кассационное определение по гражданскому делу



Судья Смыслова М.В. Дело № 33- 1637

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Матюшенко А.Ф.

судей Фроловой Т.А., Смирновой Л.А.

при секретаре Гошуляк Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Гусевой Т.В. на решение Бековского районного суда Пензенской области от 13 мая 2010 года, которым постановлено:

Иск Гусевой Т.В. к ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области о признании незаконным решения ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области №18 от 27.02.2010 года, выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ УПФР по Бековскому району Пензенской области по доверенности - С.Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гусева Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области о признании незаконным решения ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области № 18 от 27.02.2010 года, выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В обоснование своих исковых требований она указала, что является гражданской Российской Федерации, у нее двое детей: Е.А.А., …. года рождения, и Е.Ю.А.,. .. года рождения. 17.01.2009 года у нее родился сын - Гусев Д.В.

Ею было подано в ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области заявление о выдаче государственного сертификата на материнский капитал.

Ранее она правом на дополнительные меры государственной поддержки не использовала. 02.03.2010 года она получила уведомление об отказе в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на том основании, что вместо свидетельства о рождении ребенка ею представлена справка о рождении.

Считает данное решение незаконным, поскольку в соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 47 ГК РФ акты гражданского состояния, такие как рождение и смерть гражданина, подлежат государственной регистрации в порядке определенным законом об актах гражданского состояния.

Просила признать незаконным решение ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области № 18 от 27.02.2010 года и обязать ответчика выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Гусева Т.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на те же обстоятельства, что в исковом заявлении и, кроме того, указывает, что суд необоснованно не принял во внимание, что право на дополнительную меру государственной поддержки могут иметь родители, но не дети, родившиеся после 01 января 2007 года.

Кассатор считает, что родив третьего ребенка- сына Гусева Д., … года рождения, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 29. 12. 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» она приобрела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Ссылается, что согласно приведенных норм Федерального закона, правовым и значимым основанием следует считать не наличие свидетельства о рождении третьего ребенка, а факт рождения детей, в том числе первого и второго, что в данном случае никем не оспаривается.

В силу п.5 Правил подачи заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года за № 873 заявление о выдаче государственного сертификата подается с предъявлением документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Кроме того, в п.6 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ не указано ни одно из обстоятельств, на основании которого ей можно было отказать в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Считает, что Бековский районный суд своим решением неправильно истолковал закон, чем нарушил ее право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; дату рождения; пол; адрес места жительства; серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; дату включения в регистр; сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 05.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей); дата составления и номер записи акта о рождении; место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния); дата выдачи свидетельства о рождении. По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).

Согласно ст. 20 Федерального закона от 05.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности. С учетом требований действующего законодательства, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы.

При этом суд посчитал установленным и исходил из того, что Гусева (до замужества- Е.) Т.В. является матерью Е.А.А., … года рождения и Е.Ю.А., … года рождения. Данное обстоятельство подтверждается данными свидетельств о рождении I-РУ № …от 10.10.2000 года и … от 14.11.2000 года.

Согласно копии справки о рождении № 20 от 23.01.2009 года, Гусев Д.В., родился … года в …, матерью является Гусева Т.В., о чем составлена запись акта о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни № … от 21.01.2009 года.

Из копии свидетельства о смерти … от 21.01.2009 года следует, что Гусев Д., родившийся … года в …, умер … года, о чем составлена запись акта о смерти № …от 21.01.2009 года.

Как видно из материалов дела, 18.02.2010 года Гусева Т.В. обратилась в ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области с заявлением о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением … года третьего ребенка Гусева Д.В.

Решением ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области от 27.02.2010 года № 18 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал следует, что Гусевой Т.В. отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка Гусева Д.В. в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (п.п. 1 п. 6 ст.5) в связи с не предоставлением свидетельства о рождении третьего ребенка.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями заявления истца от 18.02.2010 года о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением … года третьего ребенка Гусева Д.В. и решением ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области от 27.02.2010 года №18 об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Отказывая в иске истицы, суд согласился с ее доводами, что при подаче 18.02.2010 года в ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области заявления о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением 17.01.2009 года третьего ребенка Гусева Д.В. истица могла предъявить только справку о рождении, подтверждающую факт государственной регистрации рождения ребенка - Гусева Д., умершего на первой недели жизни.

Однако суд обоснованно принял во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

При этом исходил, из того, что согласно преамбуле Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки независимо от места их жительства.

Право на дополнительную государственную поддержку у данной женщины возникает при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года и может быть реализовано ей согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 года № 288-ФЗ) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Суд дал правильное толкование требованиям вышеуказанного законодательства и посчитал, что из содержания приведенных положений Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 01.01.2007 года.

Судом установлено, что ребенок - Гусев Д., родившийся … года, умер … года, что подтверждается данными копии справки о рождении № 20 от 23.01.2009 года и копии свидетельства о смерти I-ИЗ № 798369 от 21.01.2009 года.

На основании изложенного вывод суда, что у Гусевой Т.В. имеющей двоих детей, рожденных до 01.01.2007 года, в связи со смертью третьего ребенка родившегося … года, умершего на первой недели жизни - … года, не возникло право на получение дополнительной государственной поддержки, является правильным, соответствует требованиям действующего законодательства.

Довод истца Гусевой Т.В. о том, что ответчик необоснованно отказал в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку государственная поддержка право на которую подтверждает государственный сертификат на материнский (семейный) капитал предоставляется семье, а не ребенку и факт смерти ребенка на первой недели жизни не влияет на право получения данного сертификата суд посчитал необоснованным, учитывая, положения Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (преамбула, ст. ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3) государственная поддержка оказывается семьям, имеющих детей, в том числе в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. При этом «имеющих» предполагает наличие не менее двух рожденных (усыновленных) детей, один из которых родился начиная с 01.01.2007 года.

Как установлено в суде, на дату обращения в ГУ-УПФР по Бековскому району Пензенской области с заявлением о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением … года третьего ребенка Гусева Д.В., то есть на 18.02.2010 года у истца Гусевой Т.В. в семье два ребенка, рожденные до 01.01.2007 года.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что ответчиком правильно было отказано истице в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу, не являются основанием к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Бековского районного суда Пензенской области от 13 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи