Судья Богатов О.В. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 13 апреля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Смирновой Л.А., судей Фроловой Т.А., Бурдюговского О.В., при секретаре Жуковой О.М., заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Ковалевой Е.М. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 27 февраля 2010 года, которым постановлено: Иск Ковалевой Е.М. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Пензенской области об отмене акта об изъятии вида на жительство в Российской Федерации лица без гражданства, понуждении к выдаче вида на жительство в Российской Федерации лица без гражданства и регистрации по месту жительства оставить без удовлетворения Проверив материалы дела, заслушав объяснения Ковалевой Е.М., представителя ответчика УФМС России по Пензенской области - Ж. по доверенности № 15878 от 30.12. 2009 г., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Ковалева Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Пензенской области об отмене акта об изъятии вида на жительство в Российской Федерации лица без гражданства, понуждении к выдаче вида на жительство в Российской Федерации лица без гражданства и регистрации по месту жительства. В обоснование своих исковых требований она указала, что прибыла на постоянное место жительства из Республики Азербайджан на территорию Пензенской области в 1993 году. Она была документирована паспортом гражданина СССР образца 1974 г. С момента приезда она была зарегистрирована по месту жительства и стала постоянно проживать по адресу:…. После ее обращения в УФМС России по Пензенской области у нее был изъят паспорт гражданина СССР и выдан документ: … от 18.04.2003 г., подтверждающий вид на жительство в РФ лица без гражданства. 18 марта 2006 г. она вступила в брак с гражданином РФ К.И.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака, а летом 2006 г. обратилась в территориальный пункт УФМС в п. Беково Пензенской области и довела до сведения, что зарегистрировала брак с гражданином РФ и поменяла фамилию «Д.» на фамилию «К.», а также заявила о своем намерении получить гражданство РФ и просила принять у нее все необходимые документы. Однако, документы у нее не приняли и ей было предложено расторгнуть брак с мужем и взять девичью фамилию. Вид на жительство был оставлен ей по прежней фамилии. Зимой 2009 г. она вновь обратилась в ТП УФМС по Бековскому району Пензенской области по вопросу гражданства. Ей объяснили, что ввиду смены фамилии она сможет получить гражданство через разрешение на временное проживание. 02 апреля 2009 г. ей была выдана миграционная карта, она была поставлена на миграционный учет и снята с регистрационного учета по месту жительства и поставлена на регистрационный учет по месту пребывания по адресу: …, также была выдана справка, удостоверяющая личность. Летом 2009 г. она приехала в УФМС по Пензенской области сдавать документы на получение разрешения на временное проживание, ее ознакомили с актом об изъятии вида на жительство в РФ лица без гражданства, из которого ей стало известно, что у нее изъят документ - вид на жительство в связи с окончанием срока действия. Изъятие у нее документа - вида на жительство на территории РФ лица без гражданства считает незаконным. Сотрудники УФМС ей не объяснили, что можно продлевать вид на жительство на каждые пять лет, а вместо этого лишили ее вида на жительство, т.е. права на постоянное проживание на территории РФ, несмотря на то, что в соответствии с Законом ФЗ от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ст. 8 п.3 количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. На основании изложенного, просила суд отменить акт об изъятии документа - вида на жительство в РФ лица без гражданства на ее имя Д.Е.М. БГ-Ш 0129641 от 18 апреля 2003г., обязать УФМС России по Пензенской области зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: … выдать на ее имя - К.Е.М., … года рождения, документ - вид на жительство в Российской Федерации лица без гражданства. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе К.Е.М. просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение в ином составе суда. Считает решение суда незаконным и необоснованным, т.к. выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не дана должная оценка, имеющихся в деле документов. Применяя сроки исковой давности и, делая вывод о том, что якобы она не обжаловала действия УФМС по изъятию у нее вида на жительство, судом не принято во внимание, что заключением УФМС России по Пензенской области от 12. 11. 2008 года она была снята с регистрационного учета по месту жительства, по адресу: ….. в связи с утратой права постоянного проживания в РФ. Копию указанного заключения она не получила и даже если имелось данное заключение на момент его принятия она имела вид на жительство. Кроме того, она также не получала никакого решения УФМС России по Пензенской области о признании недействительным вида на жительство от 12.11.2008 года. Об указанных решениях УФМС ей стало известно в ходе рассмотрения дела. Кассатор также отмечает, что судом не дана оценка представленных ею в судебном заседании документов, а именно справки из администрации Сосновского сельсовета Бековского района, Пензенской области от 18. 02. 2010 года, которой подтверждается, что она была зарегистрирована по месту жительства на территории Сосновского сельсовета Бековского района Пензенской области по адресу:. … с 13.07.1993 года. Это подтверждает, что с этого времени она проживает постоянно на территории РФ. Она была зарегистрирована по месту жительства до получения вида на жительство, т.е. до 2003 года. Право постоянного проживания на территории РФ она приобрела с 1993 года и в компетенцию УФМС РФ по Пензенской области не входит лишение ее права постоянного проживания на территории РФ. Кассатор считает, что она незаконно была лишена регистрации по месту жительства. На миграционную службу возлагалась обязанность давать разъяснения в письменном виде. Сотрудники УФМС никаких разъяснений ни в устной, ни в письменной форме относительно ежегодной перерегистрации, изменения фамилии, места работы не давали. Кассатор отмечает, что статьей 9 ФЗ от 25 июля 2002 года № 115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень оснований аннулирования вида на жительство. В ее ситуации оснований для аннулирования вида на жительство не имелось. Также считает, что неправомерны действия сотрудников УФМС, которые заставляли ее оформлять разрешение на временное проживание с проверкой, справками и шести месяцами ожидания, а также меры административного воздействия за нарушение режима пребывания. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к его отмене. Согласно ст. 46 Конституции РФ: 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. Судом установлено, что истица К.(Д.) Е.М., уроженка г. Баку Азербайджанской ССР, прибыла из Республики Азербайджан и была зарегистрирована 13 июля 1993 года в селе Сосновка Бековского района Пензенской области. 18.04.2002 года Д.Е.М. была документирована УВД Пензенской области видом на жительство лица без гражданства серии: БГ-111 № 0129641, сроком действия до 18 апреля 2008 г. 18.03.2006 г. в Управлении ЗАГС Раменского района Главного Управления ЗАГС Московской области между Д.Е.М. и К.И.В. был зарегистрирован брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака II-ИК № 587198, после брака Д.Е.М. присвоена фамилия «К.». Как видно из материалов дела, заключением УФМС России по Пензенской области от 12.11.2008 г. К.(Д.) Е.М. была снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: …, в связи с утратой права постоянного проживания в РФ. Согласно акта от 14.07.2009 г. ТП УФМС России по Пензенской области вид на жительство в РФ лица без гражданства БГ-111 № 0129641 от 18.04.2003 г., выданный на имя Д.Е.М., был изъят в связи с окончанием срока действия вида на жительство. 04.08.2009 г. К.Е.М. обратилась в УФМС России по Пензенской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации. В соответствии с заключением по заявлению лица без гражданства К.Е.М. от 29.12.2009 г., утвержденного начальником УФМС России по Пензенской области, заявителю было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в РФ, в связи с нарушением законодательства РФ в части режима пребывания иностранных граждан в РФ, а также сообщении о себе заведомо ложных сведений о привлечении к административной ответственности. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и не оспариваются лицами, участвующими в деле. Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства и материалов дела, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований К.Е.М. Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. В соответствии со ст. 8 вышеуказанного Закона: 1. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. 3. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. 5. Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 20 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2002 г. № 794, по окончании срока действия вида на жительство он может быть продлен на пять лет на основании заявления, поданного иностранным гражданином (лицом без гражданства) в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок действия вида на жительство может продлеваться неограниченное количество раз. Согласно п. 107 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 29.02.2008 года № 41, заявление подается в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства иностранного гражданина не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Срок подачи заявления может быть продлен руководителем территориального органа ФМС России, но не более чем на оставшийся срок действия вида на жительства, при условии подтвержденной уважительной причины нарушения установленного срока. Максимальный срок рассмотрения заявления о продлении вида нВ обоснование своих исковых требований оставшийся срок действия вида на жительства, при условии подтвержденной уважительной причины нарушения установленного срока. Максимальный срок рассмотрения заявления о продлении вида на жительство не должен превышать срока действия вида на жительство. Согласно п. 91 Административного регламента вид на жительство иностранного гражданина изымается. Отказывая в удовлетворении исковых требований истицы, суд посчитал установленным и исходил из того, что в период с апреля 2003 года по настоящее время К.(Д.) Е.М. по вопросу приобретения гражданства РФ в компетентные органы не обращалась, по месту регистрации - …. не проживала, ежегодное уведомление о подтверждении своего проживания в РФ, предусмотренное п.6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не подавала. В соответствии с п. 107 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации К.(Д.) Е.М. должна была обратиться с заявлением о продлении срока действия вида на жительство не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. Вместе с тем, своевременно истица не обратилась для продления срока действия вида на жительство. Суд принял во внимание, что подтвержденных уважительных причин пропуска установленного для обращения с таким заявлением срока в УФМС России по Пензенской области К.Е.М. не представила. При таких обстоятельствах суд правильно посчитал, что УФМС России по Пензенской области, руководствуясь положениями Федерального Закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, правомерно изъяла у К.Е.М. вид на жительство в РФ лица без гражданства, так как срок действия вида на жительство лица без гражданства был окончен 18.04.2008 г. Доводы истицы, что она не знала о пятилетнем сроке действия вида на жительство, суд признал необоснованным, поскольку в бланке вида на жительство К.(Д.) Е.М. указано: «Вид выдан 18 апреля 2003 г., действителен по 18 апреля 2008 г.». Указанную надпись истица не могла не видеть. Кроме того, как видно из материалов дела, представитель УФМС России по Пензенской области в судебном заседании просила применить срок исковой давности к вышеуказанному требованию К.Е.М. В соответствии с требованиями статьи ст. 199 п. 2 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. Согласно п. 135 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации заявители вправе обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, а также принимаемых ими решений, в ходе предоставления ими государственной услуги по выдаче вида на жительство в досудебном и судебном порядке. В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Судом установлено, что вид на жительство в РФ лица без гражданства БГ-111 № 0129641 от 18.04.2003 г. был изъят в связи с окончанием срока действия вида на жительство 14.07.2009 г. К.Е.М. же обратилась в суд с требованием об отмене акта об изъятии вышеуказанного документа лишь в январе 2010 года. Никаких уважительных причин пропуска срока для обращения в суд К.Е.М. не представила. Учитывая вышеизложенного правильным является вывод суда о возможности применить срок исковой давности к требованиям истицы, отказав в удовлетворении ее требования также и поэтому основанию. Как видно из материалов дела, суд также не установил законных оснований для удовлетворения требований К.Е.М. о понуждении УФМС России по Пензенской области зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: …, и выдаче на ее имя документа - вида на жительство в Российской Федерации лица без гражданства. Согласно ст. 17 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при подаче лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются: 2) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации лицом без гражданства: вид на жительство или разрешение на временное проживание; документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. Судом установлено, что в настоящее время ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание у К.Е.М. не имеется, в связи с чем, не имеется и оснований для регистрации истицы по месту жительства. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: 1. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. 2. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Учитывая вышеизложенное, что разрешения на временное проживание у К.Е.М. отсутствует, более того, заключением УФМС России по Пензенской области от 29.12.2009 г. в выдаче К.Е.М. разрешения на временное проживание в РФ было отказано, вывод суда об отказе в иске истице является правильным. Довод К.Е.М., что сотрудники УФМС РФ по Пензенской области никаких разъяснений относительно ежегодной перерегистрации, изменения фамилии, места работы ей не давали, судом признан необоснованным. При этом суд исходил из того, что в виде на жительство указана дата выдачи, срок действия, а на других страницах имеется отметка о продлении вида на жительство. К.(Д.) Е.М. не могла этого не видеть. 18 марта 2006 года она заключила брак с К.И.В. и с этого времени проживал в г. Раменское Московской области и обратилась в УФМС России по Пензенской области только в 2009 году, а срок действия вида на жительство закончился 18 апреля 2008 года, доказательств уважительной причины пропуска для обращения с заявлением о продлении срока действия вида не представила. Представленная ею в судебную коллегию амбулаторная карта ее мужа не опровергает выводы суда и бесспорно не свидетельствует о наличии уважительных причин у истицы для пропуска вышеуказанного срока. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения и исследования в суде первой инстанции, им дана оценка, не согласие с которой не является основанием к отмене решения суда. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ленинского районного суда г. Пензы от 27 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий