кассационное определение по гражданскому делу



Судья Бондарь М.В. Дело № 33-2432

Кассационное определение

14 сентября 2010 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе

Председательствующего Прошиной Л.П.

Судей: Мамоновой Т. И., Гордеевой Н.В.

При секретаре Жуковой О.М.

Заслушали в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т. И. дело по, кассационной жалобе Юртаева Н.Е. на решение Никольского районного суда от 27 июля 2010 г. по делу по иску Юртаева Н.Е. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Никольскому району о назначении пенсии, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Юртаева Н.Е. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Никольскому району о назначении пенсии отказать.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т. И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юртаев Н.Е. обратился в суд с иском к ГУ УПФР о назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что имеет необходимый трудовой стаж работы в должностях государственной противопожарной службы и в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Между тем, пенсионным органом в назначении пенсии на льготных условиях ему было отказано ввиду отсутствия необходимого специального трудового стажа, в который не включены периоды работы истца с 24 сентября 2004 г. по 31 декабря 2007 г.- период его работы в качестве водителя пожарного автомобиля противопожарной службы, относящейся к субъекту Российской Федерации, т.е. по Пензенской области.

Считая действия ответчика незаконными, Юртаев Н.Е. просил обязать его зачесть в специальный трудовой стаж вышеуказанный период работы и назначить ему трудовую пенсию по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

В судебном заседании Юртаев Н.Е. на иске настаивал.

Представитель ГУ УПФР Викулов Н.А., действующий на основании постоянно действующей доверенности иск не признал. В своих возражениях сослался на то, что в оспариваемый период работа истца протекала в противопожарной службе, не входящей в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а относилась к субъекту Российской Федерации. Без учета оспариваемого периода, истец не имеет необходимого 25 летнего стажа, предоставляющему право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Суд в иске отказал, постановив вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с решением суду, Юртаев Н.Е. в кассационной жалобе просит его отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права. Считает, что суд необоснованно не учел требования ст.5 ФЗ РФ «О противопожарной безопасности», в силу которой в Государственную пожарную службу входят федеральная пожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. На работников противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 8 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных переченем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утвержденной правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижению ими возраста 50 лет и при стаже работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

При этом право на досрочное пенсионное обеспечение имеют не все работники противопожарных служб, а лишь те, чьи должности предусмотрены Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437. Право на досрочное пенсионное обеспечение распространяется на водителей всех пожарных автомобилей, поскольку все они привлекаются для тушения пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Указанное подтверждается и должностными инструкциями.

Также просил учесть, что суд необоснованно не учел, что он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Юртаева Н.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленном в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены.

Подпунктом 18 п.1 ст.27 (ранее подпункт 9 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что досрочно пенсия назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 г. № 437.

В соответствии с пунктом 2 названного постановления в специальный стаж указанной категории работников включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

До вступления в силу этого постановления следует применять Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД), утвержденный приказом МВД России от 27.07.2001 г. № 696. В специальный стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 18 п.1 ст. 27, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком от 18.06.2002 г., когда Государственная служба (пожарная охрана противопожарные и аварийно-спасательные службы) МЧС России являлись Государственной противопожарной службой, противопожарной и аварийно-спасательными службами МВД России, т.е. до 1 января 2002 (дата преобразования этих служб в соответствии с Указом Президента РФ от 09.11.2001 г. № 1309).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 г. № 437 в стаж с учетом которого назначается досрочная трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных соответствующим Списком, когда Государственная противопожарная служба МЧС России являлась Государственной противопожарной службой МВД России.

Дата, до которой Государственная противопожарная служба МВД России должна быть преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России, определена Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309. В соответствии с которым работники Государственной противопожарной службы МВД России считаются с 1 января 2002 г. работающими в Государственной противопожарной службе МЧС России без проведения их переаттестации и переназначения (т.е. не имеет значения, что некоторые из этих организаций по различным причинам не завершили до указанной даты оформление соответствующих документов).

Частью 2 ст. 5 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что в государственную противопожарную службу входит федеральная служба, структурно входящая в МЧС РФ и служба субъектов Российской Федерации, соответственно не входящая в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из материалов дела, в оспариваемый период, т. е. с 24 сентября 2004 г. по 31 декабря 2007 г. работа истца протекала в противопожарной службе, относящейся к субъекту Российской Федерации (т. е. по Пензенской области), которая структурным подразделением МЧС России не являлась. За минусом указанного периода у истца отсутствует необходимый 25 летний стаж в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии. В связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о назначении досрочной трудовой пенсии.

Доводы кассационной жалобы о том, что в оспариваемый период трудовые и функциональные обязанности истца соответствовали требованиям должностей, обозначенных в Списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку, как правильно указал суд, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Расширение круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, в полномочия суда не входит.

Доводы кассационной жалобы о том, что при постановлении судебного решения, судом не было учтено, что истец в соответствии с требованиями ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" приобрел право на снижение пенсионного возраста на 3 года, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку предметом рассмотрения не были. Истец в судебном заседании не ставил вопрос о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии с учетом вышеуказанной льготы. В силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судебная коллегия считает, что всем доводам истца и возражениям ответчика, в решении дана соответствующая юридическая оценка в совокупности с собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований сомневаться в правильности которой у судебной коллегии не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.

Выводы суда мотивированны, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.

Оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Никольского районного суда от 27 июля 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Юртаева Н.Е. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: