кассационное определение по гражданскому делу



Судья Осипова Т.В. Дело № 33- 2422

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Сериковой Т.И.

судей Фроловой Т.А.,, Елагиной Т.В.

при секретаре Аблязове Н.И.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Потьковой Н.А. на решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 05 августа 2010 года, которым постановлено:

Отказать Потьковой Н.А. в удовлетворении исковых требований к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Потьковой Н.А. по ордеру и по доверенности- адвоката Ширяевой Н.Б., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Потькова Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о признании постановления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и понуждении к постановке на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

В обоснование своих исковых требований указала, что постановлением главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области № 76 от 25.06.2010 года ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

Считает отказ в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку она как участник Великой Отечественной войны имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем как нуждающаяся в улучшении жилищных условий вне зависимости от сроков подачи заявлении о постановке на учет на основании ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.м.

Её нуждаемость в улучшении жилищных условий обусловлена тем, что она не имеет жилья в собственности и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Проживает по договору найма в жилом помещении, собственником которого является ее дочь Баранова З.Б.

В силу норм Жилищного законодательства она не имеет равных прав по пользованию данным жилым помещением с его собственником и может в любое время быть выселенной из квартиры и остаться без жилья.

Просила признать незаконным постановление главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области об отказе в постановке её на учет как лица нуждающегося в жилом помещении, признать за нею право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Впоследствии истец Потькова Н.А. дополнила исковые требования, просила также обязать сельскую администрацию поставить её на учет, как нуждающуюся в жилом помещении.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Потькова Н.А. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение.

Кассатор указывает. что суд в обоснование отказа с в удовлетворении ее исковых требований указал, что она прописана и проживает в квартире своей дочери Барановой З.Б., которая является собственником жилого помещения.

Вышеуказанная квартира является благоустроенной и общая площадь 39, 2 кв.м.

Кроме того, суд посчитал, что она согласно Жилищного кодекса РФ является членом семьи Барановой З.Б. и имеет равные с ней права по пользованию жилым помещением. Учетная норма жилья составляет 18 кв.м на человека, а у них прописано и проживает два человека, в связи с чем общая площадь их жилого помещения превышает учетную норму жилья, а поэтому ее нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Однако с вышеуказанными выводами в решении суда она не согласна, т.к. хотя она и является членом семьи Барановой З.Б., имеет право только на пользование жилым помещением и согласно того же ЖК РФ ст. 31 ч.5, если собственник жилого помещения продаст или подарит жилое помещение, то он имеет право выписать бывшего члена семьи, без предоставления другого жилого помещения,

Судом не были приняты во внимание показания ее дочери Барановой З.Б. о том, что она желает устроить свою личную жизнь, выйдя замуж, продав квартиру и переехав на другое место жительство.

Кроме того, в соответствии с ФЗ от 12 января 1995 года № 5 « О ветеранах «в редакции ФЗ от 21 декабря 2009 года №327 - ФЗ и Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 « Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1091-1945гг, который предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий участников и инвалидов ВОВ, а также членов семей, погибших ( умерших) участников и инвалидов ВОВ, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 кв.метров. Данное положение было подтверждено письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18. 06. 2010 года № 10-4/337367-18 за подписью Заместителя директора Департамента организации социальной защиты населения.

Вопреки указанным документам Лопатинская администрация сельского совета, а затем и Лопатинский районный суд исходили из норм 18 кв.м на человека, это положение для всех граждан на общем основании, а не для участников ВОВ, ссылаясь на ЖК РФ.

Кассатор просила учесть изложенное и признать, что ей незаконно отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

В соответствии с ч. 1 статьи 49 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ), действующего с 1.03.2005 г., по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частями 3, 4 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено:

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно со ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства и материалов дела, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы.

При этом суд посчитал установленным, что Потькова Н.А. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой отдела военного комиссариата Пензенской области по Шемышейскому и Лопатинскому районам л.д.5), копией удостоверения л.д.8).

Как видно из материалов дела, Потькова Н.А. с 17.07.2007 года зарегистрирована и проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире, общей площадью 39,2 кв.м, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ....

Собственником указанной квартиры является Баранова З.Б.

Согласно представленным документам в этой квартире зарегистрированы и проживают два человека: Баранова З.Б. и Потькова Н.А.

Данные обстоятельства подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела: копией свидетельства о государственной регистрации права от 30.12.2008 года л.д.18); копией технического паспорта на квартиру, составленного по состоянию на 10.12.2008 года л.д.19-23); справкой Территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы России по Пензенской области в Лопатинском районе от 22.06.2010 года л.д.17).

Копия свидетельства о рождении л.д.55) и копия свидетельства о заключении брака между Потьковой З.Б. и Барановым В.М. л.д.27) подтверждают

Родственные отношения Потьковой Н.А. и Барановой З.Б. как матери и дочери подтверждаются копией свидетельства о рождении и копией свидетельства о заключении брака между Потьковой З.Б. и Барановым В.М.

Согласно уведомлению об отсутствии запрашиваемых сведений № 58-58-07/008/2010-839 от 13.07.2010 г. л.д.6), в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Потьковой Н.А. не зарегистрированы.

Судом также установлено, что Потькова Н.А. 22.06.2010 года обратилась в администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области с заявлением по вопросу постановки её на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».

Как видно из материалов дела, постановлением главы администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области № 76 от 25.06.2010 года истице отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ л.д.4).

В соответствии с решением Комитета местного самоуправления Лопатинского сельсовета № 10-37/4 от 19.05.2006года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Лопатинском сельсовете» установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека л.д.46).

В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

На основании ст. 6 п. 2 Закона РФ от 29 декабря 2004 г. (с изм. и доп. на 29 декабря 2006 г.) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" "граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма".

Согласно Федеральному Закону о внесении изменений в Федеральный Закон «О ветеранах» принятому Государственной Думой 02.12.2009 года, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Закон «О ветеранах»).

В силу положений ст. 23.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно посчитал, что вышеприведенные нормы жилищного законодательства не предусматривают возможности постановки на учет лиц из числа вышеуказанных категорий граждан, если они обеспечены жилой площадью.

При этом суд исходил, что истица, являясь участником Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в благоустроенной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., ....

Кроме неё, по указанному адресу зарегистрирована и проживает её дочь Баранова З.Б., являющаяся собственником указанного жилого помещения. Общая площадь жилого помещения составляет 39,2 кв.м.

При таком положении, на каждого проживающего в указанном жилом помещении приходится более 18 кв.м общей площади, что превышает учетную норму.

Вместе с тем, судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, что Потькова Н.А. является матерью собственника квартиры Барановой З.Б., с 17.07.2007 года зарегистрирована и проживает в квартире вместе с нею на правах члена семьи, чего не отрицала в судебном заседании и представитель истца Баранова З.Б., в связи, с чем, согласно ч.2 ст.31 ЖК РФ истица имеет равное с Барановой З.Б. право пользования жилым помещением.

Доводы кассационной жалобы Потьковой Н.А., что при решении вопроса о постановке ее. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрация сельского совета должна была исходить из нормы общей жилой площади на одного человека 36 кв.м., были предметом обсуждения и исследования в суде первой инстанции, суд правильно посчитал их основанными на неправильном толковании требований действующего законодательства.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Лопатинского районного суда Пензенской области от 05 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи