Кассационное определение



Судья Погребная С.Г.                                                   Дело № 33-230

                            КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.,

и судей Макаровой С.А., Уткиной И.В.,             

при секретаре Петровой Ю.В.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Макаровой С.А. дело по кассационной жалобе Устименко Л.С. на решение Каменского городского суда Пензенской области от 06 декабря2010 года, которым постановлено:

           В иске Устименко Л.С. к ОДО «Каменские водопроводные сети», ОДО «Сети водоотведения» об аннулировании перерасчета по коммунальным услугам за пользование холодной водой и водоотведение по тарифу, взыскании морального вреда отказать.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ОДО «Каменские водопроводные сети» по доверенности Севастьянову Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

        Устименко Л.С. является собственником квартиры <…> в доме <…>.

         Устименко Л.С. обратилась в суд с иском к ОДО «Каменские водопроводные сети» о защите прав потребителей, в котором просила суд аннулировать перерасчет по коммунальным услугам за пользование холодной водой и водоотведение по нормативу потребления, взыскать компенсацию морального вреда <…> руб. В обоснование иска указывает, что в её квартире установлен индивидуальный прибор учета /счетчик/ холодной воды, срок установки общедомовых приборов учета определен до 2012 года, в связи с чем оплата за данную коммунальную услугу должна определяться по показаниям индивидуального прибора учета, а не по нормативу потребления коммунальных услуг.

Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Устименко Л.С. просит решение отменить, ссылаясь на то, что согласно п.16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 оплата за коммунальные услуги при наличии индивидуальных общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии общедомовых приборов учета должна производится по показаниям индивидуальных (квартирных) приборов учета. Срок установки коллективных /общедомовых/ приборов учета определен до 2012 года, поэтому ответчик должен производить расчеты за услугу по водоснабжению на основании индивидуального прибора учета. В связи с имеющейся задолженностью ей было отказано в предоставлении субсидий, а они с мужем оба являются пенсионерами и им не хватает денежных средств.

В возражениях ОДО «Каменские водопроводные сети» просят оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд признал установленным и исходил из того, что хотя у истца и установлен в квартире индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения, коллективный прибор учета на дом отсутствует, при отсутствии договора с ресурсоснабжающей организацией размер оплаты за холодное водоснабжение ему обоснованно исчисляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.

Материалами дела установлено, что истец является собственником <…>, в которой установлен индивидуальный прибор учета холодной воды. Коллективным прибором учета жилой дом не оснащен.

Собственниками жилых помещений многоквартирного дома <…> избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление.

Начисление платы за холодную воду производится Устименко Л.С. ответчиком по нормативу потребления коммунальных услуг, с чем истица не согласна.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также, в частности, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии (п. 1 Правил).

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Одним из способов управления, который может быть выбран собственниками, является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу части 2 статьи 164 ЖК РФ, при непосредственном управлении, с каждым собственником помещения ресурсоснабжающими организациями заключаются договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления. Аналогичная норма содержится и в п.7 абз.1 Правил.

Договоры холодного и горячего водоснабжения, заключенные с энергоснабжающей организацией, являются договорами энергоснабжения и регулируются статьями 539 - 548 ГКРФ.

В соответствии со статьей 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как правильно указал суд в решении, абзац 2 пункта 7 Правил содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Абзац 2 пункта 7 Правил является отсылочной нормой к пунктам 19 и 21 Правил.

Так, пункт 21 Правил определяет порядок размера платы при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных приборов учета, а пункт 19 Правил - при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, когда размер платы за потребленные ресурсы в жилых помещениях определяется по нормативу потребления.

Суд, проанализировав нормы действующего законодательства, правильно истолковал смысл абзаца второго пункта 7 Правил и пришел к выводу о том, что истцу обоснованно произведены начисления за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в случае отсутствия общедомового прибора учета и наличие индивидуального прибора учета, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний индивидуального прибора учета в соответствии с пунктом 16 Правил, не может служить поводом к отмене решения суда, так как не опровергает вывода суда о соответствии произведенных ответчиком начислений по определению размера платы за потребленные ресурсы по нормативам потребления действующему законодательству. Кроме того, пункт 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг.

Невозможность расчета платы по показаниям индивидуального прибора учета обусловлена тем, что в этом случае не будут учтены внутридомовые потери коммунальных ресурсов. В тоже время общедомовые затраты могут быть учтены, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Каких-либо доводов, которые бы имели правовое значение по данному делу, кассационная жалоба не содержит. Указание в жалобе на то, что срок установки коллективных /общедомовых/ приборов учета определен до 2012 года, не является юридически значимым для оценки законности решения.

Согласно п.52 п.п. «в» Правил потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности произведенного начисления за пользование холодной водой и водоотведение.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

                                           о п р е д е л и л а :

Решение Каменского городского суда Пензенской области от 06 декабря2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Устименко Л.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи