кассационное определение по гражданскому делу



Судья Лукьянова О.В.                                                                                             Дело № 33-188

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

8 февраля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                                Смирновой Л.А.

и судей                                          Фроловой Т.А., Бурдюговского О.В.

при секретаре                                Дурманове М.С.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе Нилова-Неловко В.Б. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 7 декабря 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Нилова-Неловко В.Б. к Ульяновской таможне о восстановлении на службе, назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Нилова-Неловко В.Б., просившего решение суда отменить, представителей Ульяновской таможни по доверенностям Жукова В.И. и Вавилиной Е.Е., просивших решение оставить без изменения, заключение прокурора Лункина С.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Нилов-Неловко В.Б. обратился в суд с иском к Ульяновской таможне о восстановлении на службе, назначении на должность, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда, указав, что работал в таможенных органах с 27.10.1994 по 30.09.2010, в настоящее время уволен со службы в таможенных органах РФ в связи с реорганизацией Пензенской таможни на основании приказа Пензенской таможни от 20.09.2010 № 103-К с должности <данные изъяты>). В период работы в таможне он приобрел большой опыт и знания, работал в разных должностях от <данные изъяты> до <данные изъяты>, в которой проработал 11, 5 лет, в последующем - <данные изъяты>. В период работы в Пензенской таможне 6 раз повышал квалификацию, за достигнутые успехи и высокие показатели в работе имеет неоднократные поощрения руководства, был награжден медалью ФТС России «За службу в таможенных органах РФ» 3 степени. 26.07.2010 он был уведомлен о предстоящей реорганизации Пензенской таможни в форме присоединения к Ульяновской таможне, сокращении с 01.10.2010 занимаемой им должности, возможном увольнении со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с п.п.5, 6 ст.33 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 18.08.2010 начальником Ульяновской таможни Л.В.Н. в присутствии начальника отдела кадров Ульяновской таможни, ВРИО начальника Пензенской таможни Д.А.И., представителей кадрового и правового подразделений Пензенской таможни с ним было проведено собеседование, в ходе которого ему были предложены вакантные должности федеральных государственных гражданских служащих Ульяновской таможни с местом работы в г.Ульяновске, от чего он вынужден был отказаться в письменной форме в связи с отсутствием возможности работать в г.Ульяновске по семейным обстоятельствам. Вакантные должности с местом работы в г.Пензе, в том числе нижестоящие, соответствующие его квалификации, профессиональному образованию и опыту работы ему не предлагались. Руководством Ульяновской таможни при проведении организационно-штатных мероприятий в отношении него нарушены его права, предусмотренные ст.19, п.4 ст.32, ст.37 Конституции РФ, ст.ст.81, 179 ТК РФ. Просил суд обязать начальника Ульяновской таможни восстановить его на службе в таможенных органах РФ и принять его на службу в Ульяновскую таможню с местом работы в г.Пензе, назначить на должность соответствующую его квалификации, образованию и опыту работы в таможенных органах.

В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования и просил взыскать с ответчика заработную плату за вынужденный прогул с 01.10.2010 по день восстановления в должности, премию в размере <данные изъяты>., которая была выплачена каждому должностному лицу таможни к празднику «День таможенника РФ», отмечаемому 25 октября, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Впоследствии истец увеличил сумму исковых требований и просил восстановить его на службе в таможенных органах РФ и принять его на службу в Ульяновскую таможню с местом работы в г.Пензе, назначить на должность, соответствующую его квалификации, образованию и опыту работы в таможенных органах, взыскать с ответчика заработную плату за вынужденный прогул с 01.10.2010 по день восстановления в должности, премию в размере <данные изъяты>., которая была выплачена каждому должностному лицу таможни к празднику «День таможенника РФ», отмечаемому 25 октября, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., поскольку из-за незаконных действий руководства Ульяновской таможни перенес гипертонический криз, о чем имеется больничный лист.

В судебном заседании Нилов-Неловко В.Б. поддержал увеличенные исковые требования, просил их удовлетворить, поскольку при увольнении со службы работодателем не были предложены ему все вакантные должности, соответствующие квалификации, профессиональному образованию и опыту работы в таможенных органах, с местом работы в г.Пензе, работодателем нарушено его преимущественное право по отношению к работникам отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений, в отделе таможенного оформления и таможенного контроля, пришедшим на работу после него, имеющих значительно более низкую квалификацию, меньший трудовой стаж и опыт работы.

Представители Ульяновской таможни по доверенностям Жуков В.И. и Вавилина Е.Е. исковые требования не признали, указав, что истец 26.07.2010 был под роспись предупрежден руководством Пензенской таможни о реорганизации Пензенской таможни, сокращении с 01.10.2010 должности, которую он замещает, и возможном увольнении из Пензенской таможни либо в соответствии с п.5 ч.1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или государственную службу иного вида), либо в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 названного ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы). Отношения, связанные с государственной гражданской службой, при реорганизации, ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентируются статьями 31 и 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Во исполнение приказов ФТС России, ПТУ и Ульяновской таможни Пензенская таможня с 01.10.2010 ликвидирована как государственный орган, как таможенный орган, как работодатель (представитель нанимателя по отношению к государственным гражданским служащим), правопреемником Пензенской таможни с 01.10.2010 стала Ульяновская таможня. Для обеспечения реализации задач и функций ФТС РФ в Пензенской области с 01.10.2010 в структуре Ульяновской таможни создан Пензенский областной таможенный пост Ульяновской таможни, штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц должностей сотрудников, 37 единиц должностей государственных гражданских служащих и 11 единиц работников), в то время как штатная численность Пензенской таможни (по состоянию на 30.09.2010) составляла 166 единиц (46 единиц должностей сотрудников, 97 единиц должностей государственных гражданских служащих, 23 единицы должностей работников). В целях обеспечения эффективности осуществления полномочий Ульяновской таможни в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с учетом его значительной удаленности от г.Ульяновска) в соответствии с приказом Ульяновской таможни от 21.07.2010 № 163 предусмотрено включение в штатное расписание отдельных структурных подразделений Ульяновской таможни должностей государственных гражданских служащих, которые с 01.10.2010 исполняют функции своих отделов в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с местом проживания в г.Пензе). Руководство Ульяновской таможни, проводя мероприятия по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни сокращаемыми с 01.10.2010 должностными лицами и работниками Пензенской таможни, руководствовалось нормами законодательства РФ, обеспечивающими гарантии и права работников реформируемой Пензенской таможни, на преимущественное замещение конкретных должностей в подразделениях Пензенского областного таможенного поста, а именно: в отношении сотрудников - пунктом 5 статьи 18, пунктом 5 статьи 48 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; положениями ТК РФ (в части, не урегулированной названным федеральным законом); в отношении государственных гражданских служащих - статьей 31 ФЗ «О государственной гражданской службе», положениями ТК РФ (в части, не урегулированной названным законом); в отношении работников - положениями ТК РФ. Исходило из права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения и заключать трудовые договоры с конкретными лицами в целях обеспечения эффективной экономической деятельности и рационального управления государственным имуществом, гарантированного работодателю ст.22 ТК РФ. При этом также было учтено, что 14 работников Пензенской таможни (беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет; одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет) пользуются гарантиями, установленными ст.261 ТК РФ. При определении круга должностных лиц и работников реформируемой Пензенской таможни - кандидатов на замещение с 01.10.2010 конкретных должностей на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни руководством Ульяновской таможни в период с 04.08.2010 по 18.08.2010 были изучены предложения руководства Пензенской таможни, согласованные с руководителями ведущих структурных подразделений Пензенской таможни. Получены характеристики предлагаемых кандидатов, позволяющие оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата. Изучены предложения заместителей начальника Ульяновской таможни и руководителей структурных подразделений таможни в части, касающейся кандидатов для замещения должностей в структурных подразделениях Ульяновской таможни, исполняющих трудовые функции в зоне деятельности Пензенского областного таможенного поста. Изучены материалы личных дел претендентов, позволяющие оценить их квалификацию и производительность труда. Кандидатура Нилова-Неловко В.Б., <данные изъяты>, также была изучена в числе других кандидатов для замещения должности на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни и в структурных подразделениях Ульяновской таможни. 26.07.2010 истец надлежаще был уведомлен начальником Пензенской таможни о сокращении замещаемой должности и возможном увольнением с государственной гражданской службы. Последующая работа проводилась с ним руководством Пензенской и Ульяновской таможни, являющейся с 01.10.2010 правопреемником Пензенской таможни, в соответствии с порядком, установленным ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ. По результатам изучения квалификации, производительности труда и опыта работы Нилова-Неловко В.Б. предложить ему должность сотрудника или государственного гражданского служащего с местом работы в г.Пензе не представилось возможным. Должностей сотрудников на Пензенском областном таможенном посту 26 единиц, в том числе 2 - вышестоящие (должности заместителя начальника таможенного поста); 13 должностей в подразделениях оперативно-розыскном, административных расследований, дознания; 11 должностей в отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы. Для замещения этих должностей Нилов-Неловко В.Б. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми актами к кандидатам на эти должности. Для замещения должностей в отделении административных расследований, отделении дознания у него отсутствуют обязательное высшее юридическое образование и опыта работы в названных подразделениях; для замещения должностей в оперативно-розыскном отделе - допуск к оперативно-розыскной деятельности и опыт оперативно-розыскной работы; для замещения должностей в отделе таможенной охраны - опыт военной службы. Кроме того, в сокращаемых подразделениях Пензенской таможни, осуществляющих названные функции, имелось достаточное количество сотрудников с высокой квалификацией, производительностью труда и опытом работы, способных с высоким качеством выполнять обязанности на создаваемом Пензенском областном таможенном посту. Предложить истцу для замещения с 01.10.2010 должность государственного гражданского служащего на Пензенском областном таможенном посту в подразделениях правовом, документационного обеспечения, бухгалтерского учета и финансовой экспертизы, тылового обеспечения, таможенной статистики, информационно-техническом не представилось возможным по причине отсутствия у него знаний, умений, профессиональных навыков и опыта, необходимых для качественного выполнения функций названных подразделений, а также наличия в одноименных подразделениях Пензенской таможни достаточного количества кандидатов, способных выполнять названные функции с высоким качеством и высокой производительностью; в подразделениях Ульяновской таможни, имеющих с 01.10.2010 должности с местом работы на Пензенском областном таможенном посту - таможенной инспекции, контроля таможенной стоимости, валютного контроля, распоряжения имуществом и исполнения постановлений уполномоченных органов, инспектирования и профилактики правонарушений не представилось возможным по той же причине. Опыт службы истца с 1995 по 2006 годы в отделе товарной номенклатуры и торговых ограничений Пензенской таможни рассматривался при изучении возможных кандидатов на должности главного государственного таможенного инспектора и старшего государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений Ульяновской таможни с местом работы в г.Пензе. Однако в связи с наличием в отделе товарной номенклатуры и торговых ограничений Пензенской таможни кандидатов, имеющих более высокие квалификационные качества, производительность труда и опыт работы (начальник отдела Е.В.Н.., главный государственный таможенный инспектор отдела К.Л.Н., предложить Нилову-Неловко В.Б. названные должности не представилось возможным. Истец, проходя службу с 01.11.2006 по 30.09.2010 в должности <данные изъяты>, приобрел большой опыт работы в названном направлении деятельности и мог бы быть рассмотрен в качестве кандидата в подразделение по применению системы управления рисками, если бы такое подразделение создавалось на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни. Однако названного подразделения в структуре таможенного поста не предусмотрено. Штатным расписанием Ульяновской таможни также не предусмотрено представительство (отдельными должностями) отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни на Пензенском областном таможенном посту. В отделе таможенного оформления и таможенного контроля Пензенского областного таможенного поста, на должности которого истец претендует, он имел опыт работы с октября 1994 года по апрель 1995 года в отделе таможенного оформления № 2 Пензенской таможни. Однако в связи с наличием в сокращаемых подразделениях таможенного оформления и таможенного контроля Пензенской таможни кандидатов, имеющих более высокую квалификацию и производительность труда, предложить ему должность в названном подразделении не представилось возможным. Из 19 должностей названного отдела 4 должности руководством Ульяновской таможни были предложены для замещения женщинам, имеющих гарантии в соответствии со ст.261 ТК РФ. 15 должностей отдела предложены кандидатам из Пензенской таможни, выполняющим функции таможенного оформления и таможенного контроля и имеющим наивысшую квалификацию и производительность труда. По оценке руководства Пензенской и Ульяновской таможен истец не имел реальной возможности выполнять с 01.10.2010 функциональные обязанности по всем должностям государственной гражданской службы с местом службы в г.Пензе более производительно и более качественно, чем те должностные лица, которым предложены названные должности. На основании п.1 ч.1 ст.31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ начальником Ульяновской таможни 19.08.2010 была предложена Нилову-Неловко В.Б. должность главного <данные изъяты> (с местом работы в г.Ульяновске), от которой он письменно отказался. После отказа истца от названной должности начальник Ульяновской таможни, руководствуясь требованиями ст.31 указанного ФЗ, ст.ст.81 и 179 ТК РФ, а также с учетом судебной практики в РФ, довел до него весь перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне на 01.10.2010 и предложил для замещения должности, в том числе и нижестоящие, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации и образования, от чего тот письменно отказался. 20.09.2010 был издан приказ Пензенской таможни от 20.09.2010 № 103-к об освобождении Нилова-Неловко В.Б. от занимаемой должности и увольнении его с государственной гражданской службы с 30.09.2010 по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы). В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ в день увольнения 30.09.2010 истцу были предложены в очередной раз от лица начальника Ульяновской таможни все вакантные должности, в том числе и нижестоящие, соответствующие его квалификации по состоянию на 30.09.2010, от предложенных должностей он письменно отказался. При осуществлении организационно-штатных мероприятий Ульяновской таможней был соблюден установленный действующим законодательством порядок, гарантирующий права государственного гражданского служащего и представителя нанимателя, просили суд в удовлетворении исковых требований Нилову-Неловко В.Б. отказать.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Нилов-Неловко В.Б. решение суда просил отменить как незаконное и необоснованное, поскольку в нарушение его прав при его увольнении вакантные должности с местом работы в г.Пензе, в том числе нижестоящие, соответствующие его квалификации, профессиональному образованию и опыту работы, ему предложены не были, а были предложены ряду лиц, пришедших на работу в Пензенскую таможню значительно позднее его и имеющих более низкую квалификацию, меньший трудовой стаж и опыт работы. Ответчиком нарушены его права, предусмотренные Конституцией РФ, ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», ТК РФ. Суд неправильно истолковал п.7 ст.31 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», проигнорировал положения ст.81 ТК РФ. Судом искажены обстоятельства дела, отсутствует ссылка на законы, которыми руководствовался суд, необоснованно указывая, что оценка действий должностных лиц Ульяновской таможни в процессе проведения мероприятий не входит в компетенцию суда.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как видно из материалов дела, 16.07.2010 Федеральной таможенной службой России издан приказ за № 1352 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе». Постановлено сократить численность должностных лиц и должностей работников таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе; реорганизовать Пензенскую, Мордовскую и Ульяновскую таможню в форме присоединения Пензенской и Мордовской таможен к Ульяновской таможне; создать в структуре Ульяновской таможни Пензенский областной таможенный пост штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц сотрудников, 37 единиц должностей федеральных государственных служащих и 11 единиц должностей работников) за счет численности, высвобождающейся при реорганизации таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе. Во исполнение приказа за № 1352 изданы приказ Приволжского таможенного управления от 19.07.2010 № 459 «Об организационно-штатных мероприятиях в Приволжском таможенном управлении и таможенных органах, расположенных в Приволжском федеральном округе», одноименный приказ Ульяновской таможни от 21.07.2010 № 163, вступающие в силу с 01.10.2010. В соответствии с приказом Ульяновской таможни от 21.07.2010 № 163 предусмотрено включение в штатное расписание отдельных структурных подразделений Ульяновской таможни должностей государственных гражданских служащих, которые с 01.10.2010 исполняют функции своих отделов в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с местом проживания в г.Пензе).

Нилов-Неловко В.Б. проходил государственную гражданскую службу в Пензенской таможне, на начало организационно-штатных мероприятий замещал должность <данные изъяты>. 26.07.2010 он был под роспись предупрежден руководством Пензенской таможни о реорганизации Пензенской таможни, сокращении с 01.10.2010 должности, которую он замещает, и возможном увольнении из Пензенской таможни либо в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или государственную службу иного вида), либо в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 названного Федерального закона (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, а также при непредставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы).

В соответствии с ч.2 ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей государственной гражданской службы.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 данного ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе.

В силу ч.4 ст.31 этого ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 названного Федерального закона.

В соответствии с ч.5 ст.31 ФЗ от 27.07.2004 при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе представитель нанимателя обязан за 2 месяца до сокращения сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим.

Согласно ч.7 ст.31 указанного ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Приказом Федеральной таможенной службы от 08.06.2009 за № 1053 утверждена Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, согласно положениям которой при ликвидации таможенного органа как юридического лица сотрудников
зачисляют в распоряжение начальника вышестоящего таможенного органа либо
начальника иного таможенного органа, на который возложено проведение мероприятий,
связанных с ликвидацией. При сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимавшие сокращенные должности, зачисляются в распоряжение начальника этого таможенного органа. Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном
мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность,
подлежащую сокращению, проводится собеседование. В ходе собеседования разъясняются порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах; права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах. Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе. Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на
предложенную в ходе собеседования должность. В случае отказа сотрудника от написания заявления о зачислении в распоряжение и предложенных ему вакантных должностей составляется акт. Приказ о зачислении данного сотрудника в распоряжение в этом случае не издается, и сотрудник подлежит увольнению со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона в последний день до начала организационно-штатных мероприятий или согласно заявлению сотрудника по иному основанию, предусмотренному данной статьей. Результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования,
который подписывает сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица.
Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника. При рассмотрении вопроса о преимущественном праве на оставление сотрудника на службе в таможенных органах при проведении организационно-штатных мероприятий учитываются основания, предусмотренные ст.179 ТК РФ. Освобождение сотрудника от занимаемой должности и зачисление его в
распоряжение производятся с даты начала проведения организационно-штатного
мероприятия на основании приказа таможенного органа, начальник которого имеет право
назначения на эту должность.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

В силу ст.11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Правила определения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников установлены ст.179 ТК РФ.

Судом установлено, что замещаемая истцом должность в соответствии с проводимыми организационно-штатными мероприятиями подлежала сокращению с 01.10.2010.

На основании п.1 ч.1 ст.31 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ начальником Ульяновской таможни 19.08.2010 истцу Нилову-Неловко В.Б. с учетом его образования, квалификации и опыта работы в Пензенской таможне была предложена должность <данные изъяты> Ульяновской таможни (с местом работы в г.Ульяновске), от которой он письменно отказался. После этого начальник Ульяновской таможни, руководствуясь требованиями ст.31 указанного ФЗ, ст.ст.81 и 179 ТК РФ довел до него весь перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне на 01.10.2010 и предложил для замещения должности, в том числе и нижестоящие, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации и образования, но и от них истец письменно отказался.

Приказом Пензенской таможни от 20.09.2010 № 103-к Нилов-Неловко В.Б. был освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы с 30.09.2010 по п.6 ч.1 ст.33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы). В соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.31 данного ФЗ в день увольнения (30.09.2010) истцу были предложены в очередной раз от лица начальника Ульяновской таможни все вакантные должности, в том числе и нижестоящие, соответствующие его квалификации (по состоянию на 30.09.2010). Каких-либо вакантных должностей в Пензенской таможне на 30.09.2010 не было, поскольку с 01.10.2010 все должности были сокращены. От предложенных должностей он письменно отказался. С 30.09.2010 со всеми работниками Пензенской таможни были прекращены служебные контракты, часть из них были назначены на должности в Ульяновскую таможню с 01.10.2010, включая Пензенский областной таможенный пост.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

При этом суд признал установленным и обоснованно исходил из того, что увольнение Нилова-Неловко В.Б. произведено ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, а доводы истца о нарушении его преимущественного права при приеме на должности в Пензенский областной таможенный пост Ульяновской таможни с местом работы в г.Пензе не основаны на законе и обстоятельствах дела.

Как правильно указал суд, мероприятия по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, а также Ульяновской таможни должностными лицами и работниками Пензенской таможни, высвобождаемыми в результате проведения организационно-штатных мероприятий, в части определения круга должностных лиц и работников реформируемой Пензенской таможни - кандидатов на замещение с 01.10.2010 конкретных должностей в Ульяновской таможне и на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, определение перечня вакантных должностей, которые следовало предложить каждому из кандидатов, в том числе истцу, в зависимости от квалификационных характеристик, позволяющих оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата, являются компетенцией работодателя в лице руководителя Ульяновской таможни, поскольку в силу действующего законодательства кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников работодатель принимает самостоятельно под свою ответственность, в связи с чем требование Нилова-Неловко В.Б. о назначении его на должность, соответствующую его квалификации, образованию и опыту работы в таможенных органах не может быть признано основанным на законе.

Обоснованным является и вывод суда первой инстанции об отсутствии со стороны работодателя каких-либо нарушений, связанных с преимущественным правом истца на замещение (оставление на работе) должностей Ульяновской таможни с местом работы в г.Пензе, так как установлено, что штатным расписанием Ульяновской таможни не предусмотрено представительство (отдельными должностями) отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни в Пензенском областном таможенном посту, ни один из бывших главных государственных таможенных инспекторов отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни не остался на службе в Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, а в соответствии с должностными регламентами главных государственных таможенных инспекторов других отделов, которые в настоящее время существуют в Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, в том числе, отделе таможенного оформления и таможенного контроля, на которые истец претендует, должностные обязанности главных государственных таможенных инспекторов этого отдела отличаются от должностных обязанностей, которые выполнял истец в отделе применения системы управления рисками.

При таких обстоятельствах, установив, что работодателем соблюдены порядок и процедура увольнения Нилова-Неловко В.Б., соблюдены требования ст.31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приняты все меры к замещению истцом иных должностей гражданской службы, в том числе нижестоящих, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации, опыта и образования, от которых он письменно отказался, суд правильно отказал как в удовлетворении требований о восстановлении на службе, назначении на должность, так и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, премии, компенсации морального вреда.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы фактически были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, направлены на переоценку выводов районного суда, на законе и обстоятельствах дела не основаны, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 07.12.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Нилова-Неловко В.Б. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи