Дело № 3-11/12 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р Е Ш Е Н И Е 27 августа 2012 года г. Пенза Пензенский областной суд в составе: Судьи Сериковой Т.И. при секретаре Емелиной И.Н. с участием прокурораАртамоновой С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в зале областного суда дело по заявлению Космачева В.В. об отмене решения окружной избирательной комиссии избирательного округа № 6 о регистрации Рябова И.О. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, установил: Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 06 июля 2012 года № выборы депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва назначены на 14 октября 2012 года. Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва от 13 августа 2012 года № кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 6 на основании представленных документов и собранных в поддержку самовыдвижения кандидата подписей избирателей был зарегистрирован Рябов И.О. Зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу Космачев В.В. обратился в суд с заявлением об отмене вышеуказанного решения (принятого в форме постановления) избирательной комиссии о регистрации Рябова И.О., ссылаясь на то, что в нарушение частей 8.2 и 8.3 статьи 38 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 949-ЗПО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области», пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» во всех подписных листах, представленных Рябовым И.О., в адресах места жительства сборщиков подписей и избирателей не указано наименование субъекта Российской Федерации, что влечет недействительность всех подписей и является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 3 части 20 статьи 39 Закона Пензенской области № 949-ЗПО. В судебное заседание Космачев В.В. не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Космачева В.В. - Белоус Ю.С., выступающая на основании доверенности от 20.08.2012, заявленное требование поддержала, уточнив, что кандидату Рябову И.О. следовало отказать в регистрации не в соответствии с пунктом 3, а в соответствии с пунктом 4 части 20 статьи 39 Закона Пензенской области № 949-ЗПО и пояснила, что необходимость указания наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства является прямым требованием как федерального законодательства, так и законодательства Пензенской области, в связи с чем невыполнение этого требования является безусловным основанием к отказу в регистрации кандидата. Представители окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 6 Кадников В.А. и Митрофанова С.В. заявленное требование не признали, утверждая, что действительность и достоверность всех подписей избирателей, представленных Рябовым И.О., были проверены рабочей группой. Неуказание наименования Пензенской области в адресах места жительства избирателей и сборщиков подписей избирателей, являющихся жителями города Пензы, не препятствует однозначному восприятию, исключает иное толкование адреса места жительства, так как город Пенза - административный центр Пензенской области, иного города Пензы на территории Российской Федерации не имеется, в паспортах жителей города Пензы в регистрационных штампах места жительства указание Пензенской области отсутствует. Заинтересованное лицо Рябов И.О. заявленное требование не признал, пояснив, что нарушений избирательного законодательства им допущено не было, поскольку адреса места жительства избирателей и сборщиков подписей избирателей в подписных листах содержат те сведения, которые указаны в их паспортах, что соответствует требованиям ст. 38 Закона Пензенской области № 949-ЗПО и п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ. Утверждает, что отмена решения о его регистрации по такому формальному основанию будет являться нарушением избирательных прав, предусмотренных статьей 32 Конституции РФ и нормами международного права. Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей окружной избирательной комиссии, Рябова И.О., исследовав материалы дела и подписные листы в поддержку кандидата в депутаты Рябова И.О., заслушав заключение прокурора Артамоновой С.А., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд приходит к следующему. Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Эта конституционная норма корреспондирует пункту «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, в соответствии с которыми каждый гражданин должен иметь право и возможность без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений голосовать и быть избранным на подлинных и периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей, и статье 3 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в соответствии с которой свободные выборы должны проводиться в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа. В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 № 949-ЗПО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа. Исходя из того, что число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 6, составило <данные изъяты>, количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 283. Рябов И.О., выдвинувший свою кандидатуру в депутаты в порядке самовыдвижения, предоставил 06 августа 2012 года для проверки в окружную избирательную комиссию 311 подписей избирателей на 41 листе в 1 папке. Согласно части 3 статьи 39 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 949-ЗПО проверке подлежат все представленные подписи. Как следует из итогового протокола о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Рябова И.О., в подписных листах были признаны действительными 293 подписи из 311. Принимая решение о регистрации Рябова И.О. в качестве кандидата в депутаты, избирательная комиссия исходила из того, что указанное количество подписей избирателей достаточно для регистрации кандидата. Согласно пункту 4 части 6.4 статьи 39 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 949-ЗПО недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В силу пункта 8 части 6.4 статьи 39 Закона Пензенской области от 22.12.2005 № 949-ЗПО недействительными признаются все подписи в подписном листе, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. Статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (пункт 11). Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12). Аналогичные положения содержатся в частях 8.2 и 8.3 статьи 38 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 949-ЗПО. В соответствии с подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 октября 2010 г. № 1426-О-О, исходя из буквального смысла вышеназванной правовой нормы адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства. К таким документам относится паспорт гражданина Российской Федерации. Закрепленный в подп. 5 статьи 2 общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер и избирательные комиссии не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации. Редакция пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ до настоящего времени не изменена, в связи с чем понятие адреса места жительства, которое применяется в Федеральном законе № 67-ФЗ, подлежит толкованию с учетом указанной правовой позиции. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также разъяснил, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не содержать всех реквизитов, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, с учетом фактических особенностей места жительства избирателя (пункт 30). Из исследованных в судебном заседании подписных листов следует, что все избиратели, поставившие свои подписи в поддержку Рябова И.О. в подписных листах, а также лица, собиравшие подписи: Р.А.М., П.Д.В., Н.А.Л., М.М.В., Я.Г.П. и Л.Л.Г. являются жителями города Пензы, наименование Пензенской области в их адресах места жительства в подписных листах не указано. Каждый подписной лист содержит сведения о том, что сбор подписей проводится в поддержку кандидата на выборах Законодательного Собрания Пензенской области 14 октября 2012 года. В подписных листах № и №, удостоверенных сборщиком подписей Ш.А.В., местом жительства которого является село <адрес>, в адресе его места жительства наименование Пензенской области указано. Доводы представителей окружной избирательной комиссии, Рябова И.О. о том, что в паспортах жителей города Пензы в сведениях о регистрации их по месту жительства наименование Пензенской области отсутствует, подтверждаются представленными суду для обозрения паспортами сборщиков подписей избирателей: Р.А.М., П.Д.В., Н.А.Л., М.М.В. и в судебном заседании оспорены не были. Таким образом, адреса места жительства избирателей и сборщиков подписей указаны в подписных листах в том виде, как они отражены в их паспортах. В связи с чем суд находит обоснованными доводы представителей окружной избирательной комиссии о том, что при отсутствии сведений о субъекте Российской Федерации в паспортах избирателей и сборщиков подписей, при наличии в подписных листах указания на то, что эти подписные листы относятся к выборам депутатов Законодательного Собрания именно Пензенской области, при том, что город Пенза является административным центром Пензенской области и иного города Пензы на территории Российской Федерации не имеется, неуказание наименования области в подписных листах в адресе места жительства избирателей и сборщиков подписей избирателей, являющихся жителями областного центра, не препятствует однозначному восприятию адреса места жительства указанных лиц и не свидетельствует о нарушении кандидатом избирательного законодательства, влекущем отказ в регистрации кандидата. Суд считает, что иное означало бы несоразмерное ограничение пассивного избирательного права Рябова И.О., что противоречит положениям части 2 статьи 32 Конституции РФ, пункта «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьи 3 Протокола № 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, общепризнанному принципу справедливости, а также правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной, в частности,в постановлении от 19 июля 2007 года по делу «Краснов и Скуратов против Российской Федерации» о соразмерности преследуемым законным целям решения об отстранении кандидата от участия в выборах. Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для признания незаконным решения окружной избирательной комиссии (принятого в форме постановления) от 13 августа 2012 года № о регистрации Рябова И.О. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва, в связи с чем заявление Космачева В.В. удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления Космачева В.В. об отмене решения (принятого в форме постановления) окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 6 по выборам депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва от 13 августа 2012 года № о регистрации Рябова И.О. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области пятого созыва по избирательному округу № 6 отказать На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, апелляционное представление в Верховный Суд РФ через Пензенский областной суд в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Т.И. Серикова