кассационное определение по гражданскому делу



Судья Жукова Е.Г.                                                                                                         № 33-2907

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                     Рыжова В.М.

и судей                                       Фроловой Т.А., Елагиной Т.В.

при секретаре                          Петровой Ю.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по кассационным жалобам Дьячкова О.В. и УФСИН России по Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 30 августа 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Дьячкова О.В. удовлетворить частично.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области произвести Дьячкову О.В. перерасчет и выплату пенсии исходя из выслуги лет в льготном исчислении 21 год 08 месяцев 23 дня с 15.10.2005 года.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., объяснения Дьячкова О.В., поддержавшего доводы своей жалобы и просившего в удовлетворения кассационной жалобы УФСИН России по Пензенской области отказать, представителя УФСИН России по Пензенской области Кузнецовой Е.А., действующей на основании доверенности от 20.11.2010 №11, представителя ФБУ ИЗ-58/1 Степанцевой Н.М., действующей на основании доверенности от 02.11.2010, поддержавших доводы кассационной жалобы УФСИН России по Пензенской области и полагавших жалобу Дьячкова О.В. не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Дьячков О.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Пензенской области о перерасчете льготной выслуги лет для назначения пенсии, указав, что он является бывшим работником следственного изолятора 58/1 УФСИН России по Пензенской области, проходил службу в должности <данные изъяты> и уволен в <данные изъяты> года в соответствии с п. «в» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по ограниченному состоянию здоровья). В определенный период службы с 1994 года по 2001 год он в силу своих служебных обязанностей более 50 % служебного времени непосредственно контактировал с осужденными и лицами, заключенными под стражу, больными <данные изъяты>, т.к. проходил службу в <данные изъяты> отделении медицинской части следственного изолятора. В соответствии с письмом Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ от 23.10.2002 №18/7/5-324 фактическое время несения службы по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом, фиксировалось в специальном журнале, на основании которого командованием ежемесячно издавался приказ об объявлении льготного исчисления выслуги лет сотрудникам. Также он получал 15%-ную доплату к окладу за работу с больными <данные изъяты> На основании приказа Министерства юстиции РФ от 06.06.2002 №152 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 №132» данные периоды времени засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за два месяца. Однако, при увольнении выслуга лет в льготном исчислении за фактическое время несения им службы по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных <данные изъяты>, была указана из расчета один месяц службы за полтора месяца, т.е. в соответствии с пп. «г» п.3, а не пп. «в» п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации». На основании пп. «в» п.3 указанного выше Постановления просил суд включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за два месяца, период прохождения им службы в органах уголовно-исполнительной системы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, а также произвести перерасчет и выплату денежных средств (пенсии) с <данные изъяты> по <данные изъяты> с учетом ежегодных прибавок.

Октябрьский районный суд г.Пензы постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Дьячков О.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что вывод суда о невозможности применения пп. «в» п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» к периоду с <данные изъяты> по 01.03.2001 основан на неправильном применении норм материального права. Ранее судом был удовлетворен его аналогичный иск о включении в выслугу лет на льготных условиях периода его службы в учреждении ИЗ-58/1 с <данные изъяты> по 2005 годы, в связи с чем считает, что правовая позиция суда при рассмотрении настоящего дела является ошибочной, т.к. заявленные им требования в обоих случаях основаны на положениях одного нормативного правового акта.

УФСИН России по Пензенской области в кассационной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения требований Дьячкова О.В. в связи с неправильным применением судом норм материального права, ссылаясь на то, что оснований производить выплату истцу пенсии с <данные изъяты> на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г.Пензы от 10.11.2009 не имеется, поскольку Дьячков О.В. с заявлением о перерасчете пенсии обратился в пенсионный отдел УФСИН России по Пензенской области 07.04.2010, а перерасчет пенсии ему произведен с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, т.е. с 01.12.2009. В соответствии со ст.55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размером пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Отказывая Дьячкову О.В. в удовлетворении заявленных требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода его службы в органах уголовно-исполнительной системы с 01.05.1994 по 01.03.2001 в льготном исчислении, суд исходил из того, что они не основаны на законе.

Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, основан на нормах материального права, правильно примененных и истолкованных судом, и установленных по делу обстоятельствах.

В соответствии с п. «а» ст.13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Часть 1 ст.18 вышеназванного закона предусматривает, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Согласно ч.2 данной нормы закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч.3 ст.18 закона).

В соответствии с указанным выше законом Правительством РФ принято Постановление от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», подпунктом «в» п.3 которого установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за два месяца в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20.07.1992, а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12.03.2001 по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.

Исходя из положений данной правовой нормы, дав ей правильное толкование, суд пришел к обоснованному выводу о том, что включение в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы сотрудникам уголовно-исполнительной системы периодов их службы в медицинских противотуберкулезных организациях этой системы в льготном исчислении (один месяц службы за два месяца) возможно лишь с 12.03.2001.

В связи с этим во включении в выслугу лет истца для назначения пенсии периода его службы в органах уголовно-исполнительной системы с <данные изъяты> по 01.03.2001 в льготном исчислении суд правомерно отказал.

Ссылка Дьячкова О.В. в кассационной жалобе в обоснование заявленных им требований на ранее принятое Октябрьским районным судом г.Пензы решение по его иску не может быть принята во внимание, поскольку оно постановлено по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору.

Удовлетворяя требования истца в части возложения на УФСИН России по Пензенской области обязанности произвести перерасчет и выплату истцу пенсии исходя из его выслуги лет в льготном исчислении <данные изъяты> с <данные изъяты> суд исходил из того, что право истца на своевременное получение пенсионных денежных выплат было нарушено ответчиком со дня назначения ему пенсии, т.е. с <данные изъяты>.

Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.

Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г.Пензы от 10.11.2009, вступившим в законную силу, на УФСИН России по Пензенской области возложена обязанность по включению в выслугу лет для назначения пенсии Дьячкову О.В. в соответствии с абзацем 12 пп. «в» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 №941 на льготных условиях периодов его работы в следственном изоляторе № 1 - учреждение ИЗ 58/1 УИН МЮ РФ по Пензенской области: <данные изъяты> из расчета один месяц за два месяца.

Таким образом, выслуга лет Дьячкова О.В. по состоянию на день увольнения - <данные изъяты> составила в льготном исчислении <данные изъяты>.

Исходя из этой выслуги лет Дьячкову О.В. с 01.12.2009 УФСИН России по Пензенской области пересчитана пенсия по выслуге лет. При этом ответчик руководствовался ст.55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Данные действия ответчика суд обоснованно признал неправомерными, руководствуясь ч.2 ст.58 вышеуказанного закона, согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Доводы кассационной жалобы УФСИН России по Пензенской области о том, что перерасчет пенсии истцу на основании вступившего в законную силу решения суда от 10.11.2009 должен быть произведен с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, т.е. с 01.12.2009, основаны на неправильном применении норм материального права.

В данном случае применению подлежит ч.2 ст.58 вышеназванного закона, поскольку вступившим в законную силу решением суда установлена вина пенсионного органа, которым по отношению к истцу является УФСИН России по Пензенской области, в неправильном подсчете его выслуги лет в льготном исчислении и, как следствие, неправильном исчислении пенсии за выслугу лет, в связи с чем право истца на выплату пенсии подлежит восстановлению с момента ее назначения, т.е. с <данные изъяты>

Доводы кассационных жалоб сторон основаны на ошибочном применении и толковании норм материального права, а потому не свидетельствуют о незаконности и необоснованности решения суда и не могут являться основанием к его отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 30 августа 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Дьячкова О.В. и УФСИН России по Пензенской области - без удовлетворения.

Председательствующий                                    

Судьи