Судья Захаров В.В. Дело № 33-1053 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 20 апреля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе председательствующего Уткиной И.В. и судей Бурдюговского О.В., Кузнецовой Т.А. при секретаре Петровой Ю.В. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Уткиной И.В. дело по кассационной жалобе Тузова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 февраля 2010 года, которым постановлено: В иске Тузову А.В. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Пензенской области о признании действий управления, выразившихся в отказе обеспечить право на федеральную льготу офицера запаса в части медицинского обслуживания -зубопротезирования, незаконными, о возложении обязанности устранить нарушение законных прав и интересов, предусмотренных федеральным законодательством, путем выдачи направления на лечение в муниципальную стоматологическую поликлинику с оплатой лечения федеральным органом исполнительной власти, где истец проходил военную службу, отказать. Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Управления ФСБ по Пензенской области Шигина А.С., действующего на основании доверенности, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Тузов А.В. обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконными действий Управления ФСБ России по Пензенской области, ссылаясь на то, что 11 января 2010 года начальником военно-медицинской службы УФСБ было отказано в выдаче направления в городскую стоматологическую поликлинику для протезирования зубов, т.к. такой вид стоматологической помощи стоматологический кабинет поликлиники УФСБ России по Пензенской области не оказывает. Считая нарушенным право на медицинское обслуживание, регламентированное пунктами 2,5 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года № 1093, истец просил признать действия, выразившиеся в отказе обеспечения права на федеральную льготу в части зубопротезирования, незаконными, обязать УФСБ России по Пензенской области выдать направление на лечение в муниципальную стоматологическую поликлинику с оплатой лечения федеральным органом исполнительной власти. Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Тузов А.В. просит решение отменить по тем основаниям, что судом при оценке обстоятельств дела и вынесении решения были нарушены нормы материального права в части неправильного толкования нормативно-правовых актов РФ. Суд безосновательно истолковал Постановление Правительства №1093 вопреки юридическим нормам более высокого уровня, отменив своим решением право соответствующей категории военнослужащих запаса на бесплатное зубопротезирование. Суд не учел, что не имеется препятствий с целью исполнения нормы закона к расширению перечня услуг по лечению, предоставляемых стоматологическим кабинетом военно-медицинской службы УФСБ России по Пензенской области путем получения соответствующей лицензии в дополнение к уже имеющейся. В возражениях на кассационную жалобу представитель УФСБ России по Пензенской области просит решение оставить без изменения, как принятое при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению при рассмотрении дела. Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что Постановление Правительства РФ № 1093 от 26 сентября 1994 года в редакции Постановления Правительства РФ № 911 от 31 декабря 2004 года исключает возможность получения услуги, связанной с зубопротезированием в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения с последующим возмещением соответствующим ведомством затрат такого учреждения для офицеров, уволенных с военной службы по указанным в законе основаниям. Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства. Согласно ч.2 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ. Обосновывая состоятельность заявленных требований Тузов А.В. сослался на п.5 указанной статьи ФЗ, в силу которой права и социальные гарантии военнослужащих, указанные в п.2 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Однако, делая вывод о необоснованности иска, суд правильно исходил из того, что в силу ч.7 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в п.п.2-6 настоящей статьи, определяется Правительством РФ. В исполнение данного указания Закона Правительством РФ 26 сентября 1994 года было принято Постановление № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей». Пунктом 1 указанного Постановления предусматривалась возможность оказания всех видов медицинской помощи офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями общая продолжительность военной службы которых оставляет 20 лет и более (в льготном исчислении) в военно-медицинских учреждениях бесплатно, а при отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования бесплатно в учреждениях здравоохранения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. После внесения изменений в указанный пункт Постановлением Правительства № 911 от 31 декабря 2004 года оказание медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с возмещением расходов на ее оказание федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предусмотрено лишь для военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы. При этом суд правильно указал на то, что поскольку указанные нормативные акты приняты Правительством РФ в исполнение ФЗ «О статусе военнослужащих» в пределах предоставленной им этим Законом компетенции, в установленном порядке незаконными и недействующими не признаны, оснований в их неприменению в спорной ситуации не имеется. Доводы кассационной жалобы относительно неправильного толкования нормативно-правовых актов судом, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку они несостоятельны, основаны на ошибочном толковании этих актов самим истцом, что не свидетельствует о незаконности постановленного решения. Также судебная коллегия считает несостоятельными доводы кассационной жалобы в части того, что судом не было учтено отсутствие препятствий у ответчика для расширения перечня услуг, предоставляемых стоматологическим кабинетом военно-медицинской службы УФСБ по Пензенской области, поскольку указанные обстоятельства не имеют юридического значения для существа спора. Вопросы, касающиеся установления видов медицинской помощи, оказываемых военно-медицинскими учреждениями, не отнесены к компетенции суда. Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно. Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам обращения в суд. Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется. Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тузова А.В. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи