Судья Дербенёв Н.В. № 33-683 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 апреля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Потёминой Е.В. и судей Ирышковой Т.В., Елагиной Т.В. при секретаре Потаповой О.В. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по апелляционной жалобе Горбунова А.В. на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 08 февраля 2012 года, которым постановлено: Горбунову А.В. в удовлетворении иска к Сердобскому МРО ОАО «Пензаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Волги» о признании незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии, признании незаконными действия работников по начислению платы за потребляемую энергию в местах общего пользования с применением формулы № 9 пункта 3 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ № 307 от 2006 года, возложении обязанности производить с ним расчеты за оплату мест общего пользования по нормативу потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 2006 года по состоянию на 01.10.2010 года, отказать. Заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., судебная коллегия у с т а н о в и л а: Горбунов А.В. обратился в суд с иском к ОАО «Пензаэнергосбыт» о понуждении к перерасчету платы за электроэнергию, указав, что жилой дом <адрес>, в котором ему на праве собственности принадлежит квартира №, находится в непосредственном управлении собственников данного многоквартирного дома. По состоянию на 01.01.2010 в указанном жилом доме общедомовой прибор учета электроэнергии не был установлен, и до настоящего времени собственники помещений в данном многоквартирном жилом доме о его установке не заявляли. Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены сроки и порядок установки как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов. Статьей 13 указанного закона на собственников помещений многоквартирных жилых домов возложена обязанность обеспечить до 01.01.2012 установку приборов учета потребляемых ресурсов, в том числе электроэнергии. Принятым во исполнение указанного закона Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 №149 установлены порядок установки и эксплуатации общедомовых приборов учета электроэнергии. Между тем, в нарушение требований вышеназванного Федерального закона и нормативно-правовых актов работники Сердобского отделения ОАО «Пензаэнергосбыт» самовольно, в одностороннем порядке, в отсутствие решения собственников помещений многоквартирного жилого дома установили общедомовой прибор учета электроэнергии в доме <адрес>. Договор на энергоснабжение с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме не заключался. В связи с этим считает незаконным выставление ответчиком счетов на оплату услуг по энергоснабжению с учетом показаний общедомового прибора учета электроэнергии. Полагает, что расчет размера платы за принятую электроэнергию ему должен производиться по нормативу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №306. Просил признать незаконной установку общедомового прибора учета электроэнергии в доме <адрес>, обязать ОАО «Пензаэнергосбыт» производить расчеты с ним за электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг по состоянию на 01.10.2010. Впоследствии по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «МРСК Волги», работниками структурного подразделения которого – Сердобского производственного отделения филиала «Пензаэнерго» произведена установка общедомового прибора учета электроэнергии в жилом доме <адрес>. Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе Горбунов А.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные им требования удовлетворить. В обоснование доводов о незаконности и необоснованности принятого судом решения ссылается на обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считает, что общедомовой прибор учета электроэнергии в жилом доме <адрес> установлен с нарушением требований законодательства, однако суд при разрешении спора надлежащей оценки его доводам, на которые он ссылался в обоснование заявленных требований, не дал. В возражениях на апелляционную жалобу ОАО «Пензаэнергосбыт» и ОАО «МРСК Волги» в лице Сердобского производственного отделения филиала «Пензаэнерго» просят решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что общедомовой прибор учета электроэнергии установлен правомерно, в соответствии с требованиями ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который не содержит запрета на установку общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов ранее предусмотренных данным законом сроков и в отсутствие согласие собственников многоквартирного жилого дома. В связи с этим полагают, что плата Горбунову А.В. за электроэнергию правомерно начисляется с учетом показаний общедомового прибора учета по формуле №9 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307, и оснований для ее перерасчета не имеется. При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции Горбунов А.В. и его представитель Михеева Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение Сердобского городского суда Пензенской области от 08.02.2012 отменить, исковые требования Горбунова А.В. к ОАО «МРСК Волги» и ОАО «Пензаэнергосбыт» удовлетворить, признать незаконной установку Сердобским производственным отделением филиала «Пензаэнерго» ОАО «МРСК Волги» общедомового прибора учета электроэнергии в доме <адрес> области, обязать ОАО «Пензаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию по счетам, выставленным Горбунову А.В., за период начиная с 01.10.2010 в соответствии с формулой 3 пп.3 п.1 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307. Представители ОАО «Пензаэнергосбыт» Солянов Н.В., Мышкин А.А. и Чернобай Н.Ю., действующие на основании доверенностей от 04.04.2012 №67, 03.04.2012 №28, 03.04.2012 №17 соответственно, поддержали возражения на апелляционную жалобу Горбунова А.В., просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Представитель ОАО «МРСК Волги» Купрюшина Ю.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, также поддержала возражения на апелляционную жалобу Горбунова А.В., просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. Отказывая Горбунову А.В. в удовлетворении заявленных требований, суд признал установленным и исходил из того, что действия ОАО «МРСК Волги» по установке общедомового прибора учета электроэнергии в доме <адрес>, а также действия ОАО «Пензаэнергосбыт» по начислению Горбунову А.В. платы за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования указанного многоквартирного жилого дома, оборудованного приборами индивидуального и общедомового учета, с применением формулы № 9 (пп.1п.3 Приложения №2 к Правилам № 307) в период с октября 2010 года по февраль 2012 года соответствуют законодательства Российской Федерации. При этом суд руководствовался ст.ст.539, 541, 544 ГК РФ, регулирующими правоотношения по энергоснабжению, нормами Жилищного кодекса РФ, устанавливающими порядок расчета и внесения платы за потребленную электроэнергию собственниками жилых помещений, а также Постановления Правительства РФ от 23.05.2006, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда. Разрешая спор, суд не учел, что 23.11.2009 принят Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым определены правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Данным законом, в частности, установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.7 ст.9). Частью 5 ст.13 вышеназванного Федерального закона в редакции, действовавшей по состоянию на 05.03.2010 (т.е. на день установки общедомового прибора учета электроэнергии в доме <адрес>) было предусмотрено, что до 01.01.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Согласно ч.9 приведенной выше нормы закона с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки. В соответствии с ч.10 приведенной выше нормы права до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. В силу ч.12 ст.13 закона до 01.01.2012 года до 01.01.2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. Во исполнение вышеназванного Федерального закона Министерством энергетики РФ изданы Приказ от 07.04.2010 №149, которым утвержден Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 №17646), и Приказ от 16.04.2010 №178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов» (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 №17188). Таким образом, нормами Федерального закона №261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 3491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии. С учетом изложенного доводы представителей ответчиков о том, что Федеральный закон №261-ФЗ не содержит запрета на установку общедомовых приборов учета потребляемых ресурсов ранее предусмотренных данным законом сроков, а также в отсутствие согласия на это собственников помещений в многоквартирном доме, на которые они ссылались в обоснование возражений на иск и приводят в своих возражениях на апелляционную жалобу, основаны на ошибочном применении и толковании норм данного закона, а также принятых в его исполнение нормативно-правовых актов, которыми установлен порядок и сроки проведения мероприятий по оснащению общедомовыми приборами учета многоквартирных жилых домов, которые являются обязательными, как для собственников помещений в многоквартирных домах, так и для организаций, осуществляющих снабжение соответствующими ресурсами и их передачу. Как следует из материалов дела, общедомовой прибор учета электрической энергии установлен Сердобским производственным отделением филиала «Пензаэнерго» ОАО «МРСК Волги» в многоквартирном жилом доме <адрес> без соблюдения процедуры и с нарушением сроков, установленных Федеральным законом №261-ФЗ, чем нарушены права истца Горбунова А.В., как одного из собственников указанного многоквартирного жилого дома. При таких обстоятельствах расчет ОАО «Пензаэнергосбыт» платы за электрическую энергию, начисляемой Горбунову А.В. с 01.10.2010 с учетом показаний общедомового прибора учета электрической энергии, установленного с нарушением установленного законом порядка, нельзя признать правомерным. В связи с этим плата за электрическую энергию, начисленная Горбунову А.В. с 01.10.2010, должна быть рассчитана в соответствии с формулой 3 пп.3 п.1 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307, предусмотренной для расчета размеры платы за электроснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета. С учетом изложенного выводы суда о необоснованности заявленных истцом требований, основанные на ошибочном применении норм материального права, нельзя признать правильными, а принятое судом решение – отвечающим требованиям ст.195 ГПК РФ, в связи с чем оно на основании ч.1 ст.330 ГПК РФ подлежит отмене. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает по делу новое решение об удовлетворении заявленных Горбуновым А.В. к ОАО «МРСК Волги» и ОАО «Пензаэнергосбыт» требований, которым признает незаконной установку Сердобским производственным отделением филиала «Пензаэнерго» ОАО «МРСК Волги» общедомового прибора учета электроэнергии в доме <адрес> и возлагает на ОАО «Пензаэнергосбыт» обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию по счетам, выставленным Горбунову А.В., за период начиная с 01.10.2010 в соответствии с формулой 3 пп.3 п.1 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а: решение Сердобского городского суда Пензенской области от 08 февраля 2012 года отменить. Исковые требования Горбунова А.В. к ОАО «МРСК Волги» и ОАО «Пензаэнергосбыт» удовлетворить. Признать незаконной установку Сердобским производственным отделением филиала «Пензаэнерго» ОАО «МРСК Волги» общедомового прибора учета электроэнергии в доме <адрес>. Обязать ОАО «Пензаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за электроэнергию по счетам, выставленным Горбунову А.В., за период начиная с 1 октября 2010 года в соответствии с формулой 3 пп.3 п.1 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307. Председательствующий Судьи