Кассационное определение по гражданскому делу



Судья Денисова С.А. Дело № 33-267

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Сериковой Т.И.,

судей Кузнецовой Т.А., Бурдюговского О.В.,

при секретаре Потаповой О.В.,

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Кузнецовой Т.А. дело по кассационной жалобе Брюхановой Н.С. на решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 27 декабря 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Брюхановой Н.С. к Администрации г. Пензы о признании отказа в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления земельного участка в собственность незаконным и понуждении к проведению работ по формированию земельного участка - отказать.

Проверив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Брюханова Н.М. обратилась в суд с иском к Администрации г. Пензы о признании отказа в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления земельного участка в собственность незаконным и понуждении к проведению работ по формированию земельного участка, указав, что 04.08.2010 г. почтовой связью она направила в адрес главы администрации г. Пензы заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного в районе ул. <…>, ориентировочной площадью <…> кв.м., для индивидуальной усадебной жилой застройки.

06.10.2010 г. администрация г. Пензы направила истице письмо о том, что испрашиваемый земельный участок находится в землях особо охраняемых природных территорий местного значения – рекреационная зона <…>, согласно решению Пензенской городской думы от <…> г. №<…> «О землях особо охраняемых природных территорий местного значения», и подготовить исходно-разрешительную документацию не представляется возможным.

Истица полагала действия администрации по отказу в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления вышеуказанного земельного участка незаконными и необоснованными, поскольку какого-либо решения, соответствующего действующему законодательству, по отказу в предоставлении земельного участка по результатам работ по его формированию, не принято, указав, что письмо не может являться таковым решением.

Кроме того, ссылалась на нарушение ответчиком положений ст. 23 Градостроительного кодекса; ст. 94 ЗК РФ; ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»; данных Генерального плана г. Пензы, утвержденного решением Пензенской городской думы <…>г. №<…>; Правил землепользования и застройки г. Пензы; градостроительного регламента.

Просила суд признать действия ответчика по отказу в подготовке исходно-разрешительной документации в целях предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка для индивидуальной усадебной жилой застройки, незаконными, и обязать администрацию г. Пензы продолжить работы по формированию данного земельного участка и других работ в целях предоставления в собственность для индивидуальной усадебной жилой застройки в рамках ее заявления от 04.08.2010 г.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Брюханова Н.М. просит решение суда отменить и принять решение об удовлетворении ее исковых требований, не передавая дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Так, решение Пензенской городской думы от <…> г. №<…>, на которое ссылается ответчик, содержит только перечень особо охраняемых территорий, границы указанных территорий не установлены. Кроме того, кассатор выражает несогласие с основаниями и порядком изготовления схемы расположения земельного участка. Полагает, что границы территории рекреационной зоны <…> должны быть установлены и закреплены посредством кадастрового учета.

Кроме того, кассатор не согласен с выводом суда о том, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, считает данный вывод противоречащим ст. 94 ЗК РФ. Существующий Генеральный план г. Пензы и Правила землепользования и застройки уже определяют особо охраняемую территорию в районе ул. <…>, однако испрашиваемый земельный участок в указанную зону не входит.

В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации г. Пензы А.С. Горланов полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы – основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. Просит оставить его без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителя Брюхановой Н.С. Нерусиной Е.Ю., поддержавшей доводы кассационной жалобы, просившей решение суда отменить, кассационную жалобу – удовлетворить; объяснения представителя администрации г. Пензы Горланова А.С., поддержавшего доводы возражения на кассационную жалобу, просившего решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с ч.2 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

Исходя из ч.4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Исходя из требований п.п.1, 4,6 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что письмом администрации г. Пензы от 06.10.2010 г. Брюхановой Н.С. сообщено, что испрашиваемый ею земельный участок, расположенный в ул. <…>, ориентировочной площадью <…> кв.м., для индивидуальной усадебной жилой застройки, находится в землях особо охраняемых природных территорий местного значения - рекреационная зона <…>, согласно решению Пензенской городской думы от <…>г. №<…>, и подготовить разрешительно-исходную документацию не представляется возможным (л.д. 9).

Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории №<…>, утвержденной<…>г. начальником Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы, испрашиваемый земельный участок входит в границы рекреационной зоны <…>, которая входит в перечень земель особо охраняемых природных территорий местного значения, утвержденных вышеназванным решением Пензенской городской думы от <…> г. №<…>.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Брюхановой Н.С., суд обоснованно признал установленным и исходил из того, что испрашиваемый земельный участок входит в границы рекреационной зоны <…>, которая входит в перечень особо охраняемых территорий местного значения, утвержденных решением Пензенской городской думы от <…> г. №<…>.

Указанные обстоятельства подтверждаются решениями Пензенской городской думы от <…> г. №<…>; от <…>г. №<…> «О землях особо охраняемых территорий»; от<…> г. №<…>; постановлением главы администрации г. Пензы от <…> г. №<…>; а также пояснениями к решению Пензенской городской думы от <…> г. №<…>; сообщением <…> (… от <…> г.

Таким образом, границы рекреационной зоны <…>, в которую входит испрашиваемый земельный участок, в настоящее время определены и утверждены постановлением главы администрации г. Пензы от <…> г. №<…>, правовой режим указанной зоны установлен решением Пензенской городской думы от<…> г. №<…> «О землях особо охраняемых природных территорий местного значения». Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, является частью кадастровых работ, направленных на установление границ соответствующей территории. Вышеуказанные решения Пензенской городской думы, которыми установлены ограничения в использовании спорной территории, приняты в пределах предоставленных органам местного самоуправления земельным законодательством полномочий, являются действующими, до настоящего момента не оспорены и не отменены в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ администрации г. Пензы Брюхановой Н.С. в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в районе ул. <…> и подготовке исходно-разрешительной документации от 06.10.2010 г., является законным.

Доводы кассационной жалобы основаниями к отмене судебного решения не являются, поскольку не опровергают выводы суда, они являются аналогичными доводам в суде первой инстанции, были предметом исследования и им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной. Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд, и установленные по делу обстоятельства.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Железнодорожного районного суда г. Пензы от 27 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Брюхановой Н.С. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи