Кассационное определение по гражданскому делу



Судья Ламзина С.В. Дело № 33-2073

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

3 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Матюшенко А.Ф.

и судей Мамоновой Т.И., Бурдюговского О.В.

при секретаре Жуковой О.М.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Андросюк М.Н. на решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 8 июня 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении жалобы (заявления) Андросюк М.Н. о признании незаконным решения Пензенской таможни от 11 февраля 2010 года и о восстановлении действия отмененной таможенной декларации отказать.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Пензенской таможни по доверенности Белой Е.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Андросюк М.Н. обратилась в суд с жалобой (заявлением) о признании незаконным решения Пензенской таможни от 11.02.2010 и о восстановлении действия отмененной таможенной декларации, указав, что решением первого заместителя начальника Пензенской таможни по таможенному контролю отменено решение Пензенского таможенного поста Пензенской таможни от 11.06.2009 о применении единой ставки в размере 30 % таможенной стоимости транспортного средства в отношении товара - мотоцикла <…>, <…> года выпуска, декларированного по таможенной декларации № <…>. 11.06.2009 Пензенским таможенным постом Пензенской таможни на сновании ст.282 ТК РФ был осуществлен выпуск транспортного средства, ввезенного на таможенную территорию РФ А.О.М. по доверенности, в ее адрес. При декларировании указанного мотоцикла им была использована форма таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство), утвержденная Приказом ФТС России от 01.11.2006 № 1087, где заявлены основные сведения о товаре: дата выпуска - <…>, рабочий объем двигателя - 600 куб. см., таможенная стоимость товара - 2.400 евро, представлены документы, подтверждающие заявленные сведения о таможенной стоимости товара - купчая б/н от 22.05.2009. В соответствии с Порядком заполнения таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство), утвержденным Приказом ФТС России от 01.11.2006 № 1087, в графе 2 должностным лицом Пензенского таможенного поста указаны сведения о сумме подлежащих уплате таможенный платежей в размере 31.634 руб. 44 коп., в том числе по единой ставке таможенных платежей 31.384 руб. 44 коп., таможенные сборы за таможенное оформление 250 руб., а также оформлен таможенный приходный ордер (ТПО) № <…> на указанную сумму. При расчете подлежащих уплате таможенных платежей должностным лицом Пензенского таможенного поста использована информация независимого эксперта о стоимости товара (отчет № <…> от 29.05.2009), а также применена единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 % таможенной стоимости транспортных средств, установленная абз.3 п.5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718. Ею были оплачены таможенные платежи в размере 31.634 руб. 44 коп., таможенный орган принял от нее декларацию, проверил ее законность и выпустил товар в свободное обращение. Должностное лицо (первый заместитель начальника Пензенской таможни по таможенному контролю), отменяя решение Пензенского таможенного поста Пензенской таможни от 11.06.2009, сослался на неправильное применение таможенной ставки, поскольку мотоцикл не является автотранспортным средством, в ее адрес поступило требование об уплате дополнительных платежей от 11.02.2010 № 29 в сумме 12.135 руб. 32 коп. Оспариваемое решение ущемляет ее права и законные интересы, поскольку налагает на неё дополнительную обязанность доплатить таможенные платежи, тогда как мотоцикл выпущен в свободное обращение и эксплуатируется, органами ГИБДД на мотоцикл выданы документы технического учета. Основанием для отмены решения о выпуске товара послужила ст.412 ТК РФ, из содержания которой следует, что ее положения не распространяются на иных участников таможенных правоотношений, в частности, на лицо, продекларировавшее товар. Следовательно, решение Пензенской таможни, вынесенное в рамках ведомственного контроля нижестоящего таможенного органа, не может быть признано в качестве правового основания для взыскания с неё таможенных пошлин и налогов за товары, перемещенные через таможенную границу на основании выданного и признаваемого законным в период совершения таможенных операций разрешения на выпуск товара в свободное обращение, поскольку указанная статья регламентирует ведомственный контроль решений таможни и не более. Из ст.412 ТК РФ не следует, что отмененное решение нижестоящего органа считается незаконным и не порождающим правовых последствий с момента его издания. Просила признать незаконным решение Пензенской таможни № <…> об отмене в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям законодательства РФ решения нижестоящего таможенного органа от 11.02.2010 в отношении нее, восстановив действие отмененной таможенной декларации № <…>.

Представитель Пензенской таможни по доверенности Смирнова Ю.Н. заявление не признала, пояснив, что 11.06.2009 Пензенским таможенным постом Пензенской таможни был осуществлен выпуск товара - мотоцикла <…>, <…> года выпуска, ввезенного на таможенную территорию РФ А.О.М. по доверенности в адрес собственника Андросюк М.Н., декларированного последней по таможенной декларации № <…>. При декларировании указанного товара декларантом использована форма таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство), утвержденная Приказом ФТС России от 01.11.2006 № 1087, где заявлены основные сведения о товаре, представлены необходимые документы. В соответствии с Порядком заполнения таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство), утвержденным Приказом ФТС России от 01.11.2006 № 1087, в графе 2 должностным лицом Пензенского таможенного поста указаны сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей в общем размере 31.634 руб. 44 коп. При расчете подлежащих уплате таможенных платежей должностным лицом Пензенского таможенного поста Пензенской таможни использована информация независимого эксперта о стоимости товара, а также применена единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 % таможенной стоимости транспортных средств, установленная абз.3 п.5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718. Декларантом оплачены таможенные платежи в размере 31.634 руб. 44 коп. В результате проверки правильности исчисления таможенных платежей, в том числе правильности применения ставок при исчислении таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, в соответствии со ст.361 ТК РФ отделом таможенных платежей Пензенской таможни выявлено следующее. В соответствии со ст.282 ТК РФ в отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу РФ, регулируется Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718. В соответствии с примечанием к ст.282 ТК РФ для целей применения главы 23 ТК РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования. Для целей применения гл.23 ТК РФ с учетом положений п.п.5 п.1 ст.11 ТК РФ, ст.2 ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», абз.40 п.1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, п.1 государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 № 47-ст, определяется, что автотранспортное средство (автомобиль, автобус, грузовой автомобиль, прицеп, полуприцеп, комбинированное транспортное средство) - это устройство, предназначенное для перевозки по дороге (преимущественно по дороге) людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В понятие «автотранспортное средство» не включается мототехника (мотоциклы, мопеды, мотороллеры, квадроциклы, трициклы и другая колесная техника на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем (снегоходы, минитракторы и другие самоходные машины). Решение Пензенского таможенного поста о применении единой ставки в размере 30 % от таможенной стоимости транспортного средства в отношении товара - вышеуказанного мотоцикла принято с нарушением требований, установленных ст.282 ТК РФ, п.6 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718. Решением Пензенской таможни от 11.02.2010 № <…> вышеуказанное решение Пензенского таможенного поста было отменено в порядке ведомственного контроля на основании ст.412 ТК РФ, в силу которой вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством РФ меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. В целях устранения последствий принятия незаконного решения был произведен перерасчет подлежащих уплате таможенных платежей, в результате чего были доначислены таможенные платежи в сумме 12.135 руб. 32 коп. 15.02.2010 в соответствии со ст.350 ТК РФ Андросюк М.Н. направлено требование № 29 от 11.02.2010 об уплате таможенных платежей. Кроме этого, заявителем пропущен трехмесячный срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решения, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, поскольку 13.02.2010 заявителем получено оспариваемое решение от 11.02.2010. Просила в удовлетворении жалобы (заявления) Андросюк М.Н. отказать.

Кузнецкий городской суд Пензенской области принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Андросюк М.Н. решение суда просила отменить как незаконное в связи с неправильным применением нормы материального права. Решение Пензенской таможни, вынесенное в рамках ведомственного контроля нижестоящего таможенного органа на основании ст.412 ТК РФ, не может быть признано в качестве правового основания для взыскания с заявителя таможенных пошлин и налогов, поскольку указанная норма таможенного законодательства не содержит указания о распространении ее условий на декларантов, а регламентирует лишь ведомственный контроль решений таможни. Кроме того, суд принял во внимание ст.361 ТК РФ, на которую таможня при принятии своего решения не ссылалась, но и эта норма не предусматривает механизма доначисления таможенных платежей. Таким образом, ТК РФ не предусматривает правовых оснований и механизма для довзыскания таможенных платежей после выпуска товара в свободное обращение.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

По правилам ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу п.1 ст.14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

Судом установлено, что 11.06.2009 Пензенским таможенным постом Пензенской таможни был осуществлен выпуск товара - мотоцикла <…>, <…> года выпуска, ввезенного на таможенную территорию РФ А.О.М. по доверенности № <…> от 12.03.2009 в адрес собственника - Андросюк М.Н., декларированного последней по таможенной декларации № <…>. При декларировании указанного товара декларантом использована форма таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство), утвержденная Приказом ФТС России от 01.11.2006 № 1087, где заявлены основные сведения о товаре: дата выпуска - <…>, рабочий объем двигателя - 600 куб. см., таможенная стоимость товара - 2.400 евро, представлены документы, подтверждающие заявленные сведения о таможенной стоимости товара - купчая б/н от 22.05.2009. В соответствии с Порядком заполнения таможенной декларации на автомобиль (транспортное средство), утвержденным Приказом ФТС России от 01.11.2006 № 1087, в графе 2 должностным лицом Пензенского таможенного поста указаны сведения о сумме подлежащих уплате таможенный платежей в размере 31.634 руб. 44 коп., в том числе по единой ставке таможенных платежей 31.384 руб. 44 коп., таможенные сборы за таможенное оформление 250 руб., а также оформлен таможенный приходный ордер (ТПО) № <…> на указанную сумму. При расчете подлежащих уплате таможенных платежей должностным лицом Пензенского таможенного поста использована информация независимого эксперта о стоимости товара (отчет № <…> от 29.05.2009), а также применена единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 % таможенной стоимости транспортных средств, установленная абз.3 п.5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718. Андросюк М.Н. оплачены таможенные платежи в размере 31.634 руб. 44 коп. по ТПО № <…>.

В результате проверки документов и сведений после выпуска товара, проведенной в соответствии со ст.361 ТК РФ, отделом таможенных платежей Пензенской таможни выявлено, что вышеуказанные действия Пензенского таможенного поста Пензенской таможни противоречат таможенному и налоговому законодательству.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) таможенных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 настоящего Кодекса.

Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем.

В соответствии со ст.282 ТК РФ в отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, в части такого превышения применяются единые ставки таможенных пошлин, налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами.

Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу РФ регулируется Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718.

Согласно п.2 Положения понятия в Положении используются в значениях, определенных Таможенным кодексом РФ.

В соответствии с примечанием к ст.282 ТК РФ для целей применения главы 23 Таможенного кодекса РФ под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.

В понятие автотранспортного средства не включается понятие «мототехника», а именно мотоциклы, мопеды, мотороллеры, квадроциклы, трициклы и другая колесная техника на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем (снегоходы, минитракторы и другие самоходные машины).

Первым заместителем начальника Пензенской таможни по таможенному контролю было признано, что применение Пензенским таможенным постом Пензенской таможни единой ставки в размере 30 % от таможенной стоимости транспортного средства в отношении товара - вышеуказанного мотоцикла осуществлено в нарушение ст.282 ТК РФ, п.6 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718. В данном случае при расчете таможенных платежей при таможенном оформлении мототехники (мотоциклы, мопеды, мотороллеры, мокики, квадроциклы и прочее) следует применять ставки, установленные в Положении, в отношении товара, а не транспортного средства. Таможенный орган произвел доначисление таможенных платежей в сумме 12.135 руб. 32 коп. в виде налога на добавленную стоимость.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении жалобы (заявления) Андросюк М.Н.

Согласно ст.412 ТК РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства РФ решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством РФ меры в отношении неправомерных действий (бездействий) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Признавая решение Пензенской таможни от 11.02.2010 законным и обоснованным, городской суд правомерно исходил из того, что оспариваемое решение было принято должностным лицом таможни в рамках закона в соответствии с предоставленными ему полномочиями (приказ Пензенской таможни от 24.07.2008 № 163, изданный во исполнение распоряжения ФТС России от 04.02.2008 № 24-Р).

В силу п.п.«г» п.6 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования при перемещении товаров (за исключением транспортных средств) физическими лицами для личного пользования применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. Указанные товары облагаются совокупным таможенным платежом в случае, если товары (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ.

Как правильно признал суд первой инстанции, мотоцикл был доставлен в адрес собственника Андросюк М.Н., не следующего через таможенную границу, гражданином А.О.М., что дает основания для применения в отношении товара совокупного таможенного платежа.

В соответствии с п.2 ст.287 ТК РФ таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов.

Ст.319 ТК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает при перемещении товаров через таможенную границу.

Согласно п.1 ст.320 ТК РФ лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он несет солидарную с декларантом ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п.2 ст.144 настоящего Кодекса.

При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении, уплате в неполном размере или с нарушением установленных настоящим Кодексом сроков уплаты (несвоевременной уплате), ответственность перед таможенными органами несет лицо, на которое настоящим Кодексом и иными федеральными законами возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (п.3 ст.320 ТК РФ).

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст.143 НК РФ). Поскольку в этом случае налог на добавленную стоимость являлся и является таможенным платежом, он уплачивается непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

При таких обстоятельствах таможенный орган обоснованно произвел доначисление таможенных платежей в сумме 12.135 руб. 32 коп. в виде налога на добавленную стоимость в размере 18 %, что определено ст.164 НК РФ. Размер налога на добавленную стоимость исчислен в соответствии с требованиями ст.160 НК РФ.

Судом проверены и признаны несостоятельными доводы Андросюк М.Н. и ее представителя Курмаева Р.Х. о том, что ст.412 ТК РФ не предоставляет права таможенному органу доначислять (довзыскивать) таможенные сборы в отношении граждан после выпуска товаров в свободное обращение, со сравнением с положениями норм налогового законодательства, поскольку возможность наступления каких-либо правовых последствий, затрагивающих интересы физического лица как участника внешнеэкономической деятельности, исключается после истечения с момента выпуска товаров в свободное обращение годичного срока таможенного контроля, установленного п.2 ст.361 ТК РФ.

Ведомственный контроль в данном случае проведен до истечения годичного срока таможенного контроля, ввиду чего представляется возможным возлагать на участника внешнеэкономической деятельности по его результатам какие-либо обязательства.

Кроме того, городской суд, установил, что оспариваемое решение таможенного органа вручено заявителю 13.02.2010, а жалоба подана лишь 18.05.2010, т.е. с пропуском установленного трехмесячного срока на обращение в суд, доказательств уважительности пропуска срока обжалования данного решения стороной Андросюк М.Н. представлено не было. Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении жалобы (заявления).

При таких обстоятельствах суд правильно отказал в удовлетворении жалобы (заявления) Андросюк М.Н.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются.

Позиция кассатора основана на неправильном толковании норм таможенного законодательства.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 08.06.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Андросюк М.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи