Кассационное определение



Судья Ирышкова Т.В. Дело № 33-2015

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 июля 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Уткиной И.В.

и судей Кузнецовой Т.А., Бурдюговского О.В.

при секретаре Жуковой О.М.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Васильевой Л.И. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 11 июня 2010 года, которым постановлено:

Отказать в удовлетворении исковых требований Васильевой Л.И. к Пензенской таможне о признании незаконными действий в части установления ограничений для выпуска товара.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Васильевой Л.И., просившей решение суда отменить, представителя Пензенской таможни по доверенности Травина В.К., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Васильева Л.И. обратилась в суд c иском к Пензенской таможне о признании незаконными действий в части установления ограничений для выпуска товара, указав, что в 2009 году ею через интернет были приобретены для личного пользования биологически активные добавки в государственной аптеке Тайской народной медицины. Она надлежащим образом заполнила декларацию на получение товаров, посылаемых международными почтовыми отправлениями, и уплатила таможенную пошлину согласно ст.286 ТК РФ. 10.03.2010 Пензенской таможенной службой в ее адрес было направлено уведомление (требование), в котором со ссылкой на п.1 ст.149 ТК РФ указано на невыполнение требований ст.292 ТК РФ, письма ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534 «О направлении Списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении», предложено предоставить свидетельство о государственной регистрации БАД, поступивших по МПО № ЕЕ089912108ТН, требованиям нормативных документов. Приказом ФТС от 15.02.2010 № 303 признано недействующим письмо ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534» в связи с Приказом Роспотребнадзора от 21.01.2010 № 13 «Об отмене Списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении». На ее обращение в Роспотребнадзор по Пензенской области получен ответ, что свидетельства о государственной регистрации на ввозимую продукцию (БАД) отсутствуют и свидетельство о государственной регистрации продукции не может быть оформлено, так как количество продукции недостаточно для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Этим подтверждается, что данные БАД она приобрела для личных нужд, а не для реализации на территории РФ. Считает, что Пензенская таможня должна была руководствоваться ст.281 п.3 ТК РФ, регулирующим перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, вопреки требованиям которой ею уплачена таможенная пошлина, Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 480 «Об утверждении Правил предоставления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля», согласно которому с 1 января 2007 года таможенные органы наделены полномочиями по истребованию документов, необходимых для осуществления транспортного, ветеринарного, фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля, установлен порядок и определены случаи предоставления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу РФ документов, необходимых для осуществления иных видов контроля, помимо таможенного. Данные Правила не распространяются на случаи перемещения товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. БАДы она приобрела для личного пользования, поскольку в период отдыха в Таиланде они ей помогли в восстановлении здоровья. Просила признать незаконным уведомление (требование) Пензенской таможенной службы от 10.03.2010.

В судебном заседании Васильева Л.И. и ее представитель по доверенности Кузнецов Д.О. поддержали заявленные исковые требования, определив предмет иска, как признание незаконными действий Пензенской таможенной службы в части установления ограничений для выпуска товара, путем предъявления требований о предоставлении свидетельств о государственной регистрации биологически активных добавок. Дополнительно пояснили, что действия Пензенской таможни по неправомерному возложению на истицу обязанности по предоставлению свидетельства о государственной регистрации БАДов повлекли нарушение ее прав и свобод, которые выразились в невыдаче своевременно МПО, наложении административного штрафа по ст.16.3 КоАП РФ. Пункт 3 Правил предоставления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля, помимо таможенного, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 480 от 26.06.2008, исключает их распространение на случаи перемещения товаров для личных семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, п.3 ст.281 ТК РФ также подтверждает, что в отношении товаров, перемещаемых в МПО через таможенную границу для личного пользования, не применяется обязательное подтверждение соответствия товаров. Неправомерность выставленного требования подтверждается и п.43 Правил таможенного оформления, утверждённых Приказом № 1381 от 03.12.2003. Пункт 2 ст.292 ТК РФ может быть применён к товарам, перемещаемым через государственную границу не для личных целей. Ссылки Пензенской таможни на Федеральные законы 29-ФЗ, 52-ФЗ, 164-ФЗ и Постановление № 988 от 21.12.2000 неуместны, поскольку эти документы предусмотрены для участников ВЭД. Уведомление (требование Пензенской таможни от 10.03.2010) не соответствует нормам таможенного законодательства и Постановлению Правительства № 480 от 26.06.2008, тем самым нарушая гражданские права и охраняемые законом интересы.

Представитель Пензенской таможни по доверенности Травин В.К. просил в иске отказать, пояснив, что 10.03.2010 на Пензенском таможенном посту Пензенской таможни было зарегистрировано заявление Васильевой Л.И. № 10410030/100310/3000026 о выпуске товаров (биологических активных добавок), ввезенных на таможенную территорию РФ в международном почтовом отправлении. В ходе проверки заявления таможенным органом выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных п.1 ст.149 ТК РФ, а именно отсутствие свидетельства о государственной регистрации БАД, поступивших в международном почтовом отправлении по накладной № ЕЕ 089912108 ТН. В соответствии с п.1 ст.153 ТК РФ уведомлением Пензенского таможенного поста Пензенской таможни от 10.03.2010 Васильева Л.И. была информирована о том, что для осуществления выпуска товаров необходимо представить свидетельство о государственной регистрации БАД Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо информацию о наличии государственной регистрации поступивших в её адрес пищевых добавок. Действия Пензенского таможенного поста основаны на положениях п.1 и п.3 ст.281 ТК РФ, ст.66 ТК РФ, ст.1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которой пищевые добавки и биологически активные добавки отнесены к пищевым продуктам. Ограничения при перемещении пищевых и биологически активных добавок являются мерами, не носящими экономического характера, они вводятся, исходя из национальных интересов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.32 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в целях охраны жизни и здоровья граждан. При разрешении спора применимы также положения ст.13 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.4 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 № 715. Государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции согласно ст.2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ выступает одной из мер обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» пищевые и биологически активные добавки отнесены к категории товаров, подлежащих государственной регистрации, проведение которой возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Согласно письму Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 02.12.2009 №7990/2 на биологически активные добавки к пище, ввезенные Васильевой Л.И. в МПО, свидетельство о государственной регистрации отсутствует. В соответствии с п.3 ст.21 ФЗ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» запрещается ввоз на территорию РФ пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов. В соответствии со ст.292 ТК РФ не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории. Правила представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу РФ документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 480, в данном случае не применяются.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области по доверенности Рогова Е.Ю. просила в иске отказать, поскольку решение вопроса о признании уведомления (требования) Пензенской таможенной службы от 10.03.2010 незаконным не подлежит разрешению в порядке искового производства. Отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируется таможенным законодательством РФ. Государственная регистрация впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ осуществляется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.10.2007 № 657 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации». Запрещается промышленное изготовление, ввоз на территорию РФ и оборот продукции, подлежащей государственной регистрации, но не прошедшей ее в установленном порядке. Государственную регистрацию впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию РФ осуществляет непосредственно Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Территориальный орган Федерального органа исполнительной власти подобными полномочиями не обладает.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Васильева Л.И. решение суда просила отменить как незаконное и необоснованное, поскольку судом не были изучены документы, в частности, Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 480 «Об утверждении Правил предоставления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу РФ документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля», данные Правила не распространяются на случаи перемещения товаров для личных, семейных, домашних нужд и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В силу ст.281 ТК РФ физические лица могут перемещать через таможенную границу РФ товары для личного пользования в упрощенном льготном порядке, который включает в себя, в том числе неприменение обязательного подтверждения соответствия товаров. В действиях таможни видны явные нарушения законодательства РФ, неправомерно возложена обязанность по представлению свидетельства о государственной регистрации БАДов, что привело к нарушению ее прав и свобод, лишает ее права собственности.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что 10.03.2010 на Пензенском таможенном посту Пензенской таможни было зарегистрировано заявление Васильевой Л.И. № 10410030/100310/3000026 о выпуске товаров (биологических активных добавок), ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в международном почтовом отправлении. В ходе проверки заявления таможенным органом выявлено несоблюдение условий выпуска товаров, предусмотренных п.1 ст.149 ТК РФ, а именно отсутствие свидетельства о государственной регистрации БАД, поступивших в международном почтовом отправлении по накладной № ЕЕ 089912108 ТН.

Уведомлением Пензенского таможенного поста Пензенской таможни от 10.03.2010 Васильева Л.И. была информирована о том, что для осуществления выпуска товаров необходимо представить свидетельство о государственной регистрации БАД Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо информацию о наличии государственной регистрации поступивших в её адрес пищевых добавок.

Васильева Л.И. с этим не согласилась, обратившись в суд с настоящим иском.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в иске.

В соответствии с п.1 ст.281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями главы 23 Таможенного кодекса РФ, а в части, не урегулированной данной главой, - в соответствии с общим порядком, установленным Кодексом.

Согласно ст.66 ТК РФ таможенное оформление может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного и других видов государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления (пункт 3 статьи 281 ТК РФ).

В соответствии со ст.1 ФЗ РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые добавки и биологически активные добавки относятся к пищевым продуктам.

Ограничения при перемещении пищевых и биологически активных добавок являются мерами, не носящими экономического характера, так как они вводятся, исходя из национальных интересов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.32 ФЗ РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в целях охраны жизни или здоровья граждан.

Статьей 13 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что продукция производственно-технического назначения, при производстве, транспортировке, хранении, применении (использовании) и утилизации которой требуется непосредственное участие человека, а также товары для личных и бытовых нужд граждан не должны оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания. Продукция по своим свойствам и показателям должна соответствовать санитарным правилам.

В соответствии с п.4 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 № 715, таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением обязательного подтверждения соответствия), может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.

Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях регулируется главой 24 ТК РФ.

Согласно п.2 ст.292 ТК РФ в отношении перемещаемых в международных почтовых отправлениях товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, получатели или отправители указанных товаров либо лица, действующие от их имени, обязаны представить при таможенном оформлении необходимые документы, подтверждающие соблюдение указанных ограничений. Таким образом, в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования в международных почтовых отправлениях, при осуществлении таможенного оформления таможенному органу должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений, не носящих экономического характера.

Кроме того, согласно п.30 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных Приказом ГТК России от 03.12.2003 № 1381, при пересылке в международных почтовых отправлениях товаров, подлежащих санитарно-карантинному, ветеринарному или другим видам государственного контроля, таможенное оформление таких международных почтовых отправлений допускается только после представления документов, свидетельствующих об осуществлении указанных видов государственного контроля.

Государственная регистрация потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции согласно ст.2 ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ выступает одной из мер обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» пищевые и биологически активные добавки отнесены к категории товаров, подлежащих государственной регистрации, проведение которой возложено на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Пензенской области от 02.12.2009 № 7990/2 на биологически активные добавки к пище, ввезенные Васильевой Л.И. в МПО, свидетельство о государственной регистрации отсутствует.

В соответствии с п.3 ст.21 ФЗ РФ от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» запрещается ввоз на территорию РФ пищевых продуктов, материалов и изделий, не прошедших государственной регистрации, а также пищевых продуктов, материалов и изделий, не имеющих документов, удостоверяющих соответствие качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных документов.

Согласно ст.292 ТК РФ не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории.

Разрешая иск, суд правильно согласился с доводами представителя ответчика, что Правила представления таможенным органам в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации документов, необходимых для осуществления иных видов контроля помимо таможенного контроля, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 480, распространяются на пункты пропуска, включенные в перечни специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации отдельных категорий грузов и товаров пунктов пропуска, определенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на иные пункты пропуска, через которые производится пропуск грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, и которые обустроены и оборудованы в соответствии с типовой схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска (п. 2 Правил), и в данном случае неприменимы.

При таких обстоятельствах суд, признав, что доводы стороны истицы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, регулирующего порядок выпуска товаров биологически активных добавок, перемещенных в международных почтовых отправлениях, обоснованно отказал в иске.

При этом правильно ссылку истицы на незаконность действий ответчика в части указания в уведомлении (требовании), как на основание предоставления свидетельства о государственной регистрации БАД, письма ФТС России от 27.03.2008 № 01-11/11534 «О направлении Списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении», которое признано недействующим в связи с изданием Приказа Роспотребнадзора от 21.01.2010 № 13 «Об отмене Списка товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении», не признал основанием для удовлетворения иска, так как в уведомлении имеется ссылка на специальную норму ст.292 ТК РФ.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы, связанные с несогласием кассатора с толкованием, данным судом нормам действующего законодательства, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 11.06.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Васильевой Л.И. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи