кассационное определение по гражданскому делу



Судья Зоз С.В. Дело № 33- 1507

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 июня 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Сериковой Т.И.

судей Фроловой Т.А., Елагиной Т.В.

при секретаре Петровой Ю.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ по Пачелмскому району Пензенской области на решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 05 марта 2010 года, которым постановлено:

Заявленные исковые требования Гришиной В.И. удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по Пачелмскому району от 24 декабря 2009 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду недостаточности специального стажа связанного с педагогической деятельностью, Гришиной В.И., незаконным.

Признать за Гришиной В.И. право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда по Пачелмскому району включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью Гришиной В.И. период обучения в Пензенском государственном педагогическом институте с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года и период работы в должности секретаря …. с 17.08.1988 года по 10.09.1992 года.

Обязать ГУ УПФР по Пачелмскому району начислить и выплачивать досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью Гришиной В.И. с момента первоначального обращения за получением пенсии.

Взыскать с ГУ УПФ по Пачелмскому району в пользу Гришиной В.И. судебные расходы в сумме 100 рублей.

Проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гришина В.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Пачелмскому району о признании за ней права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и возложении обязанности на ответчика назначить ей пенсию с момента первоначального обращения за ней.

В обоснование своих исковых требований она указала, что с 25 августа 1980 года работает в системе народного образования.

11 декабря 2009 года ею было написано заявление в ГУ УПФР по Пачелмскому району Пензенской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

30 декабря 2009 года ею был получен отказ комиссии ГУ УПФР по Пачелмскому району Пензенской области в признании за ней права на назначение досрочной пенсии, т.к. не засчитаны в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды:

с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года (04 года 10 месяцев 04 дня) - период учебы в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского;

с 17.08.1988 года по 10.09.1992 года (04 года 0 мес. 24 дня) - период выборной работы в партийных и комсомольских органах.

С решением ГУ УПФР по Пачелмскому району Пензенской области она не согласна, так как период учебы в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года должен быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям:

учеба в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года дает право на включение указанного периода времени в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости досрочно, т.к. на момент обучения действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397.

В соответствии с данным постановлением, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах дает право на пенсию за выслугу лет, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность («Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» п.2 утверждено 17.12.1959г. № 1397).

Согласно трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим страховой и специальный стаж, с 25.08.1980 года по 30.06.1981 года она работала в должности учителя географии и биологии в А. восьмилетней школе, а с 15.08.1986 года по16.08.1988 года в должности учителя географии в П. средней школе №2. Таким образом, учеба в Пензенском государственном педагогическом институте им. В.Г. Белинского с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года попадает в период, которому непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

С решением комиссии о не включении в специальный трудовой стаж периода работы с 17.08.1988 года по 10.09.1992 года на выборной должности секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи …, не согласна, так как период работы в данной должности должен быть засчитан в специальный стаж по следующим основаниям:

На момент ее работы в качестве секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи …, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (не применяется с 01.10.1993г.), п.1 (а) согласно которому, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Согласно ее трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим страховой и специальный стаж, до ее работы в качестве секретаря -заведующего отделом учащейся молодежи …, она работала в должности учителя географии в П. средней школе №2, а после - в должности учителя географии в П. средней школе №1.

Отказ в назначении ей досрочной пенсии по старости противоречит Конституции РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В судебном заседании Гришина В.И. дополнила свои требования, просила признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР РФ по Пачелмскому району № 86 от 24.12.2009 года об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии, незаконным и включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее обучения в Пензенском педагогическом институте им. Белинского с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года и период выборной работы в партийных и комсомольских органах в должности секретаря … с 17.08.1988 по 10.09.1992 года. Дополнительно пояснила, что в Пензенском педагогическом институте она обучалась с 01 сентября1981 года на очной форме обучения. До поступления в институт непосредственно занималась педагогической деятельностью, проработав учителем географии и биологии. После окончания обучения и получения диплома о высшем образовании также продолжила заниматься педагогической деятельностью на должности учителя. В 1988 году была уволена с последнего места работы в связи с избранием секретарем - заведующим отделом учащейся молодежи …. Данная должность являлась выборной. Ее стаж, связанный непосредственно с педагогической деятельностью, на момент обращения в ГУ УПФР РФ по Пачелмскому району по вопросу назначения пенсии, составлял более 19 лет, то есть был более 2/3, предусмотренных законодательством как обязательное условие для получения досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. Просила суд заявленные исковые требования удовлетворить.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФР РФ по Пачелмскому району просит отменить решение суда и принят новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гришиной В.И., не передавая дело на новое рассмотрение.

Указывает, что трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Согласно п.п.10 п.1 ст. 28 данного Закона педагогические работники, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, приобретают право на назначение досрочной трудовой пенсии ранее достижения возраста, установленного статьей 7.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее, чем со дня возникновения права на ее назначение.

У Гришиной В.И. на день обращения в Управление ПФР такое право отсутствовало.

В специальный педагогический стаж Гришиной В.И. суд необоснованно засчитал период работы в выборных должностях … с 17.08.1988 г. по 10.09.1992 года, а также период обучения в Пензенском педагогическом институте с 01.09.1981 года по 04.07.1986 г., т. к. работа на выборных партийных и комсомольских должностях не приравнивается к стажу, дающему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости согласно Закону 173-ФЗ.

Также неправильно судом включен в спецстаж истицы период обучения в высшем учебном учреждении.

Согласно Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340-1, действовавшего до 01.01.2002 г., работа в выборных партийных должностях также не приравнивается к стажу, дающему право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, утвердившее Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в котором говорится о зачете в стаж работы по специальности также выборной работы в партийных и комсомольских органах и времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, было отменено внесенными изменениями в законодательство в 1990 году Федеральным Законом «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 и Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 2001 г. и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального Закона № 173, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, которые исключили возможность зачета периодов работы на выборных должностях в партийных и комсомольских органах в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Постановление Совета Министров СССР № 1397 было отменено и Постановлением Совета Министров Правительства РФ № 953 от 22.09.1993 г. с 01. 10. 1993 года. Кроме того Данные спорные периоды могли быть включены в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

На день обращения за назначением пенсии 16.12.2009 года педагогический стаж Г. составлял 19 лет 06 месяцев 11 дней.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста

Судом установлено, что Гришина В.И. работала с 25.08.1980 года по 30.06.1981 года учителем географии и биологии в А. восьмилетней школе и была освобождена от занимаемой должности в связи с выездом на учебу, о чем имеется запись в ее трудовой книжке.

В период с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года Гришина /Х./ являлась студентом и проходила обучение в Пензенском педагогическом институте им. В.Г.Белинского, что подтверждается копией диплома о высшем образовании. Из института отчислена в связи сего окончанием 15.08.1986 года. Этого же числа назначена учителем географии в П. СШ №2.

Как видно из материалов дела согласно записи № 7 трудовой книжки Гришина /Х./ 17.08.1988 года избрана секретарем …. Данное обстоятельство подтверждается также копией протокола Пленума ….

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Удовлетворяя требования истицы, суд правильно исходил из того, что она проходила обучение в педагогическом учебном заведении - Пензенском педагогическом институте с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года и стала занимать выборную должность в … с 17 августа 1988 года. Периоду обучения Гришиной В.И. в пединституте непосредственно предшествовала, а затем непосредственно следовала педагогическая деятельность в должности учителя.

Также обоснованным является вывод суда, что комиссия по назначению и выплате пенсий при Управлении Пенсионного Фонда по Пачелмскому району неправомерно исключила из специального стажа, дающего право на получение досрочной пенсии, период работы Гришиной В.И. на выборной должности с 17.08.1988 года по 10.09.1992 года и период обучения в высшем педагогическом заведении с 01.09.1981 года по 04.07.1986 года, со ссылкой Закон № 341 от 20.11.1990 года « О трудовых пенсиях» и Закон № 173 - ФЗ от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в РФ».

Как видно из действовавшего Положения « О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, учителям в стаж работы по специальности, кроме в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Судом правильно учтено, что внесенными затем изменениями в законодательство - ФЗ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года и Законом № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001года, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, исключают возможность зачета периодов работы на выборных должностях в партийных и комсомольских органах и время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Первый законодательный акт вступил в действие 01.01.1992 года, поэтому спорные периоды могут включатся в льготный стаж до этого времени независимо от времени обращения за начислением льготной пенсии.

Согласно инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР № 1 - 63 - И от 30.06.1986 года « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» / 3.1./ в п. 1 Положения перечислены виды работ и иной деятельности, которые засчитываются в стаж работы как работникам просвещения, так и работникам здравоохранения. При применении п.п. «а» п.1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др. В соответствии с абзацем 4 п.2 Положения в стаж по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, что ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Под педагогической деятельностью понимается работа, предусмотренная в разделе Перечня.

Как установлено судом, на момент обращения за досрочным назначением пенсии, то есть на 11 декабря2009 года, в связи с осуществлением педагогической деятельности, истица, как следует из решения Пенсионного фонда № 86 от 24.12.2009 года, имела специальный стаж 19 лет 06 месяцев 11 дней, то есть более необходимых 2/3 стажа, предусмотренного вышеназванным Положением, утвержденным 17.12.1959 года № 1397.

Отказывая Г. в назначении досрочной трудовой пенсии, ГУ УПФР по Пачелмскому району поставило ее в неравное положение с другими гражданами, право которых на пенсию возникло до введения в действие вышеуказанных актов, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ.

Кроме того, суд правильно посчитал, что ограничение прав на социальное обеспечение по отношению к другим гражданам не может быть оправдано ни одной из целей, указанных в ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

Доводы кассационной жалобы, были предметом обсуждения и следования в суде первой инстанции. Им дана оценка, не согласие с которой не является основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Пачелмского районного суда Пензенской области от 05 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи