Судья - Копылова Н.В. дело № 33-2772 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Сериковой Т.И. судей Моисеевой Л.Т. и Фроловой Т.А. при секретаре Гошуляк Т.В. заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе Ерёмина С.В. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 06 августа 2010 года, которым постановлено: Исковые требования Ерёмина С.В. к Социальному Управлению г.Пензы о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги оставить без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения Ерёмина С.В., просившего отменить решение суда по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия установила : Ерёмин С.В. обратился в суд с иском к Социальному управлению г. Пензы и просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с июня 2009 года с учетом 50% скидки на него и на проживающих совместно с ним членов его семьи. В обоснование своих требований истец указал, что он является инвалидом второй группы от заболевания, связанного с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987г. Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 24.07.2003г. за ним и за совместно проживающими с ним членами семьи было признано право на 50% скидку по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. До ноября 2008 года указанная льгота предоставлялась исходя из фактической оплаты вышеуказанных услуг. Как считает истец, в настоящее время за ним и членами его семьи должно быть сохранено право на получение льгот в соответствии с вышеуказанным решением суда, однако отдел социального управления по Октябрьскому району г. Пензы указанную льготу не предоставляет. По мнению истца, данное требование основано на положениях п.1 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Определением Октябрьского районного суда г. Пензы от 03.06.2010 года произведена замена ненадлежащего ответчика на надлежащего - Социальное управление г. Пензы и дело передано по подсудности в Ленинский районный суд г. Пензы. В судебном заседании Ерёмин С.В. заявленные требования поддержал. В дополнение к изложенному в иске пояснил, что ответчиком предоставляются членам семьи меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 15% от величины регионального стандарта, а ему - в размере 50% от величины регионального стандарта, что ниже уровня льгот, которые он имел в соответствии с решением суда. Поскольку изменения в закон относительно замены натуральных льгот на денежную компенсацию были внесены после того, как в отношении него было вынесено решение суда от 24.07.03 года, ранее имевшиеся льготы должны быть сохранены. Привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истца Ерёмина И.Ю., Ерёмина М.С. и Ерёмина В.С. в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствии. Представитель Социального Управления г. Пензы Симанова Л.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что в соответствии с п.3 ст.14 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" право на оплату в размере 50% коммунальных услуг гарантируется только самим инвалидам-чернобыльцам. Меры социальной поддержки распространяются на членов семьи льготника лишь по оплате жилого помещения. Форма предоставления мер социальной поддержки в соответствии с названным законом определяется нормативными актами субъекта РФ. В Пензенской области таким актом является Закон Пензенской области от 28.05.2007 г. № 1286-ЗПО, в соответствии с которым меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% от величины регионального стандарта, а для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилья - 15% от величины регионального стандарта. Именно в таком размере выплачивается ЕДВ истцу и членам его семьи. При этом в силу названного закона выплата осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, которое и является надлежащим ответчиком. Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по доверенности Цыцонкова И.В. исковые требования полагала необоснованными и неподлежащими удовлетворению, соглашаясь с доводами представителя ответчика. Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Ерёмин С.В. просит отменить решение суда как незаконное. В обоснование доводов кассационной жалобы Ерёмин С.В. указал, что суд не применил положения Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, на котором основаны его требования. Кроме того, Ерёмин С.В. считает, что суд не дал должную оценку смысловой разнице между старой и новой редакциями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно: положениям п.4 ст.14 и п.3 ст14 названного закона в редакции от 22 августа 2004 года. Кассатор также считает, что независимо от того, являлось ли Социальное управление г.Пензы участником процесса при постановлении решений Октябрьским районным судом г.Пензы от 24 июля 2003 года и от 12 сентября 2003 года, эти решения, которыми за членами его семьи признано право на льготы при оплате услуг ЖКХ, должны исполняться и в настоящее время. Как видно из содержания кассационной жалобы, она содержит подробное изложение толкования кассатором положений п.3 ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 22 августа 2004 года, в связи с чем Ерёмин С.В. считает что льготы по оплате услуг ЖКХ распространяются как на лиц, непосредственно принимавших участие в ликвидации последствий аварии, так и на членов их семей. При этом кассатор считает, что суду следовало применить нормы Конституции РФ, провозглашающей, что права и свободы человека являются высшей ценностью, а их защита - обязанность государства. В кассационной жалобе также указано, что судом нарушены нормы процессуального права, и это нарушение выразилось в том, что при подготовке дела к судебному разбирательству ответчик не представил истцу возражения в письменной форме. Как указано в жалобе, судом нарушен порядок действий при подготовке дела к судебному разбирательству, что выразилось в неразрешении вопросов о замене ненадлежащего ответчика, поскольку мнения истца на замену ответчика суд не спрашивал и не допустил замену ненадлежащего ответчика - Социальное управление города Пензы надлежащим - Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области. Кассатор также обращает внимание на то, что его фамилия в решении суда указана неточно: Еремин С.В. вместо Ерёмин С.В. Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда. Отказывая Ерёмину С.В. в иске, суд признал установленным и исходил из того, что его требования являются необоснованными. Данный вывод судебная коллегия считает правильным. Материалами дела установлено, что Ерёмин С.В. является инвалидом второй группы от заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС (л.д. <…>). Истец и члены его семьи (жена Е.И.Ю., дочери Е.В.С. и Е.М.С.) проживают в квартире № <…>. Решениями Октябрьского районного суда г. Пензы от 24.07.2003 г. и 12.09.2003 г. на ООО «Расчетный кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» возложена обязанность предоставлять Еремину С.В. скидку в размере 50% за потребляемую электроэнергию, в том числе и на совместно проживающих с ним членов его семьи и произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с августа 2002 года с учетом 50% скидки на совместно проживающих с ним членов семьи (л.д. <…>). В настоящее время в соответствии с действующим законодательством Ерёмин С.В. получает льготу в виде 50% оплаты занимаемой общей жилой площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях, а также льготу по оплате в размере 50 процентов стоимости отопления, воды, газа и электроэнергии. Предоставление указанной льготы для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантировано п.3 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Как предусмотрено указанной нормой, мера социальной поддержки в виде 50-процентной оплаты в отношении членов семьи льготника распространяется лишь по оплате жилого помещения, а по оплате коммунальных услуг эта льгота на членов семьи льготника не распространяется. Как следует из ст.14 Закона, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных п.3 ч.1 ст.14 переданы органам государственной власти субъектов РФ. Названной нормой определено, что форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ. В соответствии со ст. 2 Закона Пензенской области от 28.05.2007 N 1286-ЗПО "О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям граждан на оплату жилья и коммунальных услуг" предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг для лиц, имеющих на это право в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" осуществляется в виде ежемесячной денежной выплаты, которая осуществляется в следующих размерах от величины регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: 1) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе и членов семьи, проживающих совместно, имеющих право на аналогичные меры социальной поддержки, - 50 процентов; 2) для лиц, имеющих право на меры социальной поддержки только по оплате жилья, - 15 процентов. Размер ежемесячной денежной выплаты, исчисленный в порядке, установленном частью 1 настоящей статьи, не может быть ниже денежного эквивалента льготы, определяемой в соответствии с федеральным законодательством для соответствующей категории граждан. Размер ежемесячной денежной выплаты инвалидам (независимо от причины инвалидности) не может быть ниже размера денежной компенсации, получаемой ими в соответствующем периоде (отопительный, летний) до вступления в силу настоящего Закона, за исключением случаев изменения состава семьи и перемены места жительства. Величина регионального стандарта, используемого для расчета размеров субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты определяются Правительством Пензенской области. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг установлен постановлением Правительства Пензенской области от 26.10.2007 г. № 717-пП. Как установлено в судебном заседании, истцу и членам его семьи ЕДВ осуществляется в соответствии с названным законом. Довод истца о том, что за ним и членами его семьи должны быть сохранена льгота, установленная решением Октябрьского райсуда г. Пензы от 24 июля 2003 года, является необоснованным. Редакция ст.14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действовавшая до 01 января 2005 года также не предусматривала предоставление членам семьи льготника скидок по оплате коммунальных услуг в размере 50 процентов их стоимости. Поскольку доводы кассационной жалобы Ерёмина С.В. основаны на неправильном толковании норм закона, то они не могут быть признаны обоснованными и служить основанием к отмене решения. В решении суда подробно изложены те доводы, по которым Ерёмин С.В. просил удовлетворить его иск, им дана правильная юридическая оценка. Доводы кассационной жалобы аналогичны тем доводам, которые были предметом оценки судом первой инстанции, о чем подробно изложено в решении суда. С указанными выводами судебная коллегия соглашается. Довод кассационной жалобы о том, что суд не выяснял у Ерёмина С.В. мнение о замене ответчика, является необоснованным, поскольку из протокола судебного заседания от 28 июля 2010 года видно, что данный вопрос судом обсуждался и Ерёмин С.В. не согласился на замену ответчика (л.д. <…>). Замечания на протокол судебного заседания в этой части истцом не принесены. Довод кассационной жалобы о том, что Ерёмину С.В. не были вручены возражения ответчика на его иск, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, влекущим отмену судебного решения. С учетом изложенного судебная коллегия считает решение суда по данному делу законным и обоснованным. На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 06 августа 2010 года по делу по иску Ерёмина С.В. к Социальному управлению г.Пензы о понуждении к перерасчету платы за коммунальные услуги оставить без изменения, кассационную жалобу Ерёмина С.В. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи