кассационное определение по гражданскому делу



Судья Игнашкин М.А. Дело № 33- 1649

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июня 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Матюшенко А.Ф.

судей Фроловой Т.А., Смирновой Л.А.

при секретаре Гошуляк Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Каримовой Г.Р. на решение Шемышейского районного суда Пензенской области от 21 мая 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Каримовой Г.Р. к Государственному учреждению управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шемышейскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на материнский капитал, признании права на получение сертификата на материнский капитал и возложении обязанности по выдаче сертификата, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Каримовой Г.Р., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Каримова Г.Р. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче ей сертификата на материнский капитал, признании права на получение сертификата на материнский капитал и возложении обязанности по выдаче сертификата.

В обоснование своих исковых требований указала, что … года у нее родился первый ребенок, который умер на первой неделе жизни, а … года она родила второго ребенка.

Полагая, что в соответствии с положениями закона №256-ФЗ от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», имеет право на материнский капитал, она обратилась с заявлением в ГУ УПФР по Шемышейскому району о выдаче ей сертификата на материнский(семейный) капитал.

Решением №15 от 15 марта 2010 года ей было отказано в выдаче сертификата в связи с отсутствием в представленных ею документах свидетельства о рождении первого ребенка.

Данный отказ считает незаконным, поскольку факт рождения ею первого ребенка зарегистрирован, но поскольку ребенок умер на первой неделе жизни, ей на руки выдано лишь свидетельство о его смерти.

Просила признать решение ГУ УПФР по Шемышейскому району об отказе в выдаче ей сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, признать за ней право на получение сертификата на материнский (семейный) капитал и обязать ГУ УПФР по Шемышейскому району выдать государственный сертификат на материнский(семейный) капитал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Каримова Г.В. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, удовлетворив ее исковые требования, при этом ссылается на те же обстоятельства, что при предъявлении иска.

Кроме того, кассатор считает, что не предоставление ею свидетельства о рождении первого ребенка не может служить основанием к отказу в выдаче сертификата на материнский(семейный) капитал, поскольку факт рождения ребенка умершего на первой неделе жизни в этом случае удостоверяется лишь свидетельством о смерти, и справкой о рождении.

Отказ в выдаче сертификата по указанным основаниям, ставит лиц, у которых ребенок умер на первой неделе жизни, в неравное положение с иными лицами, у которых ребенок прожил на несколько дней больше.

Обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр). Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; дату рождения; пол; адрес места жительства; серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; дату включения в регистр; сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу ст. 23 Федерального закона от 05.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении содержит следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей); дата составления и номер записи акта о рождении; место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния); дата выдачи свидетельства о рождении. По желанию родителей в свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности родителей (одного из родителей).

Согласно ст. 20 Федерального закона от 05.11.1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Как видно из материалов дела, ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области решением №15 от 15 марта 2010 года отказал истице в выдаче сертификата в связи с рождением второго ребенка, поскольку в представленных Каримовой Г.Р. документах отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка, при этом приведены мотивы, в соответствии с которыми никакие иные документы кроме свидетельства о рождении не подтверждают факт рождения ребенка

Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы.

При этом суд посчитал установленным, что в соответствии с копией справки о рождении №1407, территориальным отделом ЗАГС Октябрьского района г. Пензы произведена регистрация рождения ребенка умершего на первой неделе жизни (актовая запись №… от 03 сентября 2008 года), фамилия ребенка указана как «Б.», дата рождения … года, место рождения …, дата смерти указана …. Матерью ребенка указана Б.Г.Р.

Из копии свидетельства о смерти видно, что Б. … года рождения, уроженка г.Пензы, умерла … года в г.Пенза, о чем 10 сентября 2008 года составлена запись акта о смерти №….

Согласно свидетельства о заключении брака следует, что до брака с Каримовым С.Б. (заключен 05 сентября 2008 года), истица носила фамилию Б.

Таким образом, на основании вышеуказанных документов в судебном заседании установлено, что К.Г.Р. … года родила первого ребенка, который умер … года. Данное аримова обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.

Как следует из копии свидетельства о рождении Каримова Т.С., он родился … года в …. Его родителями являются Каримов С.Б. у. и Каримова Г.Р. (истица).

Следовательно, … года истица родила второго по счету ребенка. Это обстоятельство представителем ответчика также не оспаривается.

Согласившись с доводами истицы, что при обращении ее с заявлением о выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, она могла предъявить только справку о рождении, подтверждающую факт государственной регистрации рождения ребенка - Б., … года рождения, суд, отказывая ей в иске, обоснованно принял во внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

При этом исходил, из того, что согласно преамбуле Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки независимо от места их жительства.

Право на дополнительную государственную поддержку у данной женщины возникает при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года и может быть реализовано ей согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 года № 288-ФЗ) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Суд дал правильное толкование требованиям вышеуказанного законодательства и посчитал, что из содержания приведенных положений Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у нее имеется (воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился начиная с 01.01.2007 года.

Судом установлено, что ребенок - Б., … года рождения умерла … года, о чем 10 сентября 2008 года составлена запись акта о смерти №4833.

На основании изложенного вывод суда, что у К.Г.Р. не возникло право на дополнительные меры социальной поддержки в виде материнского капитала в связи с рождением второго ребенка, т.к. первый ребенок умер на первой неделе жизни, является правильным, соответствует требованиям действующего законодательства.

Довод истицы Каримовой Г.Р. о том, что ответчик необоснованно отказал в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку государственная поддержка право на которую подтверждает государственный сертификат на материнский (семейный) капитал предоставляется семье, а не ребенку и факт смерти ребенка на первой недели жизни не влияет на право получения данного сертификат, суд посчитал необоснованным, учитывая, положения Федерального закона от 29.12.2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (преамбула, ст. ст. 2, п. 2 ч. 1 ст. 3) государственная поддержка оказывается семьям, имеющих детей, в том числе в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. При этом «имеющих» предполагает наличие не менее двух рожденных (усыновленных) детей, один из которых родился, начиная с 01.01.2007 года.

При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что ответчиком правильно отказано истице в выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу, не являются основанием к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Шемышейского районного суда Пензенской области от 21 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи