Судья: Нестеров В.М. № 33 - 2060 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ “3” августа 2010 года г.Пенза Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Смирновой Л.А. и судей Гордеевой Н.В. и Уткиной И.В. при секретаре Аблязове Н.И. заслушали в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационной жалобе Волковой Н.А. на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 01 июля 2010 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления Волковой Н.А. о признании незаконным Постановления администрации Сердобского района Пензенской области от 31.05.2010 года № 686 в части ликвидации муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №3 г.Сердобска Пензенской области и отмены его в указанной части, отказать. И определение того же суда от 01 июля 2010 года, которым постановлено : В удовлетворении заявления Волковой Н.А. о приостановлении действия постановления администрации Сердобского района от 31.05.2010 года № 686 в части ликвидации МОУ ООШ № 3 г. Сердобска до вступления в законную силу решения суда по данному делу, отказать. Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Волковой Н.А.- Кузьмина В.Г., представителя администрации Сердобского района Пензенской области Власовой С.В., представителя отдела образования Сердобского района Пензенской области Грибаль Л.А., представителя Министерства образования Пензенской области Казакова С.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Волкова Н.А. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий органа муниципальной власти - администрации Сердобского района, отдела образования Сердобского района, в котором указала на то, что в МОУ ООШ №3 г.Сердобска в настоящее время обучается 186 детей, из них двое учащиеся дети заявительницы. 31.05.2010 года отдел образования Сердобского района вышел с предложением к Собранию представителей Сердобского района о ликвидации данной школы. На заседании депутатской комиссии ей в этом было отказано. Вместе с тем, 31.05.2010 года главой администрации Сердобского района было подписано постановление № 686 о ликвидации школы, которое, по мнению заявительницы, нарушает законные интересы ее детей- учеников 1 и 4 класса. Школа №3 г. Сердобска действует на основании Устава (шестая редакция), принятого трудовым коллективом школы 04.02.2008 года и утвержденным отделом образования Сердобского района 12.02.2008 года. Согласно п.1.5 Устава, учредителем школы является отдел образования Сердобского района. В соответствии с п.8.1 Устава порядок реорганизации и ликвидации школы устанавливается представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно п.5.1 Договора о взаимоотношениях между школой и отделом образования Сердобского района от 01.09.2008 года ликвидация школы осуществляется на основании решения Собрания представителей Сердобского района от 20.12.2006 года №116-12/2 (с изменениями). Кроме того, Положения о порядке ликвидации общеобразовательных учреждений в Сердобском районе не имеется, поэтому порядок ликвидации школы не регламентирован муниципальным органом власти. Решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области №116-12/2 от 20.12.2006 года «Об утверждении муниципальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Сердобского района на 2006-2010 г.г.», с изменениями, внесенными в него решением Собрания представителей Сердобского района Пензенской области от 09.06.2008 года №511-40/2 в раздел 3 «Модели реорганизации общеобразовательных учреждений в главе II «перечень мероприятий по реализации Программы»» среди ликвидируемых общеобразовательных учреждений МОУ ООШ №3 - не имеется, а ликвидируется МОУ НОШ №5 г.Сердобска. Правом внесения изменений и дополнений в указанную Программу, установленную решением Собрания представителей Сердобского района, глава администрации района и начальник отдела образования не наделены. Кроме того, заявительница считает, что данным действием администрацией Сердобского района и отделом образования нарушены требования ст. 12 Конвенции «О правах ребенка», ст. 57, 59,72,132,134, 136,143,145 СК РФ и ст. 50 ФЗ «Об образовании», поскольку мнение ее детей как учащихся школы №3 не было учтено при решении вопроса о ликвидации школы. Таким образом, считает, что постановлением администрации Сердобского района от 31.05.2010 года №686 нарушены права ее несовершеннолетних детей и просила суд признать незаконным Постановление администрации Сердобского района от 31.05.2010 года № 686 в части ликвидации МОУ ООШ №3 г.Сердобска и отменить его в указанной части, а также приостановить действие оспариваемого Постановления до вступления в законную силу решения суда по данному спору. Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Волкова Н.А. просит отменить решение суда, считая его незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь при этом на доводы, изложенные в заявлении при обращении в суд и ее представителем -в судебном заседании. Считает, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия постановления администрации Сердобского района № 686 от 31.05.2010 года. Данное ходатайство преследовало цель сохранить имущество школы от его растаскивания различными заинтересованными лицами. В письменных возражениях Администрация Сердобского района Пензенской области и отдел образования Администрации Сердобского района Пензенской области просят решение суда оставить без изменения, полагая, что оно является законным, обоснованным, а его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения и определения суда. В соответствии со ст.254 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, городской суд обоснованно отказал Волковой Н.А. в удовлетворении заявления, придя к правильному выводу о том, что оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется, поскольку оно принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Законом РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», уполномоченным должностным лицом, в порядке, установленном законом, в рамках своей компетенции и при наличии к тому оснований. При постановлении решения суд признал установленным и исходил из того, что МОУ ООШ №3 г.Сердобска (неполная средняя школа) является муниципальным учреждением и действует на основании Устава МОУ ООШ №3 г.Сердобска (шестая редакция) принятого трудовым коллективом МОУ ООШ №3 г.Сердобска 04.02.2008 года и утвержденным отделом образования Сердобского района 12.02.2008 года. Согласно п.1.5 Устава учредителем школы является отдел образования Сердобского района. В соответствии с п.8.1 Устава порядок реорганизации и ликвидации школы устанавливается представительным органом местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно принятому решению Собрания представителей Сердобского района от 29.12.2005 года №279-30/1, которым утверждено Положение о порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений Сердобского района, решение о ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений принимает администрация Сердобского района. Согласно п.5.1 Договора о взаимоотношениях между МОУ ООШ №3 г.Сердобска и отделом образования Сердобского района от 01.09.2008 года ликвидация школы осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления Сердобского района, на основании решения Собрания представителей Сердобского района от 20.12.2006 года №116-12/2 «Об утверждении муниципальной Программы Реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Сердобского района на 2006-2010 г.г.» (с изменениями). Вместе с тем, указанное решение, как установлено в судебном заседании, утратило силу на основании решения Собрания представителей Сердобского района от 10.12.2008 года №613-49/2 «О признании утратившими силу решений Собрания представителей Сердобского района», вступившее в законную силу 01.01.2009 года. 06.11.2009 года администрацией Сердобского района постановлением от № 970 утверждена муниципальная Программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Сердобского района на 2010 год, предназначенная для распределения денежных средств в бюджете, для дальнейшего финансирования мероприятий данной программы, осуществление которой поручено администрацией Сердобского района отделу образования Сердобского района. 24.05.2010 года администрацией Сердобского района постановлением № 667 в программу реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Сердобского района на 2010 год, были внесены изменения, касающиеся реорганизации общеобразовательных учреждений, а именно включена ликвидация трех учреждений, в том числе МОУ ООШ №3 г.Сердобска, указанное постановление опубликовано в информационном бюллетене «Вестник Сердобского района» №10 от 05.06.2010 года и вступило в силу с момента его принятия, что соответствует положениям ст.45 Устава Сердобского района в редакции от 23.10.2009 года, предусматривающей вступление в силу муниципальных правовых актов. В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка «государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора». Согласно, имеющемуся в материалах дела, заключению о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от 30.03.2010 г., Сердобского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области здание МОУ ООШ №3 г.Сердобска не соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности. Согласно п.2 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 170-ФЗ), принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения. В соответствии с указанной нормой закона, 20.05.2010 года Отдел образования Сердобского района, являясь Учредителем МОУ ООШ №3 г.Сердобска, издал приказ №64 о создании экспертной комиссии по оценке последствий ликвидации образовательных учреждений Сердобского района, копия которого имеется в материалах дела. Согласно заключению экспертной комиссии от 25.05.2010 года МОУ ООШ №3 г.Сердобска не соответствует современным требованиям осуществления образовательного процесса (спортивный зал не соответствует новым стандартам и нормативам, отсутствует столовая, медицинский и процедурный кабинеты), сокращением контингента обучающихся ниже проектной мощности, наличием неэффективных расходов по управлению кадровыми ресурсами. Вместе с тем, для осуществления конституционного права на образование обучающиеся МОУ ООШ №3 г.Сердобска могут продолжить обучение в любой близко расположенной школе (МОУ СОШ №1, МОУ лицей №2, МОУ СОШ №4, МОУ СОШ №9) или иной школе города по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей), педагоги школы смогут быть (при их желании) трудоустроены на педагогических должностях в образовательных учреждениях. Таким образом, права и интересы обучающихся и педагогов не будут нарушены, а ликвидация школы возможна и целесообразна. Довод кассационной жалобы о том, что данное заключение не может быть расценено как документ, имеющий юридическую силу, является ошибочным. 31.05.2010 года вопрос о ликвидации МОУ ООШ №3 г.Сердобска был вынесен на обсуждение совместного заседания Собрания представителей Сердобского района очередной сессии №70, однако данный вопрос Собранием был отклонен, поскольку принятое 14.05.2010 года Собранием представителей Сердобского района решение №881-69/2, которым утверждено Положение о порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных унитарных предприятий, муниципальных казенных предприятий, муниципальных учреждений, муниципальных автономных учреждений, и в соответствии с которым решение о ликвидации вышеуказанных объектов принимает администрация Сердобского района по согласованию с Собранием представителей Сердобского района, и вступает в силу с момента опубликования, однако, на тот момент не было опубликовано и не вступило в законную силу, а, следовательно, Собрание представителей Сердобского района 31.05.2010 года было не полномочно давать согласие по данному вопросу, о чем имеется протокол сессии Собрания представления Сердобского района от 31.05.2010 года. Решение Собрания представителей Сердобского района №881-69/2 от 14.05.2010 года опубликовано 05.06.2010 года в информационном бюллетене «Вестник Сердобского района» № 10 от 05.06.2010 г., копия которого имеется в материалах дела. В связи с этим, в соответствии с действующим законодательством, а также в рамках полномочий данных решением Собрания представителей от 29.12.2005 года №279-30/1, Постановлением администрации Сердобского района от 31.05.2010 года №686 «О муниципальных образовательных учреждениях Сердобского района» принято решение о ликвидации муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №3 г.Сердобска (п.1), на основании которого отдел образования Сердобского района 01.06.2010 года издал приказ №68 «О ликвидации муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №3 г.Сердобска», при этом отделом образования Сердобского района предусмотрено обеспечение занятости высвобождающихся работников и педагогов ликвидируемой школы, а также возможности учащихся продолжать обучение в любой другой близко расположенной школе города. Мероприятия по ликвидации школы №3 не нарушают конституционных прав несовершеннолетних на образование, в связи с наличием в городе еще 6 общеобразовательных школ, в которых учащимся предоставляется право выбора продолжить свое обучение, а также отделом образования Сердобского района будет обеспечено трудоустройство педагогического состава ликвидируемой школы. В соответствии со ст.139 ГПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска. Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Согласно ч.4 ст.254 ГПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда. Руководствуясь положениями ст.ст.139 и 254 ГПК РФ, в приостановлении оспоренного Волковой Н.А. постановления администрации Сердобского района Пензенской области от 31.05.2010 года № 686 судом было правомерно отказано. В решении суда содержится изложение тех мотивов, которыми руководствовался суд при постановлении решения и оценка доказательств, представленных суду, сомневаться в правильности которой судебная коллегия оснований не усматривает. Суждение суда основано на объяснениях сторон и их представителей, представленных доказательствах, правильно оцененных судом. В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства. Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены. При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными, они не основаны на бесспорных доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства. Более того, они были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка, которая признается судебной коллегией правильной. В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленного судом, и не свидетельствуют об ошибочности выводов суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение и определение Сердобского городского суда Пензенской области от 01 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волковой Н.А. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи