Судья Мисюра Е.В. Дело № 33-2385 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 07 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Прошиной Л.П. судей Фроловой Т.А., Елагиной Т.В. при секретаре Жуковой О.М. заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Седова К.В. на решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 01 июля 2010 года, которым постановлено: В удовлетворении исковых требований Седова К.В. к администрации г. Кузнецка Пензенской области о восстановлении в списке очередности в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы с 30 октября 2006 года - отказать. Проверив материалы дела, заслушав объяснения Седова К.В., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Седов К.В. обратился в суд с иском к администрации г. Кузнецка Пензенской области о восстановлении в списке очередности в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее ФЦП «Жилище») с 30.10.2006. В обоснование исковых требований истец Седов К.В. указал, что 30.10.2006 он обратился в отдел жилищной политики администрации г. Кузнецка Пензенской области с заявлением об улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. К заявлению были приложены все необходимые документы, определенные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище». Его семья была признана участником программы и поставлена в список молодых семей - участников подпрограммы. 20.07.2007 его семья была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы в связи с тем, что 09.07.2007 ему исполнился 31 год. Таким образом, субсидия его семье предоставлена не была. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 979 в Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы (утверждены Постановлением Правительства от 13.05.2006 № 285) внесены изменения, согласно которым участницей подпрограммы может быть молодая семья возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет. Поэтому он вновь от имени своей семьи подал заявление об улучшении жилищных условий в рамках указанной подпрограммы и был включен в список только с 26.02.2008, что значительно изменило очередность его семьи на получение субсидии. Считает, что его право на получение субсидии в рамках указанной подпрограммы сохранилось с момента его первоначального обращения с заявлением об улучшении жилищных условий, что сохранил право на участие в указанной подпрограмме с 30.10.2006 и имеет право на восстановление в списке очередности в указанной подпрограмме с 2006 года. В данный момент его семья состоит из 4-х человек, на его иждивении находится 2-е несовершеннолетних детей. Нарушение его прав и прав его семьи на получение государственной поддержки в виде субсидии в рамках указанной подпрограммы ставит его в трудное материальное положение. Просил суд восстановить его (Седова К.В.), супругу Седову Е.А., сына Седова Д.К., дочь Седову А.К. в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 30.10.2006. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Седов К.В. просит отменить решение суда и принять новое решение, удовлетворив его требования. Считает, что его должны включить в список участников подпрограммы с 30 октября 2006 года, т.к. в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 979 в Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей « федеральной целевой программы « Жилище « на 2002 -2010 гг, утвержденных постановлением правительства от 13. 05. 2006 года № 285 внесены изменения, согласно которым участницей подпрограммы может быть молодая семья возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи- участницы подпрограммы в список претендентов на получение субсидии в планируемом году не превышает 35 лет. Кассатор указывает, что и в настоящее время отсутствуют основания, предусмотренные для отказа в участии его семьи в программе. Включение его семьи в список участников, с даты повторного обращения к ответчику существенно нарушает права его семьи на своевременное получение государственной поддержки. Включение ответчиком его семьи в список участников подпрограммы с 11. 03. 2008 года ставит его и его семью в неравные условия по сравнению с другими участниками программы, подавшими заявления после 03. 11. 2006 года, которые в настоящее время оказались раньше его в списках участников и имеющие больше преимуществ на получение государственной поддержки раньше него, что ведет к ограничению его конституционного права на жилище и его осуществление, и тем самым нарушает предписания ст. 19 ( ч.,1,2). 40 ( ч.1, 2, 3) и 55 ( ч.2,3) Конституции РФ. Кассатор считает, что его право на получение субсидии в рамках указанной подпрограммы сохранилось с момента его первоначального обращения с заявлением об улучшении жилищных условий, он сохранил право на участие в указанной подпрограмме с 30октября 2006 года и имеет право на восстановление в списках очередности в указанной подпрограмме с 2006 года. В данный момент его семья состоит из 4-х человек, на иждивении у него 2-е несовершеннолетних детей. Нарушение его прав и прав его семьи на получение государственной поддержки в виде субсидии в рамках указанной подпрограммы ставит его в трудное материальное положение.. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 675 от 17.09.2001 утверждена федеральная целевая программа «Жилище», в рамках которой утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» в составе ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Согласно указанной подпрограммы, ее участник - молодая семья, признанная в установленном порядке, нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта РФ, участвует в ее реализации. В рамках подпрограммы на момент ее принятия под понятием «молодая семья» понималась семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет. В силу Постановления от 29. 12. 2007 года № 979, Правительство РФ в соответствии со своей компетенцией, определив первоначально в разделе III подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы и в Правилах для целей подпрограммы условие о возрасте 30 лет, расширило возможность участия в этой подпрограмме, увеличив возраст до 35 лет. Согласно п. а ч. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующему условию - возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. В соответствии с п. 21, 22, 23 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом РФ для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению № 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению № 3 (далее - сводный список). Заявка и сводный список представляются органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований вышеуказанного законодательства и материалов дела, суд посчитал установленным, что 30.10.2006 истец обратился в администрацию г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. На тот момент семья истца состояла из 3 человек: истца Седова К.В., Дата обезличена года рождения, его супруги - Седовой Е.А., Дата обезличена года рождения, сына - Седова Д.К., Дата обезличена года рождения. Как видно из материалов дела, Постановлением главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от 03.11.2006 № 1766 истец с семьей 3 человека были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы. Постановлением главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от 20.07.2007 № 1068 Седов К.В., с семьей 3 человека на основании п. 5 «а» Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг., были исключены из списка участников. В июле 2007 года истцу было направлено извещение об исключении из списка участников вышеуказанной подпрограммы, в связи с тем, что 09.07.2007 года ему исполнился 31 год, он и члены его семьи были обоснованно исключены из списка, поскольку они перестали соответствовать требованиям участия в программе. Согласно пояснений истца в суде, он данное постановление в установленном законом порядке не оспаривал и не оспаривает, считает законным. В силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 979 возраст супругов, либо одного молодого родителя (неполная семья), имеющих право участвовать в данной подпрограмме, был увеличен до 35 лет. 26.02.2008 истец вновь обратился в администрацию г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. На этот момент семья истца состояла уже из 4 человек: истца Седова К.В., Дата обезличена года рождения, его супруги - Седовой Е.А., Дата обезличена года рождения, сына - Седова Д.К., Дата обезличена года рождения, дочери Седовой А.К., 12.01.2008 года рождения. В силу п. 19 Правил повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных в п. 18 Правил. Отказывая в истцу в удовлетворении его требований, в частности о включении его в список с учетом первоначального обращения с заявлением на участие в программе, суд исходил из того, что на момент исключения из списка участников истец и члены его семьи утратили право на получение социальной выплаты как участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. Согласно Постановлению главы администрации г. Кузнецка Пензенской области от 11.03.2008 № 420 Седов К.В. с семьей 4 человека признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы. Судом установлено, что в настоящее время семья истца находится в списке молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» по состоянию на 01.07.2010 под № 94. При таких обстоятельствах, правильно определив юридически значимые обстоятельства по делу, суд пришел к правильному и обоснованному выводу, что у истца на момент первоначального включения в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы возникло право лишь на улучшение жилищных условий, это право реализовано путем постановки семьи Седова К.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с учетом исключения из списка в 2007 году, право на получение социальной выплаты нельзя признать нарушенным, поскольку оно у истца в установленном законом порядке не возникло. При этом суд исходил из того, что при обращении с заявлением на участие в программе в 2008 году истец правомерно был включен ответчиком в списки участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы как вновь обратившийся, преимущественного права на включение истца в списки молодых семей, в том числе с момента его первоначального обращения - с 30.11.2006, не предусмотрено. Решение суда является законным и обоснованным оснований к его отмене не имеется. Доводы кассационной жалобы были предметом обсуждения и исследования в суде первой инстанции, им дана оценка, не согласие с которой не является основанием к отмене решения суда. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 01 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения. . Председательствующий