Судья Никин А.В. Дело № 33-283 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 08 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Смирновой Л.А., судей Фроловой Т.А., Уткиной И.В., при секретаре Петровой Ю.В., заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе Танкова Ю.Е. на решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 15 декабря 2010 года, которым постановлено: Танкову Ю.Е. в удовлетворении иска к администрации Мокшанского района, администрации р.п. Мокшан, третьи лица: Управление образования администрации Мокшанского района, Управление социальной защиты населения администрации Мокшанского района, о восстановлении в очереди на получение жилья, отказать. Проверив материалы дела, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Танков Ю.Е. обратился в суд с иском к администрации Мокшанского района, администрации р.п. Мокшан о восстановлении в очереди на получение жилья, указав, что в период с 19 ноября 1980 года по 05 августа 1992 года он находился в детском доме - интернате <адрес> В 1992 году выбыл в <данные изъяты> психоневрологический интернат Пензенской области, где проживал около трех месяцев. После чего приехал в р.п. Мокшан, где, не имея жилья, бродяжничал. В 2000 году обратился в администрацию р.п. Мокшан с заявлением о предоставлении жилья как ребенку - сироте. В администрации р.п. Мокшан, заявление приняли и предоставили для проживания комнату в доме <адрес>, в аварийном, бесхозном доме. В связи со сложившейся обстановкой и невозможностью проживания истец обратился в администрацию р.п. Мокшан с вопросом о предоставлении ему жилого помещения в соответствие с очередью, в которой он стоял с 2000 года. Однако ответчики положительно данный вопрос не решили, и в очереди не восстановили. Руководствуясь положения ФЗ РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" просил обязать администрацию р.п. Мокшан и администрацию Мокшанского района Пензенской области восстановить его в списках, как нуждающегося в жилом помещении вне очереди с 2000 г. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Танков Ю.Е. просит решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме, не передавая дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что добросовестно заблуждался в том, что, ему выделили жилье на законном основании, как воспитаннику детского дома, как указано в Постановлении главы администрации р.п. Мокшан №448 от 30.08.2000 г. Полагает, что бездействие должностных лиц, обязанных выполнять свои обязанности добросовестно в вопросах учета и постановки на учет лиц, категории истца (ребенка, оставшегося без попечения родителей, инвалида детства 2 группы (пожизненно) лишило его права постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в предусмотренном законодательством периоде и получении жилого помещения на законном основании. В возражениях на кассационную жалобу глава администрации Мокшанского района Пензенской области полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, заслушав объяснения Танкова Ю.Е. и его представителя по доверенности Любимова А.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, просивших решение суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным по следующим основаниям. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Судом установлено, что Танков Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно относился к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. В период с 23.11.1977 года по 19.11.1980 года находился в Доме ребенка № УЗ ЗАО г. Москвы. С 19.11.1980 года по 05.08.1992 года, являлся воспитанником <данные изъяты> детского дома-интерната для умственно отсталых детей на полном государственном обеспечении (л.д.11-12, 28-44). Постановлением главы администрации от 30 августа 2000 года, за № 448 ему была представлена комната в жилом доме по адресу: <адрес>, где он по настоящее время проживает (л.д. 8,10). Отказывая в удовлетворении исковых требований Танкова Ю.Е., суд обоснованно признал установленным и исходил из того, что Танков Ю.Е., обратившись в администрацию р.п. Мокшан в 2000 году, по достижении им полных 24 лет, вне очереди получил для проживания комнату в жилом доме <адрес>, которой открыто, как своей пользовался более 10 лет, проводив все эти годы текущий ремонт дома и благоустройство придомовой территории. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что требования Танкова Ю.Е. противоречат нормам Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей " и удовлетворению не подлежат. Доводы кассационной жалобы основаниями к отмене судебного решения не являются, поскольку не опровергают выводы суда, были предметом исследования и им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия признает правильной. Суждение суда основано на объяснениях сторон, представленных доказательствах, правильно оцененных судом. В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд, и установленные по делу обстоятельства. Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены. Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Мокшанского районного суда Пензенской области от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Танкова Ю.Е. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи