Судья Ирышкова Т.В. Дело № 33-3026 16 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Смирновой Л.А. и судей Рыжова В.М., Бурдюговского О.В. при секретаре Аблязове Н.И. заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Кучерявого А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 1 октября 2010 года, которым постановлено: Отказать в удовлетворении иска Кучерявого А.А. к Пензенской таможне, Ульяновской таможне о защите трудовых прав. Проверив материалы дела, заслушав объяснения Кучерявого А.А., просившего решение суда отменить, представителей Ульяновской таможни по доверенностям Жукова В.И. и Вавилиной Е.Е., просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия у с т а н о в и л а : Кучерявый А.А. обратился в суд с иском к Пензенской таможне, Ульяновской таможне о защите трудовых прав, указав, что работает в таможенных органах с 1995 года, на момент подачи иска имел звание подполковник таможенной службы и занимал должность начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни, в период работы получил второе высшее профессиональное образование в Российской таможенной академии. 28.07.2010 был уведомлен о предстоящей реорганизации Пензенской таможни в форме присоединения к Ульяновской таможне, сокращении с 01.10.2010 занимаемой им должности, возможном увольнении со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 18.08.2010 начальником Ульяновской таможни Логачёвым В.Н. в присутствии начальника отдела кадров Ульяновской таможни, ВРИО Пензенской таможни Давыдова А.И., представителей кадрового и правового подразделений Пензенской таможни с ним проведено собеседование, в ходе которого ему была предложена вакантная с 01.10.2010 должность федерального государственного гражданского служащего - начальника применения системы управления рисками с местом работы в г.Ульяновске. Он не согласился занять эту должность, затем ему предлагался список должностей, от занятия которых он также отказался. На его просьбу о предложении вакантных должностей с местом работы в г.Пензе, в том числе нижестоящих, соответствующих его квалификации, профессиональному образованию и опыту работы, был получен ответ, что они все заняты. В результате он был вынужден написать заявление в соответствии с п.5 ст.18 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» о согласии на зачисление в распоряжение начальника таможенного органа в срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. Считает, что начальниками Ульяновской и Пензенской таможен при проведении организационно-штатных мероприятий в отношении него нарушены права, закрепленные ст.19, п.4 ст.32, ст.37 Конституции РФ, положения ст.48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и ст.81 ТК РФ, проигнорированы ст.179 ТК РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Просил суд обязать начальника Ульяновской таможни Логачёва В.Н. до 29.09.2010 провести с ним собеседование, в ходе которого предложить ему все возникающие в результате реорганизации с 01.10.2010 вакантные должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих с местом работы в г.Пензе, в том числе и нижестоящие, с последующим его назначением на выбранную в ходе собеседования должность. 23.09.2010 истец заявил об изменении предмета иска, указав в письменном заявлении в качестве основания его иска нарушение в отношение него начальниками Ульяновской и Пензенской таможен при проведении организационно-штатных мероприятий трудового законодательства путем невыполнения работодателями своей обязанности предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, то есть отсутствие предложений о вакансиях с местом работы в г.Пензе при проведении 18.08.2010 собеседования с ним, несмотря на его один из самых высоких уровней производительности труда и квалификации в Пензенской таможне. Просил обязать начальника Пензенской таможни предоставить в его адрес сведения о производительности труда, квалификации должностных лиц Пензенской таможни, которым были предложены вакансии Ульяновской таможни с местом работы в г.Пензе при проведении организационно-штатных мероприятий. Признать незаконными действия начальника Ульяновской таможни Логачёва В.II. при проведении 18.08.2010 с ним собеседования в части отсутствия предложений возникающих в результате реорганизации с 01.10.2010 вакантных должностей сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих с местом работы в г.Пензе. Представители Ульяновской таможни по доверенностям Жуков В.И. и Вавилина Е.Е. просили в удовлетворении иска отказать, пояснив, что во исполнение Приказа ФТС России от 16.07.2010 № 1352 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе», которым предусмотрена реорганизация Пензенской таможни в форме присоединения к Ульяновской таможне, были изданы приказы Приволжского таможенного управления от 19.07.2010 № 459, Ульяновской таможни от 21.07.2010 № 163, вступающие в силу с 01.10.2010. Порядок совершения действий в отношении сотрудников таможенных органов при организационно-штатных мероприятиях определен Федеральным законом от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах». В соответствии с п.п.5 п.2 ст.48 данного ФЗ предусмотрена возможность увольнения сотрудника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, а также его зачисление с целью последующего трудоустройства с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия (п.5 ст.18 ФЗ). Гарантии трудовых прав сотрудников при организационно-штатных мероприятиях определены и трудовым законодательством (п.2 ч.1 ст.81 и ч.1 ст.179 ТК РФ). Правопреемником ликвидируемой Пензенской таможни с 01.10.2010 становится Ульяновская таможня с созданием в ее структуре Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц должностей сотрудников, 37 единиц должностей государственных гражданских служащих и 11 единиц работников). Штатная численность Пензенской таможни (по состоянию на 22.09.2010) составляет 166 единиц (46 единиц должностей сотрудников, 97 единиц должностей государственных гражданских служащих, 23 единицы должностей работников). В целях обеспечения эффективности осуществления полномочий Ульяновской таможни в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста в соответствии с приказом Ульяновской таможни от 21.07.2010 № 163 предусмотрено включение в штатное расписание отдельных структурных подразделений Ульяновской таможни должностей государственных гражданских служащих, которые с 01.10.2010 будут исполнять функции своих отделов в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с местом проживания в г.Пензе). Ульяновская таможня, проводя мероприятия по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни сокращаемыми с 01.10.2010 должностными лицами и работниками Пензенской таможни, руководствовалось действующим законодательством. При определении круга должностных лиц и работников реформируемой Пензенской таможни - кандидатов на замещение с 01.10.2010 конкретных должностей на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни руководством Ульяновской таможни в период с 04.08.2010 по 18.08.2010 были изучены предложения руководства Пензенской таможни с характеристиками кандидатов, позволяющими оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата; кандидатуры согласованы с кандидатом на должность начальника Пензенского областного таможенного Ульяновской таможни; изучены предложения заместителей начальника Ульяновской таможни и руководителей структурных подразделений таможни в части, касающейся кандидатов для замещения должностей в структурных подразделениях Ульяновской таможни, исполняющих трудовые функции в зоне деятельности Пензенского областного таможенного поста; изучены материалы личных дел претендентов, позволяющие оценить их квалификацию и производительность труда. Кандидатура подполковника таможенной службы Кучерявого А.А., начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни, также была изучена в числе других кандидатов для замещения должностей на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни и в структурных подразделениях Ульяновской таможни. Должность, замещаемая Кучерявым А.А., подлежит сокращению с 01.10.2010, он 28.07.2010 уведомлен начальником Пензенской таможни о сокращении замещаемой им должности и возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 ФЗ «О службе в таможенных органах». Последующая работа проводилась с истцом руководством Пензенской таможни и Ульяновской таможни, являющейся с 01.10.2010 правопреемником Пензенской таможни в соответствии с требованиями пунктов 11 и 12 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от 08.06.2009 № 1053. По результатам изучения квалификации и производительности труда Кучерявого А.А. предложить ему должность сотрудника и государственного гражданского служащего с местом работы в г.Пензе не представилось возможным по причине несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми актами к кандидатам на эти должности. Для замещения должностей в отделении административных расследований, отделении дознания - отсутствие юридического образования; для замещения должностей в оперативно-розыскном отделе - отсутствие допуска к оперативно-розыскной деятельности; для замещения должности в отделе таможенной охраны - отсутствие опыта военной службы. Подразделения, осуществляющего функции применения системы управления рисками, в котором истец проходит службу последние 5 лет, в штатном расписании Пензенского областного таможенного поста не предусмотрено. Отдел применения системы управления рисками с 01.10.2010 создается в штате Ульяновской таможни (с местом работы должностных лиц в г.Ульяновске). Опыт работы истца в подразделениях контроля таможенной стоимости и валютного контроля, тарифного и нетарифного регулирования учитывался при изучении его как кандидата на должности с местом работы в г.Пензе в отделы контроля таможенной стоимости, валютного контроля, товарной номенклатуры и торговых ограничений Ульяновской таможни и отдел таможенного оформления и таможенного контроля Пензенского таможенного поста. Однако в связи с наличием в одноименных отделах Пензенской таможни должностных лиц с более высокой квалификацией и производительностью труда, выполняющих качественно в настоящее время функции названных подразделений, названные должности для замещения не были предложены Кучерявому А.А. По оценке руководителей Пензенской и Ульяновской таможен он не имеет реальной возможности выполнять в настоящее время функциональные обязанности в названных должностях более производительно и более качественно, чем должностные лица названных подразделений, которым и были предложены названные должности. Закон не обязывает работодателя - правопреемника при реформировании организации, сочетающей её ликвидацию и сокращение её штата, предлагать работникам названной организации должности только в той местности, где они проходили службу (работу). Руководствуясь требованиями подпункта 1 пункта 5 статьи 48 ФЗ от 21.07.1997 начальником Ульяновской таможни 18.08.2010 истцу была предложена должность начальник отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни (с местом работы в г.Ульяновске), истец от предложенной должности письменно отказался. После отказа Кучерявого А.А. от названной должности начальник Ульяновской таможни, руководствуясь требованиями ст.ст.81 и 179 ТК РФ, довел до истца весь перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне на 01.10.2010 и предложил для замещения должности, в том числе и нижестоящие, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации и образования, но Кучерявый А.А. от этих должностей, предложенных в Перечне, письменно отказался. Кучерявый А.А. дал согласие на зачисление с 01.10.2010 в распоряжение начальника Ульяновской таможни на трехмесячный срок для последующего трудоустройства в таможенных органах, написав заявление в адрес начальника Приволжского таможенного управления. Таким образом, при осуществлении организационно-штатных мероприятий Ульяновской таможней был соблюден установленный действующим законодательством порядок, гарантирующий права работников и работодателя. Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Кучерявый А.А. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное в нарушение норм материального и процессуального права. Суд неправомерно отказал в иске, не приняв во внимание, что на момент собеседования все вакантные должности в Ульяновской таможне, возникающие в связи с организационно-штатными мероприятиями, на 01.10.2010 были свободны, а предложений по ним ему от начальника Ульяновской таможни не поступило, чем были нарушены его конституционные трудовые права. Суд в решении исказил обстоятельства дела, что привело к неправильному применению норм материального права и неправомерности выводов суда. Судом допущены процессуальные нарушения, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Отсутствует протокол предварительного судебного заседания, состоявшегося 21.09.2010, а также определения об отклонении его ходатайств об обеспечении иска и об истребовании доказательств. Суд неправомерно не признал юридически значимым обстоятельством выяснение вопроса о преимущественном праве на оставление на службе. Таким образом, суд не создал условий для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения закона. Суд дал неправильную оценку представленным доказательствам, не обосновал свои выводы, не сослался на нормы закона, сделал незаконный и необоснованный вывод о том, что оценка действий должностных лиц Пензенской таможни и Ульяновской таможни в процессе проведения мероприятий не входит в компетенцию суда. Просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Как видно из материалов дела, 16.07.2010 Федеральной таможенной службой России издан приказ за № 1352 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе». Постановлено сократить численность должностных лиц и должностей работников таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе; реорганизовать Пензенскую, Мордовскую и Ульяновскую таможню в форме присоединения Пензенской и Мордовской таможен к Ульяновской таможне; создать в структуре Ульяновской таможни Пензенский областной таможенный пост штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц сотрудников, 37 единиц должностей федеральных государственных служащих и 11 единиц должностей работников) за счет численности, высвобождающейся при реорганизации таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе. Во исполнение данного приказа изданы приказ Приволжского таможенного управления от 19.07.2010 № 459 «Об организационно-штатных мероприятиях в Приволжском таможенном управлении и таможенных органах, расположенных в Приволжском федеральном округе», одноименный приказ Ульяновской таможни от 21.07.2010 № 163, вступающие в силу с 01.10.2010. В соответствии с п.п.5 п.2 ст.48 ФЗ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Согласно п.5 ст.18 данного ФЗ увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника в связи с организационно-штатными мероприятиями допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность. При увольнении сотрудника таможенного органа в связи с организационно-штатными мероприятиями он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия. В силу ст.53 этого же ФЗ в случае несогласия сотрудника таможенного органа с решением об увольнении со службы в таможенных органах или о переводе на другую должность он вправе обжаловать это решение начальнику вышестоящего таможенного органа и (или) в суд. Приказом Федеральной таможенной службы от 08.06.2009 за № 1053 утверждена Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, согласно положениям которой при ликвидации таможенного органа как юридического лица сотрудников При сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимавшие сокращенные должности, зачисляются в распоряжение начальника этого таможенного органа. При сокращении отдельных структурных подразделений таможенного органа либо отдельных должностей и введении новых должностей в этом же таможенном органе без изменения общей штатной численности сотрудников, занимающих сокращенные должности, зачисляют в распоряжение в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым настоящего пункта (пункт 2). Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение Не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей В ходе собеседования разъясняются: - порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; - основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах; - права и обязанности сотрудника,зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах (пункт 10). Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с В случае отказа сотрудника от написания заявления о зачислении в распоряжение Приказ о зачислении данного сотрудника в распоряжение в этом случае не издается, и сотрудник подлежит увольнению со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона в последний день до начала организационно-штатных мероприятий или согласно заявлению сотрудника по иному основанию, предусмотренному данной статьей. Результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования, При рассмотрении вопроса о преимущественном праве на оставление сотрудника Освобождение сотрудника от занимаемой должности и зачисление его в В соответствии со ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Правила определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников установлены ст.179 ТК РФ. Как установил суд, Кучерявый А.А. являлся на момент подачи искового заявления сотрудником таможенного органа, с июня 2005 года по настоящее время занимал должность начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни. Должность, замещаемая истцом, в соответствии с проводимыми организационно-штатными мероприятиями подлежит сокращению с 01.10.2010. 28.07.2010 Кучерявый А.А. был письменно уведомлен о сокращении занимаемой им должности и возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с п.п.5 п.2 ст.48 ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах». Одновременно до сведения истца доведена возможность, с его согласия, быть зачисленным в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия для последующего трудоустройства. В результате собеседования, проведенного начальником Ульяновской таможни в присутствии должностных лиц Пензенской таможни 19.08.2010 Кучерявому А.А. были предложены должности начальника отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни (с местом работы в г.Ульяновске), от занятия которой он отказался. Затем ему был предложен перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне, от занятия которых он также отказался, о чем свидетельствуют его подписи. Вместе с тем, Кучерявый А.А. дал согласие на его зачисление с 01.10.2010 в распоряжение начальника Ульяновской таможни на трехмесячный срок для последующего трудоустройства в таможенных органах, о чем представлено его заявление на имя начальника Приволжского таможенного управления от 19.08.2010. Приказом и.о.начальника Приволжского таможенного управления за № 53-КТ от 17.09.2010 подполковник таможенной службы Кучерявый А.А. с 01.10.2010 зачислен в распоряжение начальника Ульяновской таможни сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия, установленного по последней занимаемой должности, с освобождением от должности начальника отдела применения системы управления рисками. Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд признал установленным и обоснованно исходил из того, что нарушений Пензенской таможней и Ульяновской таможней трудовых прав истца Кучерявого А.А., подлежащих защите в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на момент его обращения с иском не имело места. Как правильно указал районный суд, требование истца, обращенное к Пензенской таможне, о предоставлении сведений о производительности труда, квалификации должностных лиц Пензенской таможни, которым были предложены вакансии Ульяновской таможни с местом работы в г.Пензе при проведении организационно-штатных мероприятий, не подлежит удовлетворению, как не основанное на нормах, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы, включая процедуру проведения перевода и увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями. Соглашается судебная коллегия и с выводом суда первой инстанции о том, что оценка действий должностных лиц Пензенской таможни и Ульяновской таможни в процессе проведения мероприятий по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, а также Ульяновской таможни должностными лицами и работниками Пензенской таможни, высвобождаемыми в результате проведения организационно-штатных мероприятий, в части определения круга должностных лиц и работников реформируемой Пензенской таможни - кандидатов на замещение с 01.10.2010 конкретных должностей в Ульяновской таможне и на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, определение перечня вакантных должностей, которые следовало предложить каждому из кандидатов, в том числе истцу, в зависимости от квалификационных характеристик, позволяющих оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата, не входит в компетенцию суда, а является правом ответчиков. На момент подачи иска Кучерявый А.А. являлся сотрудником Пензенской таможни, издан приказ о зачислении его с 01.10.2010 в распоряжение начальника Ульяновской таможни с целью трудоустройства, что свидетельствует об отсутствии умаления его прав, предусмотренных статьями 19, 32 п.4, 37 Конституции РФ, со стороны ответчиков. По мнению судебной коллегии, районный суд обоснованно не разрешал вопрос о преимущественном праве истца перед другими лицами, кандидатами на замещение должностей с 01.10.2010 в Ульяновской таможне и на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, поскольку обстоятельства, касающиеся преимущественного права на оставление на работе, подлежат выяснению при рассмотрении спора о проверке законности увольнения работника при заявлении им соответствующих требований, а увольнение истца не произведено ни на момент подачи иска, ни в настоящее время. При таких обстоятельствах суд правильно отклонил иск Кучерявого А.А. о защите его трудовых прав. Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено. Доводы жалобы основанием к отмене решения суда не являются. Ссылки кассатора на допущенные судом нарушения норм процессуального права, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, несостоятельны, материалами дела не подтверждены. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 01.10.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Кучерявого А.А. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи
зачисляют в распоряжение начальника вышестоящего таможенного органа либо
начальника иного таможенного органа, на который возложено проведение мероприятий,
связанных с ликвидацией.
является приказ ФТС России либо таможенного органа о проведении организационно-
штатного мероприятия в конкретном таможенном органе и письменное заявление
сотрудника о зачислении в распоряжение (пункт 3).
сотрудник предупреждается под подпись о их проведении и о возможном увольнении его
со службы в таможенных органах (пункт 7).
начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового
подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном
мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность,
подлежащую сокращению, проводится собеседование (пункт 8).
должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе (пункт 11).
зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на
предложенную в ходе собеседования должность (пункт 12).
и предложенных ему вакантных должностей составляется акт (пункт 13).
который подписывает сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица.
Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника (пункт 14).
на службе в таможенных органах при проведении организационно-штатных мероприятий
учитываются основания, предусмотренные статьей 179 Трудового кодекса Российской
Федерации (пункт 15).
распоряжение производятся с даты начала проведения организационно-штатного
мероприятия на основании приказа таможенного органа, начальник которого имеет право
назначения на эту должность (пункт 16).