Судья. Иртуганова Г.К. дело №33-1936 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего судьи Мамоновой Т.И., судей Бурдюговского О.В., Кузнецовой Т.А., при секретаре Петровой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Кузнецовой Т.А. гражданское дело по кассационной жалобе Немцева И.Н. на решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 24 июня 2010 года, которым постановлено: Отказать в удовлетворении иска Немцеву И.Н. к УВД по Пензенской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности включить в список получателей государственного жилищного сертификата, установила: Немцев И.Н. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что он с 25.04.1982 года по 05.09.2001г. проходил службу в органах МВД РФ. Начал службу в должности милиционера патрульно-постовой службы, а впоследствии перешел на должность старшего инспектора-кинолога. В 1989г. он был поставлен на очередь в УВД по Пензенской области как нуждающийся в улучшении жилищных условий и в настоящее время состоит под номером 68. С 28.02.2000г. по 01.06.2000г. проходил службу в должности заместителя начальника Центра кинологической службы (ЦКС) при УВД по Пензенской области, а затем был переведен на должность начальника ЦКС УВО при УВД по Пензенской области, с которой уволен на пенсию по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. Он зарегистрирован и постоянно проживает в <…> года постройки, общей площадью <…> кв. м, в том числе жилая <…> кв. м, вспомогательная площадь - <…> кв. м. с составом семьи 5 человек - он, его супруга, сын, дочь, теща, в котором его супруге Н. принадлежит 38/300 доли дома, а теще - Ц. - 38/300 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Другого жилого помещения у него и членов его семьи нет, в связи с чем, он неоднократно обращался в жилищную комиссию при УВД по Пензенской области для получения государственного жилищного сертификата (ГЖС), однако ему было отказано. Просил суд признать за ним право на получение ГЖС в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» целевой программы «Жилище на 2002-2010г.», обязать УВД по Пензенской области включить его в список получателей ГЖС. Железнодорожный районный суд г.Пензы в удовлетворении иска отказал, постановив вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Немцев И.Н. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд не принял во внимание, что на момент его увольнения общая продолжительность его службы составила 19 лет 2 месяца 10 дней, из которых 18 лет он служил в подразделениях УВД Пензенской области, финансировавшихся за счет средств федерального бюджета и лишь последние 1 год 2 месяца 10 дней- в должности начальника ЦНС УВО при УВД Пензенской области, который находился на самофинансировании; что цели и задачи работы ЦКС при УВД Пензенской области и ЦКС при УВО при УВД Пензенской области были тождественными. Проверив материалы дела, заслушав объяснения Пашкиной О.А. - представителя УВО при УВД Пензенской области по доверенности от 14.04.2010 г., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что Немцев И.Н. был уволен со службы из УВО при УВД по Пензенской области, которое находилось на самофинансировании, по выслуге срока службы, в связи с этим в силу действующего законодательства он не имеет права на получение ГЖС. По мнению судебной коллегии, данный вывод суда является правильным, основанным на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом. Как установлено судом по делу, Немцев И.Н. проходил службу в УВД по Пензенской области с 25.06.1982г. по 01.06.2000г., что подтверждается материалами его личного дела. С 01.06.2000г. он проходил службу в должности начальника Центра кинологической службы при УВО при УВД по Пензенской области, состоит на учете в УВД по Пензенской области, как нуждающийся в улучшении жилищных условий с 27.05.1989г. Приказом начальника УВО при УВД по Пензенской области № 57 л/с от 03.09.2001г. Немцев И.Н. уволен из органов внутренних дел по п. «в» абзаца 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию). 18.03.2010г. ему было отказано в удовлетворении его заявления о включении его в список на получение ГЖС на том основании, что его должность на момент увольнения не содержалась на счет средств федерального бюджета, а финансировалась за счет средств местного бюджета. Согласно Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010г.г., утвержденной постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001г. цели и задачи Программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку Программа является основным инструментом его реализации. В соответствии с разделом 2 подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.г.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. № 675 право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации: 1) военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях): сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в муниципальных образованиях на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. были приняты Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. В соответствии с п.п. 5, 8, 9 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006г. право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти; граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Материалами дела установлено и не оспаривается истцом, что должность начальника центра кинологической службы (ЦКС) при УВО с 01.06.2000г. по 05.09.2001г. содержалась за счет собственных средств УВО. При самофинансировании денежные средства, полученные на основании заключенных договоров, подразделения охраны использовали для обеспечения своей служебной деятельности. Центр (питомник) кинологической службы при УВО ликвидирован приказом УВО от 01.12.2003г. № 282. Подразделения УВО переведены на финансирование за счет средств федерального бюджета с 01.01.2004г. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что из смысла вышеприведенных нормативных актов следует, что право на получение государственного жилищного сертификата обладают сотрудники милиции, уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, с должностей, финансировавшихся за счет средств федерального бюджета. Немцев И.Н. уволен со службы с должности, содержащейся на счет собственных средств УВО при УВД по Пензенской области, по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Кроме того, предоставление сотрудникам органов внутренних дел дополнительных, финансируемых из федерального бюджета, гарантий улучшения жилищных условий в виде предоставления права на получение государственных жилищных сертификатов обусловлено особыми условиями осуществления их профессиональной деятельности. Установлено, что профессиональные задачи милиции и вневедомственной охраны различны. В силу п. 2 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» от 14.08.1992г. № 589 основными задачами вневедомственной охраны являются: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации государственных мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Российской Федерации единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания. Основными задачами милиции согласно ст. 2 Закона РФ «О милиции» являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом. Структурные подразделения этих ведомств работают в соответствии со стоящими перед ними задачами. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, и дана юридическая оценка их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, оснований сомневаться в правильности которой не имеется. Материальный закон судом применен и истолкован также правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено. Доводы, изложенные в кассационной жалобе о том, 18 лет истец служил в подразделениях УВД Пензенской области, финансировавшихся из федерального бюджета; что функциональные обязанности сотрудников совпадают, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили в решении соответствующую оценку. Они не опровергают выводы суда, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом. Не усматривая оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы, руководствуясь ст. ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Железнодорожного районного суда г.Пензы от 24 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Немцева И.Н. - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-