, в руке которого был нож и У.А.В. с нанесенным ему ножевым ранением. При этом У.А.В. пояснил, что ножевое ранение ему было нанесено осужденным Бусыгиным.

В ходе осмотра места происшествия от 01 апреля 2012 года <адрес> были обнаружены и изъяты нож, со следами бурого цвета, кусок ткани со следами бурого цвета, смыв вещества бурого цвета с пола (т. № 1 л.д. 9-25).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 107 от 22 марта 2012 года на кухонном ноже, смыве крови с пола, тканевом куске, изъятых при осмотре места происшествия, обнаружена кровь человека, не исключает ее происхождение от У.А.В. На рукоятке ножа обнаружен пот без примеси крови, что не исключает его происхождение от Бусыгина В.А. (т. № 1 л. д. 120-124).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 0694-Э от 15.05.2012 года смерть У.А.В. наступила от проникающего колото-резанного ранения грудной клетки справа спереди с повреждением верхней доли правого легкого (том № 1 л.д. 79-97).

Согласно заключению экспертизы вещественных доказательств № 137мк от 21.05.2012 года причинение колото-резанного ранения грудной клетки У.А.В. не исключает ножом, изъятом 01.04.2012 года в ходе осмотра места происшествия (том № 1 л.д. 103-114).

Судом дана оценка всем доказательствам в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, после которой суд правильно установил фактические обстоятельства дела и установил виновность осужденного Бусыгина В.А.

Доказательства, исследованные судом и изложенные в приговоре, являются достаточными.

Действия Бусыгина В.А. судом квалифицированы правильно по ч. 1 ст. 105 УК РФ, как совершение убийства, то есть умышленного причинения смерти другому человеку.

Доводы осужденного, что он, защищаясь от посягательства со стороны потерпевшего, так как тот нанес ему удар бутылкой по голове, нанес удар У.А.В. в область груди несостоятельный, так как в момент нанесения удара со стороны потерпевшего в адрес осужденного никакого посягательства не было, что было подтверждено показаниями свидетеля П.В.С. и обстоятельствами дела.

В момент нанесения Бусыгиным В.А. удара потерпевшему опасность посягательства со стороны потерпевшего в отношении Бусыгина В.А. отсутствовала, а потому действия Бусыгина В.А. не могут рассматриваться, как совершенные в состоянии необходимой обороны, либо при превышении ее пределов.

       Нанося с достаточной силой (о чем свидетельствует проникающий характер ранения, глубина раны) удар ножом в жизненно важную часть тела - грудную клетку справа спереди с повреждением верхней доли правого легкого, Бусыгин В.А. осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления смерти Бусыгина В.А. и желал этого.

       На основании исследованных доказательств суд, верно пришел к выводу, что причинение смерти потерпевшему было совершено в процессе ссоры осужденного с последним, произошедшей на почве личных неприязненных отношений, при этом оба и потерпевший, и Бусыгин В.А. находились в состоянии алкогольного опьянения.

С учетом характера действий подсудимого и данных экспертного психолого-нарколого-психиатрического исследования отсутствуют основания полагать, что Бусыгин В.А. находился в состоянии аффекта.

Утверждение осуждённого о несправедливости приговора ввиду его чрезмерной суровости являются необоснованными.

Наказание Бусыгину В.А. назначено в соответствии с требованием ст. 6, ч. 3 ст. 60 УК РФ соразмерно содеянному, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и данных о личности виновного, исследованных в суде с достаточной полнотой, смягчающее наказание обстоятельство, к которым суд отнес признание вины, что указано и в кассационной жалобе, а также влияния наказания на исправление осужденного.

Оснований к изменению приговора, снижению срока наказания, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, не имеется.

Довод осужденного, что судом не взято во внимание его состояние здоровья, что он является инвалидом третьей группы, является несостоятельным, поскольку в материалах дела сведений об этом не имеется и документально данный факт не подтвержден.

Ссылка осужденного на аморальное поведение потерпевшего, нецензурное выражение им не может быть судом взято как обстоятельство, смягчающее наказание, как не нашедшее своего подтверждения.

Нарушений норм УПК РФ при рассмотрении данного уголовного дела судебной коллегией не установлено.

Вместе с тем, в связи с нарушением норм ст. 151 и 1064 ГК РФ, приговор подлежит отмене в части удовлетворения гражданского иска с направлением дела в этой части для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, так как в резолютивной части приговора судом в пользу В.А.А. был взыскан имущественный ущерб и моральный вред с Б.М.М., процессуальное положение которого при рассмотрении уголовного дела не определено и каким способом данным лицом был причинен вред не указано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Железнодорожного районного суда г. Пензы от 20 июня 2012 года в отношении Бусыгина В.А. изменить.

Отменить приговор в части удовлетворения гражданского иска о взыскании с Б.М.М. в пользу В.А.А. в возмещение 47761 руб. имущественного ущерба и 100000 руб. морального вреда, дело в этой части направить на новое рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства в тот же суд в ином составе суда.

В остальной части приговор оставить без изменения.

Кассационную жалобу осуждённого Бусыгина В.А. - удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: