Судья - Лаврова С.А. Дело № 33 - 3313 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Сериковой Т.И., и судей Макаровой С.А.,Гордеевой Н.В., при секретаре Петровой Ю.В., заслушали в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой Н.В. дело по кассационным жалобам Разуваева А.Н., Кузнецовой О.М., Смирновой М.П., Смирнова С.В. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 1 ноября 2010 года, которым постановлено: Разуваеву А.Н., Кузнецовой О.М., Смирновой М.П. Смирнову С.В. отказать в удовлетворении иска к ОДО «Сети водоотведения», ОДО «Каменские водопроводные сети» о защите прав потребителей Проверив материалы дела, представителя ОДО «Сети водоотведения» и ОДО «Каменские водопроводные сети» по доверенности - Власову С.Г., возражавшую по доводам кассационных жалоб, судебная коллегия у с т а н о в и л а: Разуваев А.Н, Кузнецова О.М, Смирнова М.П, Смирнов С.В обратились в суд с иском к ОДО «Сети водоотведения», ОДО « Каменские водопроводные сети» о защите прав потребителей, в котором просили признать действия ответчиков по начислению оплаты за коммунальные услуги по нормативам потребления незаконными и обязать аннулировать предъявленный им долг, поскольку квартиры, собственниками которых они являются, оснащены индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды. Следовательно, оплата за ХВД и стоки должна начисляться в соответствии с п.16 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение. В кассационных жалобах Кузнецова О.М., Разуваев А.Н., Смирнова М.П., Смирнов С.В. просят решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда, поскольку суд неправильно применил нормы материального права. В частности, суд неправомерно применил правовые нормы, предусмотренные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167, поскольку данные Правила не распространяются на отношения между гражданами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства. Применяя положения ст. 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ не запрещают учитывать количество полученной энергии индивидуальными приборами учета, а п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 однозначно говорит об учете размера платы за коммунальные услуги, исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Не согласны кассаторы с толкованием п.7 Правил, выводом суда о составе общего имущества, а также оставлением без внимания того обстоятельства, что коммунальную услугу, предоставляемую в виде горячей воды, учитывают по индивидуальным приборам учета, а стоки за тот же объем горячей воды учитывают по нормативу потребления коммунальной услуги. В возражениях на кассационные жалобы ОДО «Сети водоотведения г.Каменки» и ОДО «Каменские водопроводные сети» просят решение суда оставить без изменения, кассационные жалобы- без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения. Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции признал установленным, что законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют. Данные выводы суда являются правильными. Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками квартир, расположенных в многоквартирном доме <адрес>: Кузнецова О.М - квартиры № 61, Смирнова М.П. и Смирнов С.В по 1/3 доли - квартиры № 93, Разуваев А.Н. - квартиры № 46. В квартирах истцов установлены индивидуальные приборы учета воды. Коллективным прибором учета холодной воды многоквартирный жилой дом <адрес> не оснащен. Собственниками жилых помещений многоквартирного жилого дома <адрес> избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. Содержание и обслуживание общего имущества собственников поручено ими ООО «Городок». Размер платы для потребителей холодной воды и услуг водоотведения, для проживающих в указанном доме, исчисляется ответчиками по нормативу потребления коммунальных услуг, что, по мнению истцов, является неправильным, и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Между тем, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, признать законными требования истцов нельзя. В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил). Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. Указанный способ управления жилым домом выбран собственниками жилого дома <адрес> Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. В силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации при непосредственном управлении с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления. Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за потребление, в том числе холодной воды и водоотведение, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме установлен п.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в соответствии с которым собственники вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил. Данная норма Правил носит отсылочный характер. Она отсылает к другим пунктам Правил, а именно к пункту 21 и 19 Правил. Так, пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления. Проанализировав положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законные основания для понуждения ответчиков производить начисления за холодное водоснабжение и водоотведение по показаниям индивидуальных приборов учета отсутствуют. Ссылка истцов в кассационных жалобах на то, что размер платы за коммунальные услуги должен определяться из показаний индивидуального прибора учета в соответствии с п.16 Правил,не может служить поводом к отмене решения суда, так как не опровергает вывода суда о соответствии действующему законодательству действий ответчиков по определению размера платы за потребленные ресурсы по нормативу потребления. Кроме того, п.16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг, в то время как при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений оплачивают не коммунальные услуги, а приобретенные объемы коммунальных ресурсов. Невозможность расчета платы по показаниям индивидуальных приборов учета обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов. В то же время общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Указание кассаторов на то, что суд неправомерно применил нормы, предусмотренные Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.1999г. № 167,поскольку данные Правила не распространяются на отношения между гражданами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, о незаконности решения не свидетельствует. В основу решения об отказе в удовлетворении заявленного требования положены нормы гражданского, жилищного законодательства, а также Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Ссылка кассаторов о том, что коммунальную услугу, предоставляемую в виде горячей воды, учитывают по индивидуальным приборам учета, а стоки за тот же объем горячей воды учитывают по нормативу потребления коммунальной услуги, во внимание принята быть не может, как бездоказательная и не имеющая правового значения в рамках рассматриваемого спора. По существу доводы кассаторов сводятся к неверному толкованию норм права и на правильность обжалуемого решения повлиять не могут. Сама по себе иная оценка кассаторами действующего законодательства и фактических обстоятельств дела не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного судебного решения. С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационных жалобах не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности действий ответчиков, оснований считать такие выводы неправильными не имеется. о п р е д е л и л а: решение Каменского городского суда Пензенской области от 1 ноября2010 года - оставить без изменения, кассационные жалобыРазуваева А.Н., Кузнецовой О.М., Смирновой М.П., Смирнова С.В. -без удовлетворения. Председательствующий Судьи