Кассационное определение 25 января 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Смирновой Л.А., судей: Мамоновой Т.И., Бурдюговского О.В., при секретаре Аблязове Н.И., заслушала в открытом судебном заседании по докладу Мамоновой Т.И. дело по кассационной жалобе Гусева С.В. на решение Бессоновского районного суда от 17 ноября 2010 г. по делу по иску Гусева С.В. к администрации Бессоновского района Пензенской области о признании постановления незаконным, к администрации Бессоновского сельского совета об освобождении незаконно занимаемого земельного участка, которым постановлено: В удовлетворении иска Гусева С.В. к администрации Бессоновского района Пензенской области о признании постановления незаконным, к администрации Бессоновского сельского совета об освобождении незаконно занимаемого земельного участка отказать. Взыскать с Гусева С.В. судебные расходы в пользу ООО юридическая фирма «Гео-Паритет» в размере <данные изъяты> рублей. Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Мамоновой Т.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Гусев С.В. обратился в суд с иском к администрации Бессоновского района Пензенской области о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка в собственность Бессоновскому сельсовету» недействительным. В обоснование иска сослался на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФИО11, он является собственником земельного участка площадью 1466 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок свободен от жилых строений. Право собственности на земельный участок зарегистрировано за ним ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке. Администрацией района ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № «О предоставлении земельного участка в собственность Бессоновскому сельсовету» под строительство дороги и линии электропередач. Считает указанное постановление незаконным, нарушающим его права, поскольку дорога проходит посредине его участка. Своего согласия на отчуждение земельного участка, на строительство автодороги и линии электропередач, он не давал. Возведение построек (дороги и линии электропередач) осуществлялось по муниципальному заказу администрации Бессоновского района в рамках федеральной программы по благоустройству территории с. Бессоновка. Гусев С.В. также обратился в районный суд с иском к МО Бессоновский сельсовет Бессоновского района об освобождении земельного участка путем сноса построек: автомобильной дороги и линий электропередач, указав, что они возведены незаконно, без его согласия. Определением судьи от 10 сентября 2010г. гражданские дела объединены. В судебном заседании истец Гусев С.В., а также его представитель Мишанина А.В. на исках по отмене постановления администрации Бессоновского района № от ДД.ММ.ГГГГ и об освобождении земельного участка путем сноса автомобильной дороги и линий электропередач настаивали, дав пояснения аналогичные изложенным в исках. Гусев С.В. дополнительно пояснил, что его участок находился <адрес>, имел ширину – 25м, длину – 60 м. По углам участка имелись деревянные колышки, один колышек (в левом верхнем углу) был железный. На земельный участок имеется свидетельство о праве собственности на землю, межевое дело. Представитель ответчика – администрации Бессоновского района– Слепов Д.Т., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал. В своих возражениях сослался на то, что строительство дороги и линии электропередач началось в 2009 г. Перед началом строительных работ была проведена подготовительная работа – намечен проект дороги и сделан запрос в кадастр с целью выяснения, не имеется ли у кого-либо в собственности земельных участков в том направлении, где планировалось строить дорогу. По полученным данным кадастра дорога была спроектирована так, чтобы не были нарушены права других собственников. Впоследствии главой администрации Бессоновского района было издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в собственность администрации Бессоновского сельсовета земельного участка площадью 4922 кв.м., поскольку строительство дороги осуществлял сельсовет. Полагал, что как на момент вынесения постановления о выделении земельного участка, так и на момент вынесения судебного решения доказательств того, что дорога и линия электропередач проходят по земельному участку Гусева С.В., не имеется. Представитель ответчика – администрации Бессоновского сельсовета – Кондрашова Л.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск не признала, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя администрации Бессоновского района Пензенской области Слепова Д.Т. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Пензенской области Боричева О.Б., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании 21.09.2010 г. пояснила, что в органе кадастрового учета не имеется пересечения спорных участков. Земельный участок с кадастровым номером, имеющим последние цифры №, был учтен в государственном кадастре 28 июля 2003 г., на основании постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ Бессоновской сельской администрации. В описательной части документа указано место расположения земельного участка и что его площадь составляет 1466 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером, имеющим последние цифры №, площадью 4922 кв.м учтен 2 октября 2009 г. пересечения границ указанных участков по кадастровому плану не имеется. Суд постановил вышеуказанное решение. Не соглашаясь с решением суда, Гусев С.В.в кассационной жалобе просит его отменить как незаконное, постановленное в нарушение норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что при постановлении судебного решения судом не были учтены результаты проведенной по делу экспертизы, подтверждающей его доводы о наложение земельных участков. Также считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя истца Гусева С.В. – Краснова И.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, постановленном в соответствии с требованиями действующего законодательства и добытыми по делу доказательствами и не находит оснований для его отмены. Отказывая в удовлетворении требований Гусева С.В. по признанию незаконным постановления Бессоновской районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Бессоновскому сельскому совету в безвозмездную собственность передан земельный участок с кадастровым номером № площадью 4922 кв.м., расположенный в с.Бессоновка для размещения дороги, суд обоснованно исходил из требований ст. 29 Земельного кодекса РФ, в силу которой рассмотрение вопросов о предоставлении земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, относится к компетенции органов местного самоуправления. Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № площадью 4922 кв.м. находился в муниципальной собственности, и районной администрацией обоснованно принято решение о передаче его Бессоновскому сельскому совету для строительства автомобильной дороги. Данному обстоятельству предшествовало вынесение главой администрации Бессоновского района Пензенской области 21 сентября 2009г. постановления № «Об утверждении схемы расположения земельного участка», которым была утверждена схема расположения земельного участка из земель населенных пунктов площадью 4922 кв.м, расположенного по адресу <адрес>. Разрешенное использование – для размещения дороги. На основании данного постановления произведено межевание земельного участка, и участок с определенными границами поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №. Действия администрации соответствовали требованиям Земельного и градостроительного законодательства, а также ФЗ «О местном самоуправлении», ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Судом с достоверностью установлено, что подготовка земельного участка для строительства автомобильной дороги была проведена в соответствии с требованиям Градостроительного кодекса применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществлялась в составе проекта межевания в виде отдельного документа – схемы расположения земельного участка, с указанием границы, минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения автодороги, границы зоны планируемого размещения объекта капитального строительства для муниципальных нужд. Судом также было установлено, что межевое дело на земельный участок истца с кадастровым номером № было выполнено Бессоновским филиалом ФГУП «Пензенское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» в 2003 г. в нарушении требований по его исполнению, оно не соответствует исходным данным, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства, установленными Инструкцией по межеванию земель, утвержденной комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 г. и Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденным руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.03 г. По заключению экспертной комиссии № от 13 июля 2010 г. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, утвержденным приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 14.07.2010 г.№ межевание земельного участка выполнялось в системе координат 1963 г. Согласно акта полевого контроля материалов землеустроительного дела на земельный участок по адресу: <адрес> от 7.07.2010 г. выявлено, что границы земельного участка на местности не закреплялись межевыми знаками установленного образца и не совпадают с твердыми контурами. Повторное переопределение координат поворотных точек границы земельного участка не представилось возможным. Абрисы поворотных точек границ в составе межевого дела не позволяют определить на местности местоположение межевых знаков. В межевом деле отсутствуют следующие материалы: - технический проект; - документы, подтверждающие факт извещения (вызова) лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания; - схема границ земельного участка (приложение к Акту согласования границ земельного участка); - карта (план) границ объекта землеустройства. (л.д.102-103). В силу требований ст. 38 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа. Как установлено материалами дела, изменения в межевой план, в сведения государственного кадастра недвижимости по учету объекта недвижимости земельного участка истца до настоящего времени не внесены, иных доказательств как того требуют нормы ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), истцом не представлено, тогда как в соответствии с требованиями ст. 60 ГПК РФ. Исходя из изложенного, судом обоснованно не приняты во внимание доводы истца, а также показания допрошенного с его стороны свидетеля ФИО11, указавших примерное расположение земельного участка. Доводы кассационной жалобы о том, что судом необоснованно неучтено заключение судебной экспертизы, подтвердившей его доводы о том, что строительством автомобильной дороги, занято часть его земельного участка, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку на момент выделения земельного участка под строительство автодороги, точные координаты земельного участка истца установлены не были, администрацией района перед началом строительства автодороги также было проведено межевание земельного участка, на котором предполагалось строительство дороги и линии электропередач, что послужило основанием для постановки участка на кадастр. В судебном заседании был исследован кадастровый план территории (л.д.123-131),из которого усматривается, что земельный участок истца с земельным участком, выделенном под строительство дороги не пересекаются. Выделение земельного участка под строительство дороги вызвано необходимостью обеспечения жителей микрорайона дорогой. Наложение земельных участков, установленное заключением судебной экспертизы столь незначительно (3,13 кв.м.л.д.172), что не может служить основанием для отмены судебного решения, в том числе решения вопроса по сносу дороги и линии электропередач. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества. Судебная коллегия считает, что всем доводам истца и возражениям ответчиков в решении дана соответствующая юридическая оценка в совокупности с собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований сомневаться в правильности которой у судебной коллегии не имеется. Выводы суда мотивированны, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно. Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь ст. 360,362 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Бессоновского районного суда от 17 ноября 2010 г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:Судья: Семисаженова Т.И. Дело № 33-145