кассационное определение по гражданскому делу



Судья Захаров В.В. Дело №33-799

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Мамоновой Т.И.,

судей Фроловой Т.А., Моисеевой Л.Т.,

при секретаре Петровой Ю.В.,

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Правительства Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 08 февраля 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Державиной Л.В. к Правительству Пензенской области удовлетворить.

Признать за Державиной Л.В. право на присвоение звания «Ветеран труда».

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Правительства Пензенской области по доверенности - К., представителя Державиной Л.В. по доверенности- Дер., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Державина Л.В., действуя через своего представителя Дер., обратилась в суд с иском к Правительству Пензенской области о признании права на присвоение звания «Ветеран Труда».

В обоснование своих исковых требований она указала, что 6 октября 2009 года решением областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» в Пензенской области ей было отказано в присвоении соответствующего звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Судебного департамента при Верховном суде РФ не является ведомственным знаком отличия в труде.

С данным решением она не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права.

Просила суд признать решение областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» в Пензенской области от 6 октября 2009 года недействительным, а также признать за ней право на присвоение ей звания «Ветеран труда».

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Правительство Пензенской области просит решение суда отменить и принять новое решение, не передавая на новое рассмотрение.

Кассатор ссылается, что в силу статьи 7 Федерального закона от 12. 01. 1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации указанного правомочия Законодательным Собранием Пензенской области принят Закон Пензенской области от 20.12.2004 года № 715-ЗПО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области (с последующими изменениями)».

Часть вторая статьи 1 настоящего Закона определяет, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Правительством Пензенской области.

Правительством Пензенской области было принято постановление от 19. 05. 2006 года № 355 -пП «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области (с последующими изменениями).

В силу пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 19 мая 2006 года № 355 -пП ( с последующими изменениями ) звание «Ветеран труда» в Пензенской области присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области и:

«1.1 награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин или 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

1.2 награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

1.3 начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин».

Подпункт 2.1 и 2.2 пункта 2 указанного Положения определяет, что под ведомственными знаками отличия в труде понимаются: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами исполнительной власти Российской Федерации, федеральными органами судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Федерации независимых профсоюзов России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПВС и ЦК профсоюзов, ДОСААФ, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью

Кроме того, кассатор указывает, что суд пришел к неправильному выводу, что Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации является федеральным ведомством, специальным, с особым статусом, органом исполнительной власти, т.к. он противоречит действующему законодательству.

Считает, что Судебный департамент не относится к федеральным органам судебной власти, поскольку не является носителем судебной власти, осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Судебный департамент не является и структурным подразделением Правительства РФ, министерством, либо ведомством федерального уровня, следовательно, он не относится и к органам исполнительной власти РФ.

Поскольку в соответствии с законодательством порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, а нормативными правовыми актами Пензенской области Почетная грамота Судебного департамента не отнесена к ведомственным знакам отличия в труде

На основании Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области под ведомственными знаками отличия в труде для судей, работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и системы Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации понимаются награды, учрежденные в установленном порядке федеральным органом судебной власти (к таковым относится совместный приказ Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 03. 12. 2004 года № 511 кд/пр-88).

Почетная грамота Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации учреждена приказом Генерального директора судебного департамента и не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, т.к. судебный департамент не является федеральным органом судебной власти.

При таком положении, считает, что областная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» в Пензенской области, обоснованно отказала в присвоении указанного выше звания Державиной Л.В., а суд, удовлетворяя ее требования дал неправильное толкование требованиям действующего законодательства.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находи оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 года № 355-пП было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области и образована областная комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» в Пензенской области.

В силу разъяснений вышеуказанного Положения (пункт 2.1) под ведомственными знаками отличия в труде понимаются: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами исполнительной власти Российской Федерации, федеральными органами судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Федерации независимых профсоюзов России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и ЦК профсоюзов, ДОСААФ, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

В соответствии с п. 1.2 данного Положения звание "Ветеран труда" в Пензенской области присваивается в соответствии с настоящим Положением гражданам Российской Федерации, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства в Пензенской области и награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии за выслугу лет или досрочной пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Судом установлено, что в соответствии с приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21 июля 2009 года №558 л/с истица Державина Л.В. - начальник отдела обеспечения судопроизводства и кадров …. за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, а также в связи с юбилеем была награждена Почетной грамотой Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Как видно из материалов дела, решением областной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда» в Пензенской области, от 6 октября 2009 года, истице Державиной Л.В. было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота Судебного департамента при Верховном Суде РФ не является ведомственным знаком отличия в труде.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Как установлено в судебном заседании истица Державина Л.В. имеет трудовой стаж более 20 лет. Данное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки истицы и не оспаривается сторонами.

Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы.

При этом суд посчитал установленным и исходил из того, что, отказывая истице в присвоении ей звания «Ветеран труда» в Пензенской области, ответчиком дано неправильное толкование приведенных выше положений нормативных актов, дана неверная оценка документам, представленным истицей в подтверждение факта ее награждения

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

На основании ч.1, 2 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Аналогичные положения содержатся и в ст.ст. 1, 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» 31.12.1996 №1-ФКЗ.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным законом от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ», Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

На основании ст. 4 Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что Судебный департамент при Верховном Суде РФ нельзя считать органом судебной власти, поскольку правосудие он не отправляет и никакое судопроизводство не ведет, однако он имеет особый статус, поскольку по своей сути, функциям (многие из которых перешли ему от Министерства юстиции РФ) и природе является органом исполнительной власти, но организационно функционирующим при Верховном Суде РФ, т.е. в рамках судебной ветви власти с целью обеспечения ее большей независимости. Для более детального регулирования вышеуказанного статуса в отношении деятельности Судебного департамента при Верховном Суде РФ (в отличие от других исполнительных органов) принят специальный Федеральный закон.

На основании ст.ст. 2, 8 Федерального закона от 08.01.1998 №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента. Судебный департамент и управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные. Генеральному директору Судебного департамента материальное и социальное обеспечение предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

При таких обстоятельствах, вывод суда, что Судебной департамент при Верховном Суде РФ является федеральным ведомством, специальным, с особым статусом, органом исполнительной власти, деятельность которого подпадает под регулирование, установленное в Федеральном законе «О ветеранах» и Постановлении Правительства Пензенской области от 19.05.2006 года № 355-пП, является правильным, а указание суда, что осуществленное им награждение, носящее ведомственный характер, за профессиональную деятельность обязательно должно учитываться при оценке прав соответствующего лица на присвоение звания «Ветеран труда» основано на правильном толковании требований действующего законодательства и материалов дела.

Судом обоснованно учтено, что особый правовой статус Судебного департамента РФ и его вышеуказанное двойственное положение (с функциями органа исполнительной власти и включенностью в судебную ветвь власти) никак не должны приводить вообще к лишению его награждения статуса ведомственного, дающего право на присвоение награжденным звания «Ветеран труда».

Правильно судом принято во внимание, что на основании Приказа Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 23.10.2006 №112 в целях совершенствования поощрения работников системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ за высокие результаты в труде, а также реализации ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" постановлено утвердить бланк Почетной грамоты Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утвердить прилагаемое описание указанного бланка, а также Положение о Благодарности и Почетной грамоте Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Согласно Положению о Благодарности и Почетной грамоте Судебного департамента при Верховном Суде РФ Почетной грамотой награждаются работники системы Судебного департамента за образцовое исполнение должностных обязанностей, личный вклад в развитие системы Судебного департамента, судебной системы, проработавшие в системе Судебного департамента не менее трех лет, труд которых был отмечен Благодарностью.

Почетной грамотой могут награждаться лица, не являющиеся работниками системы Судебного департамента, за плодотворное сотрудничество с Судебным департаментом в деле организационного обеспечения судов общей юрисдикции и развития судебной системы.

Судом установлено, что представление к награждению Почетной грамотой оформляется по одной из форм, утвержденных Приказом Судебного департамента от 03.03.2006 №20 "О создании комиссии по ведомственным наградам".

При этом, решение об объявлении Благодарности и награждении Почетной грамотой принимается Генеральным директором Судебного департамента в форме приказа. Почетную грамоту и Благодарность подписывает Генеральный директор Судебного департамента. Приказ об объявлении Благодарности или награждении Почетной грамотой вносится в трудовую книжку награжденного соответствующей кадровой службой.

При таком положении суд правильно не согласился с доводами ответчиками, что Почетная грамота Судебного департамента при Верховном Суде РФ не названа в качестве ведомственной награды в Приказе Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 03 ноября 2005 года № 136 "Об учреждении ведомственной награды Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"., так как из данного Приказа не видно, что медаль "За безупречную службу" является единственно возможной ведомственной наградой для работников аппаратов судов. Напротив, тексты вышеуказанных процитированных нормативных актов свидетельствуют об обратном. Как Приказ Судебного департамента от 03.11.2005 №136, так и Приказ от 23.10.2006 №112 изданы с одинаковой целью - совершенствование поощрения работников, представление о награждении вносится по одной и той же форме.

С учетом изложенного, вывод суда, что за истицей должно быть признано право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку она имеет необходимый трудовой стаж и награждена соответствующим ведомственным знаком отличия в труде. Управление Судебного департамента в Пензенской области как составная часть системы соответствующего ведомства выступает по отношению к истице налоговым агентом, осуществляет начисление и выплату ей заработной платы, проведение аттестаций как государственного гражданского служащего, выступает страхователем в отношении обязательного медицинского страхования работников аппаратов судов, является законным и обоснованным, поскольку награждение связано исключительно с профессиональной деятельностью истицы.

В соответствии с п.8 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» в Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 19.05.2006 года № 335-пП, решение вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда», входит в компетенцию вышеуказанной Комиссии, действующей при Правительстве Пензенской области.

В обоснование своих исковых требований

Решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

Доводы кассационной жалобы, основанные на неправильном толковании требований действующего законодательства и направленные на переоценку доказательств по делу, не могут служить основанием к отмене решения суда. Других доказательств, опровергающих выводы суда, кассатором не представлено.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 08 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи