Кассационное определение



Судья: Богатов О.В.       № 33 - 2871

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

“26” октября 2010 года        г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.

и судей Мамоновой Т.И. и Елагиной Т.В.

при секретаре Аблязове Н.И.

заслушали в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационной жалобе Хатюхина В.А. на решение Ленинского районного суда города Пензы от 25 августа 2010 года, которым постановлено:

Исковое заявление Хатюхина В.А. к администрации г. Пензы о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Хатюхина В.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хатюхин В.А. обратился в суд с иском к администрации города Пензы о понуждении к постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилой площадью, указывая, что в феврале 2010 г. он как ветеран подразделений особого риска, не имеющий в России собственного жилья, вследствие резкого ухудшения здоровья и, в целях получения положенного для реабилитации организма отдельного жилого помещения, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ, № 17-П от 10 ноября 2009 г. о проверке конституционности отдельных пунктов и статей Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о постановке его на учёт как нуждающегося в получении отдельного жилого помещения, получении денежного сертификата. Однако, администрация своим письмом от 27.04.2010 года уведомила его, что отказывается принять законное решение по заявлению с незаконной ссылкой на местный нормативный акт. При этом в тексте ответа отсутствуют ссылки, что им к заявлению не приложены какие-то документы. Кроме этого, ему было предложено посетить отдел по распределению жилья для получения консультации. Он посетил данный отдел, где ему разъяснили, что он не подпадает под действия вышеуказанного закона, поскольку он не является малоимущим. Считает действия администрации г. Пензы неправомерными, нарушающими его конституционные права на жилище.

Просил суд обязать администрацию г. Пензы поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств федерального бюджета.

Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Хатюхин В.А. просит отменить решение суда, считая его незаконным, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Считает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, без учета положений постановления Конституционного Суда РФ № 17-П от 10 ноября 2009 года и ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также заключения прокуратуры Ленинского районного суда г. Пензы.

Отказывая ему в иске, суд незаконно мотивировал свой отказ ссылками на ст.ст.49, 51, 52 ЖК РФ и закон Пензенской области № 948-3 ПО от 22.12.2005 года.

Считает, что он имеет право на получение отдельного жилья за счет средств федерального бюджета РФ, а не социального жилья за счет средств местного и регионального бюджетов. Его материальное положение в данном случае никакого правового значения не имеет.

Полагает, что суд незаконно лишил его права, один раз в жизни, за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом, приобрести себе отдельное жилье.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения жалобы.

Согласно постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 2123-1, к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел непосредственные участники испытаний ядерного оружия в атмосфере, боевых радиоактивных веществ и учений с применением такого оружия до даты фактического прекращения таких испытаний и учений.

Лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 вышеуказанного постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с нормами жилищного законодательства.

При постановлении решения суд признал установленным и исходил из того, что Хатюхин В.А. является ветераном подразделения особого риска, зарегистрирован и проживает по адресу: <…>. Указанная квартира принадлежит на основании договора купли-продажи дочери Х.Т.В. на праве собственности. Общая полезная площадь квартиры составляет 58,2 кв.м. По вышеуказанному адресу зарегистрированы и проживают: истец Хатюхин В.А., жена Х.А.А., дочь Х.Т.В., внук С.А.В.

25.02.2010 г. Хатюхин В.А. обратился в администрацию г. Пензы по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Письмом от 24.03.2010 г. № х-869 Хатюхину В.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

На основании с п. 2 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В настоящее время какой- либо иной Закон, регулирующий вопросы определения нуждаемости граждан в улучшении жилищных условий отсутствует.

Проанализировав нормы действующего законодательства, доводы сторон, представленные ими доказательства и установленные фактические обстоятельства по делу в их совокупности, районный суд обоснованно отказал Хатюхину В.А. в удовлетворении заявления, поскольку им не представлено доказательств, подтверждающих его нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Решением Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 г. N 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Пензе» на территории города Пензы установлены:

учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 10 и менее кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека;

норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Как установлено по делу, Хатюхин В.А. проживает в квартире своей дочери, общая полезная площадь которой составляет 58.2 кв.м., следовательно, на каждого проживающего члена семьи приходится более учетной нормы площади жилого помещения. Вышеуказанное жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Доказательств иного в судебное заседание истцом не представлено.

Кроме того, жене Хатюхина В.А. - Х.А.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <…>, общей площадью 42,2 кв.м.

При таких обстоятельствах законных оснований для постановки Хатюхина В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не имеется. Он не имеет права на обеспечение жилым помещением ни за счет средств федерального, ни за счет местного бюджета.

Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как в старой, так и в новой редакции, предусмотрено обеспечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, на которых распространяются положения указанного Закона, тольконуждающихся в улучшении жилищных условий, к каковым Хатюхин В.А. не относится.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы Хатюхина В.А. отмену решения повлечь не могут, так как изложенных в решении выводов ничем не опровергают и не основаны на положениях действующего законодательства и материалах дела.

Суждение суда основано на объяснениях лиц, участвующих по делу, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными, они не основаны на бесспорных доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства. Более того, они были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка. В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленного судом в связи с неправильным толкованием норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда города Пензы от 25 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хатюхина В.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи -