кассационное определение по гражданскому делу



Судья Овчаренко А.Н.                                                                                                  № 33-2647

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                     Прошиной Л.П.

и судей                                       Гордеевой Н.В., Елагиной Т.В.

при секретаре                          Жуковой О.М.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по кассационной жалобе представителя Борисова Ю.С. Бедного П.Л. на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 18 июня 2010 года, которым постановлено:

.

Исковые требования Борисова ФИО12 к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Пензенской области о понуждении к перерасчету и выплате недополученной пенсии за период с 01 августа 1992 года по 31 октября 1992 года оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения представителя Борисова Ю.С. Бедного П.Л., действующего на основании доверенности от 27.05.2009, поддержавшего доводы жалобы, представителя военного комиссариата Пензенской области Поповой Л.А., действующей на основании доверенности от 20.01.2010, просившей решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Борисов Ю.С., действуя через своего представителя по доверенности Бедного П.Л., обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, военному комиссариату Пензенской области о понуждении к перерасчету и выплате недополученной пенсии, указав, что с 1989 года после увольнения из Вооруженных Сил СССР в  соответствии с  пенсионным законодательством его пенсионное обеспечение было возложено на Министерство обороны СССР, а с 1992 года на Министерство обороны РФ. Пенсия за выслугу лет ему была назначена исходя из оклада по должности заместителя начальника ... согласно нормам абз.2 пп. «а» п.60 Положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 №981), т.е. из оклада по последней штатной летной должности, которую он занимал до перевода на наземную должность с меньшим окладом. Указанное положение при исчислении и выплате ему пенсии было сохранено и при введении в действие Закона СССР 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих» с 01.01.1991 (в соответствии с абз.2 пп. «а» п.2 Постановления Совета Министров СССР 1990 года №725), нормы которого в отношении него действовали до 01.02.1993. Президентом РФ 16.07.1992 за №781 был издан Указ «О перерасчете пенсий пенсионерам из числа лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и  военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава внутренних дел и членов их семей», которым было предусмотрено пересчитать с 01.08.1992 размеры ранее назначенных пенсий исходя из среднего денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, по состоянию на указанную дату – 01.08.1992. Соответствующие оклады денежного содержания (оклады по воинскому званию и военной должности), исходя из которых подлежали перерасчету с 01 августа пенсии, ранее назначенные лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, военнослужащим и их семьям, были установлены Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 №382 «О повышении денежного содержания военнослужащих и лиц начальствующего состава», во исполнение которого Министром обороны РФ в 1992 году был издан приказ за №010, которым с 01.08.1992 были установлены новые размеры окладов по воинским званиям, а с 01.07.1992 в 1,8 раз были повышены оклады по всем воинским должностям, ранее установленные (с 01.02.1992) в соответствии с приказом Главкома ОВС СНГ от 12.03.1992 №015, изданным во исполнение п.2 Постановления Правительства РФ от 04.03.1992 №155 «О денежном довольствии военнослужащих Вооруженных Сил», которое в свою очередь было издано во исполнение Указа Президента РФ от 19.02.1992 №154 «О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы». Поскольку оклад по воинской должности ... в штате ... на основании приказа Главкома ОВС СНГ от ... №... был установлен с 01.02.1992 в размере ... руб., то с учетом его повышения в 1,8 раза согласно приказу МО РФ 1992 года №010 он с 01.06.1992 стал равен 6120-6300 руб. Таким он был и на дату перерасчета пенсий согласно п.1 Указа Президента РФ 1992 года №781. Оклад по его воинскому званию полковник с 01.08.1992 в соответствии с приказом МО РФ 1992 года №010 стал равным ... руб. В связи с этим Министерством обороны РФ пенсия ему с 01.08.1992 должна быть исчислена по нормам Закона СССР 1990 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих» исходя из оклада по воинскому званию, равному ... руб., и среднему окладу по должности ... руб., и выплачиваться с 01.08.1992 в размере ... руб. Фактически ему пенсия с 01.08.1992 Министерством обороны РФ была исчислена из размера оклада по должности ... руб. и выплачивалась с 01.08.1992 в размере ... руб., т.е. с недоплатой. Очевидно, что недоплата вызвана тем, что при исчислении ему пенсии с 01.08.1992 для ее расчета был взят оклад по должности ... руб., который был по размеру меньше не только среднего уровня оклада по должности заместителя начальника Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков, установленного для военнослужащих по состоянию на 01.08.1992, но даже был меньше минимального размера оклада по данной должности на эту дату, равного ... руб. В своей справке военный комиссариат Пензенской области уклонился от объяснения, почему для перерасчета ему пенсии при ее исчислении с  01.08.1992 в расчет был взят оклад по должности в размере ... руб., а не установленный для военнослужащих его категории с 01.06.1992 в соответствии с приказом МО РФ 1992 года №010 во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.07.1992 №382. По имеющимся данным, военный комиссариат Пензенской области исчисление ему пенсии с 01.08.1992 произвел исходя из оклада ... руб., определенного расчетным путем. Однако такой порядок перерасчета пенсии не соответствует п.1 Указа Президента РФ 1992 года №781, а, следовательно, является незаконным. Таким образом, с 01.08.1992 его пенсия за выслугу лет по вине Министерства обороны РФ и его территориального органа – военного комиссариата Пензенской области была исчислена и выплачивалась в меньшем размере, чем было предусмотрено нормами пенсионного законодательства, с недоплатой. По указанным основаниям просил суд признать право на исчисление и выплату ему пенсии за выслугу лет с 01.08.1992 исходя из среднего уровня оклада по должности заместителя начальника Балашовского высшего военного авиационного училища летчиков в размере ... руб. и обязать Министерство обороны РФ и военный комиссариат Пензенской области произвести перерасчет ему пенсии за выслугу лет с 01.08.1992 исходя из оклада по должности в размере 6210 руб. и выплатить недоплаченную пенсию за период с 01 августа по 31 октября 1992 года с возмещением убытков (потерь) от инфляции (с индексацией) с 01.08.1992 по дату выплаты (дату представления документов на выплату ему недоплаченной пенсии в Сбербанк России).

Ленинский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Борисова Ю.С. Бедный П.Л. просит решение суда отменить, указывая на несогласие с выводом суда о том, что нормы Указа Президента РФ 1992 года №781 (п.1) не являлись основанием для перерасчета пенсии истцу с 01.08.1992 исходя из среднего денежного довольствия, установленного для военнослужащих, состоящих на службе, по его штатной должности, по состоянию на 01.08.1992. Считает, что суд фактически уклонился от разрешения заявленных истцом требований в соответствии с п.1 названного Указа Президента РФ о признании права на исчисление и выплату ему пенсии за выслугу лет с 01.08.1992 исходя из среднего уровня оклада по должности ... в размере ... руб. Вывод суда о том, что в оспариваемый период ответчики не могли соблюдать нормы пенсионного законодательства в полном объеме, основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд признал установленным и исходил из того, что оснований для признания действий военного комиссариата Пензенской области по расчету и выплате пенсии истцу в период с 01 августа по 31 октября 1992 года неправомерными не имеется, в связи с чем на данный орган не может быть возложена ответственность, предусмотренная ст.58 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1, действующего на момент рассмотрения дела. Поскольку функции по назначению, выплате и перерасчету пенсии истцу возложены на военный комиссариат Пензенской области, как пенсионный орган Министерства обороны РФ, непосредственно Министерство обороны РФ не является субъектом спорной обязанности, требования, заявленные истцом к этому ответчику, также удовлетворению не подлежат.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основаны на установленных по делу обстоятельствах и нормах материального права, правильно примененных и истолкованных судом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом Главнокомандующего Военно-воздушными Силами СССР от ... №... Борисов Ю.С. был освобожден от занимаемой им должности ... в связи с перемещением на нелетную работу по возрасту с сохранением за ним права на исчисление пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.60 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 №986 исходя из должностного оклада на день перемещения ... руб. (с учетом 20 руб. взамен продпайка).

С 04.03.1989 истцу после увольнения с военной службы была назначена пенсия за выслугу лет исходя из должностного оклада в размере ... руб.

С 01.01.1991 ему в соответствии с Законом СССР от 28.04.1990 «О пенсионном обеспечении военнослужащих» произведен перерасчет пенсии исходя из должностного оклада ... руб.

В соответствии с Указом Президента СССР от 19.12.1991 №УП-3074 размер пенсии Борисова Ю.С. с 01.01.1992 был увеличен до ... руб. Данный размер пенсии был исчислен военным комиссариатом Пензенской области исходя из должностного оклада ... руб. на основании расчетных данных, разработанных с учетом уровня повышения должностных окладов соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, которые были приведены в Указании Центрального Финансового управления Министерства обороны СССР от 25.12.1991 №180/13/1-8444.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 16.07.1992 №781 было предусмотрено пересчитать с 01.08.1992 пенсии за выслугу лет и по инвалидности лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, назначенные в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» исходя из среднего уровня денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава по состоянию на указанную дату.

На основании данного Указа Президента РФ размер пенсии Борисова Ю.С. с 01.08.1992 был увеличен до ... руб. Данный размер пенсии был исчислен военным комиссариатом Пензенской области исходя из должностного оклада ... руб. в соответствии с расчетными данными, разработанными с учетом уровня повышения должностных окладов соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, которые были приведены в Указании Центрального Финансового управления Министерства обороны РФ от 16.07.1992 №180/13/1-9973.

Исходя из положений ст.ст.46, 66 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», п.п.1, 2 Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1990 №725, п.3 Постановления Совета Министров СССР от 24.07.1990 №725, нормы которых приведены в мотивировочной части решения, суд сделал обоснованный вывод о том, что действующее в спорный период времени законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы).

Норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих (либо их соответствующих категорий), была введена с 01.02.1993 и содержалась в Законе РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ст.49).

До введения в действие данного закона, как правильно указал суд, перерасчет размеров пенсий в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих в указанное время регулировались разными нормативно-правовыми актами.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что в оспариваемый период (с 01 августа по 31 октября 1992 года) в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам штатных должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе, в связи с чем правомерно признал необоснованными доводы истца и его представителя о необходимости исчисления пенсии с 01.08.1992 исходя из размеров штатно-должностных окладов, установленных для военнослужащих, состоящих на военной службе, приведенных в сообщении Министерства обороны РФ от 30.09.2008 №340/10/2797, помноженных на коэффициент 1,8, установленный Постановлением Правительства РФ от 06.06.1992 №382.

Принимая во внимание, что в Указе Президента РФ от 16.06.1992 №781, который послужил основанием для перерасчета пенсий с 01.08.1992, не был установлен конкретный уровень увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, подлежащий принятию для расчета пенсии, учитывая то обстоятельство, что в указанный период времени органы пенсионного обеспечения не могли располагать сведениями о размерах увеличенного денежного довольствия по конкретным воинским должностям в связи с иным установленным порядком пересмотра пенсий, суд сделал обоснованный вывод о том, что военный комиссариат Пензенской области при увеличении Борисову Ю.С. размера пенсии с 01.08.1992 правомерно руководствовался указанием Центрального Финансового управления Министерства обороны РФ от 16.07.1992 №180/13/1-9973, содержащим расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов.

Доводы кассационной жалобы представителя истца, сводящиеся к необоснованности приведенных выше выводов суда, являются несостоятельными, т.к. основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Вывод о том, что в оспариваемый период ответчики не могли соблюдать нормы пенсионного законодательства в полном объеме, на который представитель истца указывает в кассационной жалобе, мотивировочная часть решения суда не содержит.

Суд в решении лишь указал, что обязанность военного комиссариата Пензенской области, как органа пенсионного обеспечения, по контролю за изменением размеров должностных окладов по конкретным воинским должностям не вытекала из норм действующего на тот момент законодательства, поскольку до 01.02.1993 в законе отсутствовали условия для перерасчета пенсии одновременно с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого судом решения, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г.Пензы от 18 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Борисова Ю.С. Бедного П.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий                                   

Судьи