Судья Овчаренко А.Н. Дело №33-800 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 30 марта 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Мамоновой Т.И., судей Фроловой Т.А., Моисеевой Л.Т., при секретаре Петровой Ю.В., заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 09 февраля 2010 года, которым постановлено: Иск Ивановой Н.В. удовлетворить. Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от 02 ноября 2009 года № 903 об отказе И. в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить Ивановой Н.В. трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19 октября 2009 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в ТМО «Ф.» в качестве медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии- реаниматологии с 25 ноября 1994 года по 19 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки группы анестезиологии-реаниматологии с 20 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки хирургического отделения с 01 января 1996 года по 28 февраля 1997 года; в качестве медсестры палаты интенсивной терапии с 01 марта 1997 года по 31 декабря 2000 года в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1989 года по 30 июня 1991 года в календарном исчислении. Проверив материалы дела, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Иванова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии. В обоснование своих исковых требований она указала, что обратилась в УПФР г. Пензы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ею были предоставлены все необходимые документы, однако решением комиссии от 02 ноября 2009 года № 923 в досрочном назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет, поскольку в ее специальный стаж не были засчитаны периоды работы в ТМО «Ф.» в качестве медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии- реаниматологии с 25 ноября 1994 года по 19 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки группы анестезиологии-реаниматологии с 20 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки хирургического отделения с 01 января 1996 года по 28 февраля 1997 года; в качестве медсестры палаты интенсивной терапии с 01 марта 1997 года по 31 декабря 2000 года, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1989 года по 30 июня 1991 года. Считает решение комиссии незаконным, т.к. отказывая ей во включении в льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, ответчик ссылается на Закон РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР», который в данный период не действовал. В период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, в силу которой период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С учетом положений статей 1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период подлежит включению в ее специальный стаж. Кроме того, в период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в соответствии с которым с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Периоды работы в ТМО «Ф.» не были включены в ее специальный стаж, т.к. в Списках учреждений территориальное медицинское объединение не предусмотрено. В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. В спорные периоды изменялось лишь наименование медицинского учреждения, но функции, связанные с лечебной деятельностью, место работы, должностные обязанности, характер и объем работы не изменялись. Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действующих нормативных актов. П. 1 Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Включение спорных периодов в специальный стаж не противоречит действующему Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, где в разделе «Наименование учреждений» указаны больницы всех наименований, включая противотуберкулезный диспансер, а в разделе «Наименование должностей»предусмотрена должность медицинской сестры палаты интенсивной терапии и должность медицинской сестры-анестезистки. Иванова Н.В. просила суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 02 ноября 2009 года № 903 незаконным; 2) засчитать в льготный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 31 декабря 1989 года по 30 июня 1991 года; 3) засчитать в льготном исчислении периоды работы с 25 ноября 1994 года по 19 декабря 1995 года в качестве медицинской сестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии, реаниматологии; с 20 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года в качестве медицинской сестры-анестезистки группы анестезиологии, реаниматологии; с 01 января 1996 года по 28 декабря 1997 года в качестве медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения; с 01 марта 1997 года по 31 декабря 2000 года в качестве медицинской сестры палаты интенсивной терапии в ТМО «Ф.»; 4) признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии; 5) обязать ответчика назначить ей пенсию с момента наступления льготного стажа, необходимого для начисления досрочной трудовой пенсии (30 октября 2009 года). В судебном заседании Иванова Н.В. исковые требования уточнила и просила суд: 1) признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственном учреждении) в г. Пензе Пензенской области от 02 ноября 2009 года № 903 об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; 2) обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области назначить ей трудовую пенсию в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 19 октября 2009 года, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды ее работы в ТМО «Ф.» в качестве медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии- реаниматологии с 25 ноября 1994 года по 19 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки группы анестезиологии-реаниматологии с 20 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки хирургического отделения с 01 января 1996 года по 28 февраля 1997 года; в качестве медсестры палаты интенсивной терапии с 01 марта 1997 года по 31 декабря 2000 года в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1989 года по 30 июня 1991 года в календарном исчислении. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить, как вынесенное с существенным нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований Ивановой Н.В.- отказать. Управление не согласно с решением суда в части включения в стаж работы, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно, периодов работы: с 25.11.1994 года по 19.12.1995 года, в качестве медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезии -реаниматологии, с 20.12.1995 года по 31.12.1995 года в качестве медсестры - анестезистки группы анестезиологии-реаниматологии, с 01.01.1996 года по 28.02.1997 года в качестве медсестры-анестезистки хирургического отделения, с 01.03.1997 года по 31.12.2000 года в качестве медсестры палаты интенсивной терапии в ТМО «Ф.» - в льготном исчислении, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с 31. 12. 1989 года по 30. 06. 1991 года. Кассатор указывает, что состоявшееся по делу Ивановой Н.В. решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с существенным нарушением норм материального права. Для досрочного назначения пенсии Ивановой Н.В. требуется в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья и населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 Закона осуществляется на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения … и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения …., утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года. В соответствии с положениями Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2 -П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Периоды работы в должности медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезии -реаниматологии, в качестве медсестры - анестезистки группы анестезиологии - реаниматологии, в качестве медсестры - анестезистки хирургического отделения, в качестве медсестры палаты интенсивной терапии в ТМО «Ф.» нельзя засчитать в специальный стаж, т.к. Списком учреждений, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.199 года, ТМО не предусмотрено. Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 и Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 14.05.2001 года №38 в специальный стаж засчитывается работа в лечебно- профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединениях (ТМО). Но, из представленных документов не усматривается ни одно из предусмотренных структурных подразделений ТМО. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1.5 лет также не подлежит включению в специальный стаж, поскольку п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утв. Постановлением Правительства РФ от 11. 07. 2020 года № 561 зачет периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1.5 лет в стаж на соответствующих видах работ не предусмотрен. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с подп. 20 п. 1, п. 2 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, включаются в льготном исчислении периоды работы в должности медицинских сестер палатных, в том числе старших; медицинских сестер-анестезистов в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка. В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовую пенсию», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. В силу Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, которое применялось до 01 ноября 1999 года, установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Постановлением Минтруда РФ от 14 мая 2001 года № 38 предусматривалось, что в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, включается работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений. Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 03 ноября 1999 года №395 утверждена Номенклатура учреждений здравоохранения, в п. 8 которой указано, что лечебно-профилактические учреждения, предусмотренные настоящей Номенклатурой, могут добровольно объединяться на функциональной основе по территориальному признаку в Территориальные медицинские организации (ТМО). Головной организацией ТМО является поликлиника или больница, на которую вышестоящим органом здравоохранения возлагаются функции органа управления ТМО. Судом установлено, что на основании постановления Пензенского Совета Народных депутатов от 31 октября 1990 года №343 и приказа Отдела здравоохранения от 11 декабря 1990 года №424 Пензенский областной противотуберкулезный диспансер был переименован в ТМО «Ф.». На основании приказа Минздрава России от 03 ноября 1999 года №395 и приказа Минздрава Пензенской области от 23 октября 2000 года №243 ТМО «Ф.» переименовано в ГУЗ «П.», который преобразован в ГУЗ «О.» на основании Постановления Правительства Пензенской области от 21 декабря 2004 года №1030-пП. Как следует из копии Устава ТМО «Ф.» л.д. 23-29), Территориальное медицинское объединение «Ф.» является государственным учреждением здравоохранения. Основной целью ТМО является улучшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу: снижение заболеваемости туберкулезом населения области, а также предупреждение инфицированности. Согласно п. 2.2 Устава ТМО в соответствии со своими задачами и функциями и на основании имеющихся лицензий и сертификата осуществляет: профилактическую, лечебно-диагностическую и реабилитационную помощь населению и т.п. Областной противотуберкулезный диспансер является головным учреждением ТМО и осуществляет функции вышестоящего органа управления по отношению к филиалам и подразделениям, входящим в его состав (п. 2.5). Согласно копии Устава ГУЗ «О.» л.д. 30-31), ГУЗ «О.» является лечебно-профилактическим учреждением Пензенской области. Основной задачей Учреждения является оказание специализированной противотуберкулезной помощи населению в Пензенской области. Основными видами деятельности Учреждения являются: лечебно-диагностическая, профилактическая помощь населению; оказание стационарной и амбулаторно-поликлинической противотуберкулезной помощи и т.п. (п. 2.2). Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований вышеуказанного законодательства и материалов дела, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы. При этом суд исходил из того, что судом установлено, что изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала истица в спорные периоды времени, не повлекло изменение ее медицинского профиля, а обязанности, выполняемые И., остались неизменными и были связаны с осуществлением деятельности по охране здоровья граждан, что подтверждается показаниями допрошенных по делу свидетелей. Указанные обстоятельства подтвердила допрошенная в суде свидетель :В. пояснившая, что с 1986 года она работала в Областном противотуберкулезном диспансере в качестве палатной, а затем операционной медсестры 5-го хирургического отделения. Иванова Н.В. работала медсестрой-анестезисткой в палате интенсивной терапии 5-го хирургического отделения. Из состава 5-го хирургического отделения была образована группа анестезиологии-реаниматологии, в которой истица работает в настоящее время. В период с 1990 года по 2000 год Областной противотуберкулезный диспансер именовался как ТМО «Ф.». Однако при переименовании противотуберкулезного диспансера его лечебный профиль, контингент больных и функции медицинского персонала не изменялись. В данном учреждении всегда, в том числе в период, когда оно именовалось ТМО «Ф.», проходили лечение больные с заболеваниями туберкулеза. В функции истицы входило проведение инъекций в палате интенсивной терапии и операционной, помощь врачу-анестезиологу при введении наркоза, осуществление ухода и наблюдение за послеоперационными больными, тяжело больными. Аналогичные показания дала в суде свидетель К. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имелось, они подтверждаются записями в их трудовых книжках, а также копиями должностных инструкций медсестры-анестезиста л.д. 13) и медсестры палаты интенсивной терапии л.д. 14-15). Удовлетворяя требования истицы, суд правильно, руководствуясь п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 и Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, посчитал возможным засчитать в специальный стаж ее работы в ТМО «Ф.» в качестве медсестры палаты интенсивной терапии группы анестезиологии- реаниматологии с 25 ноября 1994 года по 19 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки группы анестезиологии-реаниматологии с 20 декабря 1995 года по 31 декабря 1995 года; в качестве медсестры-анестезистки хирургического отделения с 01 января 1996 года по 28 февраля 1997 года; в качестве медсестры палаты интенсивной терапии с 01 марта 1997 года по 31 декабря 2000 года в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев). Обоснованно судом учтено, что реорганизация и изменение наименования лечебного учреждения, в котором работала И. в спорные периоды времени, осуществлялось на основании решений органов государственной власти (Пензенского Совета Народных депутатов, Минздрава Пензенской области) в целях совершенствования оказания медицинской помощи населению, данное обстоятельство не зависело от воли истицы и само по себе не может ограничивать ее право на пенсионное обеспечение. При этом исходил, что формальное несоответствие наименования учреждения здравоохранения, где работала истица, со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года, само по себе не может явиться достаточным основанием для отказа в реализации права И. на пенсионное обеспечение, поскольку данный отказ по существу ставит истицу, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ. В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка материнства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вывод суда не противоречит разъяснениям Конституционного Суда, что принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают по смыслу ст.1,2,6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Вместе с тем, судом установлено, что в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей в период нахождения Ивановой Н.В. в отпуске по уходу за ребенком с 31 декабря 1989 года по 30 июня 1991 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Удовлетворяя исковые требования истицы в этой части, суд правильно принял во внимание, что в период нахождения И. в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», в соответствии с которым с 01 декабря 1989 года была увеличена продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. В соответствии с новой редакцией ст. 167 КЗоТ, возможность зачета в льготный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком была исключена, была введена Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 года, и вступила в законную силу 06 октября 1992 года, то есть уже после истечения периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком. Учитывая вышеуказанную правовую позицию, а также разъяснение, содержащееся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», суд правильно посчитал, что в соответствии с вышеприведенными нормами Закона период нахождения И. в отпуске по уходу за ребенком, имевший место до 06 октября 1992 года, подлежит зачету в специальный стаж истицы независимо от времени ее обращения за назначением досрочной трудовой пенсии. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Исходя из того, что специальный стаж работы И. с учетом оспариваемых ответчиком периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, суд пришел к правильному и обоснованному выводу о необходимости назначить истице трудовую пенсию с момента обращения за ней, т.е. с 19 октября 2009 года. На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется. Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по настоящему делу, не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ленинского районного суда г. Пензы от 09 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий