кассационное определение по гражданскому делу



Судья Овчаренко А. Н. Дело № 33-1257

Кассационное определение

1 июня 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

Председательствующего Смирновой Л. А.

Судей: Мамоновой Т. И., Моисеевой Л. Т.

При секретаре Аблязове Н. И.

Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т. И. дело по кассационной жалобе ГУ УПФР на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 марта 2010 г. по делу по иску Карповой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области о понуждении к выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, которым постановлено:

Иск Карповой Е.В. удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от 17 декабря 2009 года № 931 об отказе Карповой Е.В. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области выдать Карповой Е.В. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области в пользу Карповой Е.В. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 1000 руб.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т. И., судебная коллегия

Установила:

01 февраля 2005 года Карпова Е.В. родила сына, который … года умер, о чем 06 февраля 2005 года составлена запись акта о смерти № 774.

25 июня 2008 года Карпова родила второго сына - Карпова А., о чем 11 июля 2008 года составлена запись акта о рождении № …..

Карпова Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, но 17 декабря 2009 года получила отказ за № 931 в связи с непредставлением свидетельства о рождении первого ребенка.

Не соглашаясь с отказом в назначении материнского (семейного) капитала, К.Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР о признании отказа в назначении материнского капитала незаконным. Просила признать за ней право на получение материнского капитала, с возложением на ответчика обязанности по выдаче ей материнского (семейного) капитала.

Просила учесть, что она выносила и родила в срок живого ребенка, но, ей неизвестна причина смерти сына. Потеря сына оказалась для нее очень тяжелой. Факт рождения ребенка подтверждается медицинской справкой, выданной роддомом, на основании которой составлена запись акта о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, № 152 от 03 февраля 2005 года.

В судебном заседании истец Карпова Е.В. и ее представитель - адвокат Идрисова А.И., действующая на основании ордера, иск поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области В.Е.Ю., действующая на основании доверенности, с иском Карповой Е.В. не согласилась, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 17 декабря 2009 года № 931. Также пояснила, что Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ предусматривает предоставление мер государственной поддержки семьям, имеющим детей, а не только родившим их. На момент обращения с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в семье должно быть не менее двух детей. Документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении, выданное органами ЗАГСа. Свидетельство о рождении первого ребенка истицей представлено не было, в связи с чем, ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Суд исковые требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением суда, ГУ УПФР в кассационной жалобе просит его отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, ссылаясь на возражения, изложенные при отказе Карповой Е. В. в назначении материнского капитала, а также данные в ходе судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Карповой Е.В. и ее представителя - адвоката Идрисову А. И., возражавших против отмены решения суда, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленном в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 1, 7 ст. 3 Федерального закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 2 данного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки подтверждается именным документом - государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал.

Положениями частей 1, 2 ст. 5 указанного Закона установлено, что лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, согласно п. 5 которых заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке):

удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки;

подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил;

удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания и полномочия законного представителя или доверенного лица;

подтверждающих рождение (усыновление) детей;

подтверждающих смерть женщины, родившей (усыновившей) детей, объявление ее умершей, лишение ее родительских прав, совершение ею в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил;

подтверждающих смерть родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), объявление умершими родителей (усыновителей) или единственного родителя (усыновителя), лишение родителей родительских прав, совершение родителями (усыновителями) в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, - для лиц, указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящих Правил, их законных представителей или доверенных лиц.

В соответствии с ч. 5, 6 ст. 5 Федерального закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

По смыслу вышеприведенных норм Федерального закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ правовым основанием для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является не наличие свидетельства о рождении первого ребенка, а сам факт рождения детей, в том числе и второго.

При этом, ни Федеральный закон, ни Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года, не содержат такого обязательного условия выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, как предъявление свидетельств о рождении детей.

Отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка при наличии иных предусмотренных законом документов, подтверждающих факт его рождения, не может влиять на наличие права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и являться основанием для отказа в удовлетворении заявления о его выдаче.

Кроме того, данное обстоятельство не предусмотрено п. 6 ст. 5 Федерального закона РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, как основание для отказа в удовлетворении заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти.

Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года № 1274 таким документом является выдаваемая органами ЗАГСа справка о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, по форме № 26, утвержденной данным Постановлением.

Как установлено материалами дела, истец является матерью Карпова, … года рождения, умершего на первой недели жизни - … года, и Карпова А.М., … года рождения л.д. 7-9).

10 декабря 2009 года Карпова Е.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, приложив к нему копии своего паспорта и страхового свидетельства, справку о рождении первого ребенка и копию свидетельства о его смерти, копию свидетельства о рождении второго ребенка - Карпова А.М.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Пензе Пензенской области от 17 декабря 2009 года № 931 Карповой Е.В. было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с тем, что ею не представлено свидетельство о рождении первого ребенка, о чем заявительнице было направлено соответствующее уведомление.

Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются имеющимися в деле документами, а также подлинными материалами дела лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки № 004467 на имя Карповой Е.В., представленного Управлением Пенсионного фонда РФ (государственным учреждением) в г. Пензе Пензенской области.

Оценивая в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, а также конкретные обстоятельства по делу, суд правильно признал решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Пензе Пензенской области от 17 декабря 2009 года № 931 об отказе Карповой Е.В. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не соответствующим закону.

Как правильно указал суд, это противоречит ст. ст. 38 и 55 Конституции РФ, гарантирующим государственную защиту материнства и детства и допускающим ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку ни одна из действующих норм не содержит прямого указания, на то, что единственным документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении, отказ в выдаче государственного сертификата на материнский капитал при наличии справки о рождении по форме № 26, выданной органом ЗАГС, является неправомерным и нарушающим право истицы на получение сертификата на материнский капитал.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

Статьей 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ предусмотрено право женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу п.5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873 заявление подается с предъявлением документов, в том числе, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Доводы кассационной жалобы о том, что одним из обязательных условий получения права на материнский капитал является предъявление только свидетельств о рождении детей, связаны с неправильным толкованием закона и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Действительно, в ст. 4 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» имеется указание на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения, гражданство.

Однако данное обстоятельство обоснованно не признано судом, как бесспорно свидетельствующее о необходимости предоставления в качестве документа, подтверждающего рождение детей, лишь свидетельства о рождении.

Этот вывод суда соответствует положениям п.6 ст. 5 ФЗ № 256-ФЗ, где предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, каковыми являются отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч.3,4 и 6 ст. 3 Закона; представление недостоверных сведений; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Поскольку ни одного из указанных оснований в данном случае не было установлено, судом правильно сделан вывод о незаконности действий пенсионного органа по отказу в выдаче материнского сертификата.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.

Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 360,362 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 23 марта 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: