Кассационное определение по гражданскому делу



Судья Жукова Е.Г.                                                                                             Дело № 33-200

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                                Сериковой Т.И.

и судей                                          Макаровой С.А., Бурдюговского О.В.

при секретаре                                Дурманове М.С.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по кассационной жалобе представителя ФГКЭУ «Пензенская КЭЧ района» по доверенности Крутякова И.В. на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 13 сентября 2010 года, которым постановлено:

Исковые требования Бескровного А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, к ФГКЭУ «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.

Признать за Бескровным А.В. право собственности на 1/3 долю квартиры № <…>.

Признать за несовершеннолетней Т.А.А., <…> года рождения, право собственности на 1/3 долю квартиры № <…>.

Признать за несовершеннолетним Т.П.А., <…> года рождения, право собственности на 1/3 долю квартиры № <…>.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения Бескровного А.В., его представителя Лысенковой М.А., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Бескровный А.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, обратился в суд с иском к ФГКЭУ «Пензенская квартирно-эксплуатационная часть района» о признании права собственности на жилое помещение, указав, что квартира по адресу: <…> была предоставлена ему ФГКЭУ «Пензенская КЭЧ района» как семье военнослужащего на состав семьи из четырех человек по договору социального найма № <…> от 12.03.2008. На обращение по приватизации жилого помещения ему было отказано, поскольку данная квартира включена в перечень служебных квартир и в соответствии с ч.1 ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежит приватизации. Государственным архивом Пензенской области 16.06.2010 ему дан ответ, что указанная квартира в документах архивного фонда как служебная не значится. Администрация г.Пензы также подтвердила, что спорная квартира в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к служебному фонду не относится. Однако МУП БТИ г.Пензы в приватизации спорной квартиры отказало, ссылаясь на то, что квартира является служебной, ордер выдан Пензенской КЭЧ района. Просил признать право на приватизацию и обязать ответчика заключить договор на передачу квартиры № <…> в собственность.

В судебном заседании Бескровный А.В. и его представитель по доверенности Лысенкова М.А. исковые требования поддержали, уточнили, что исковые требования им заявлены как в отношении себя, так и в интересах несовершеннолетних детей <…>, которые в спорной квартире зарегистрированы и проживают. Его супруга отказалась от участия в приватизации.

Представитель ФГ КЭУ Пензенская КЭЧ по доверенности Анисимов А.В. исковые требования не признал, пояснив, что спорная квартира № <…> относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда для использования в качестве служебного жилого помещения. Спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ на основании решения № <…> от 21.03.2007. В соответствии с ч.1 ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда РФ» спорная квартира не подлежит приватизации.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель ФГКЭУ «Пензенская КЭЧ района» по доверенности Крутяков И.В. решение суда просил отменить как вынесенное с существенным нарушением норм закона. В соответствии с заявлением начальника ФГ КЭУ «Пензенская КЭЧ района» от 11.01.2008 № 1/1 «О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ», а именно об отнесении жилых помещений, в том числе и спорной квартиры, утвержденного начальником 567 КЭУ Глав КЭУ МО РФ, Бескровному А.В. был выдан договор найма служебного жилого помещения № <…> от 12.03.2008. Указанный договор был выдан в связи с тем, что заявление было согласовано с вышестоящей организацией, следовательно, прав на выдачу договора социального найма не имелось. Договор найма служебного жилого помещения был выдан в установленном законом порядке, оснований для приватизации указанного жилого помещения в соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда РФ», чт.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» у истца не имелось.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих - граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В соответствии с пунктами 1 и 5 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденной приказом Минобороны РФ № 80 от 15.02.2000, вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с жилищным законодательством и настоящей Инструкцией.

Согласно п.п.22, 23 данной Инструкции учету подлежат жилые помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны. Все жилые помещения учитываются в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района (гарнизона). Жилое помещение снимается с учета при его приватизации.

Как видно из материалов дела, Бескровный А.В. является военнослужащим, с сентября 1995 года по сентябрь 2009 года работал в Пензенском АИИ, с сентября 2009 года по настоящее время - в воинской части г.Пензы. В соответствии с договором найма служебного жилого помещения № <…> от 12.03.2008, заключенного с Пензенской КЭЧ района, Бескровному А.В. в связи с прохождением службы в ПАИИ предоставлено жилое помещение - квартира № <…>, общей площадью 66, 9 кв.м., на состав семьи из четырех человек, включая истца Бескровного А.В., его жену Тиханову Е.Г., дочь Т.А.А. и сына Т.П.А. Бескровный А.В. является основным квартиросъемщиком указанной квартиры. В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают Бескровный А.В. с женой Тихановой Е.Г. и несовершеннолетними детьми Т.А.А. и Т.П.А.

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно выписке из ЕГРП спорная квартира № <…> находится в государственной собственности Российской Федерации и оперативном управлении ФГ КЭУ «Пензенская КЭЧ района».

По материалам дела Бескровный А.В. неоднократно обращался с заявлением в различные учреждения с вопросом о приватизации предоставленной ему спорной квартиры, в том числе 11.06.2010 - с заявлением к начальнику Пензенской КЭЧ района. Письмом Пензенской КЭЧ района № 1485 от 21.06.2010 истцу был дан отказ с указанием, что предоставленная ему квартира является служебной и приватизации не подлежит. В соответствии с распоряжением начальника Службы расквартирования и обустройства войск № 155/4/237 от 11.03.2008 прекращена практика исключения жилых помещений из специализированного жилого фонда.

По сообщению Государственного Архива Пензенской области, в поступивших на хранение документах архивного фонда Пензенского горисполкома за 1960-1991 годы, Ленинского райисполкома за 1962-1991 годы, а также Пензенской городской администрации за 1991-2002 годы, а также Ленинской районной администрации за 1991-2002 годы сведений о статусе квартиры № <…> не имеется.

Письмом администрации г.Пензы № Б-2817 от 09.07.2010 сообщено, что данных о включении квартиры № <…> в состав специализированного жилищного фонда с отнесением к служебному фонду не имеется.

Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как разъяснено Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 21.12.1993 и 25.10.1996) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма и аренды правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

Судом установлено, что истец и его несовершеннолетние дети ранее участия в приватизации жилья не принимали, в связи с чем Бескровный А.В. и его несовершеннолетние дети Т.А.А., <…> года рождения, и Т.ПА., <…> года рождения, имеют право на однократное бесплатное приобретение занимаемого ими жилого помещения в собственность. Супруга истца - Тиханова Е.Г. от получения квартиры в собственность в письменном заявлении на имя суда отказалась.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судом проверен и признан несостоятельным довод представителя ответчика со ссылкой на ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» о том, что занимаемое истцом и членами его семьи спорное жилое помещение не подлежит приватизации, поскольку относится к специализированному жилищному фонду, является служебным.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе и служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключением жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным иди муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 42 от 26.01.2006 определен порядок отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду, которым не допускается такое отнесение, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеется обременения прав на это имущество.

В соответствии с п.12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, включение жилого помещения в специализированный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

Согласно п.2 Постановления Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» от 29.12.2008 № 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ряд функций, в частности: принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда; осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений.

Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является органом, который имеет право формировать специализированный жилищный фонд.

Удовлетворяя исковые требования Бескровного А.В., суд признал установленным и исходил из того, что он заключил договор найма служебного жилого помещения квартиры № <…> 12.03.2008. Заявление начальника Пензенской КЭЧ района о вводе указанного жилого помещения в состав служебных квартир утверждено начальником 567 КЭУ ГЛАВ КЭУ ИО РФ 31.10.2007, а заявление начальника Пензенской КЭЧ района о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ датировано 11.01.2008. Однако решение о включении спорной квартиры в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ было подписано и утверждено начальником Управления по реализации жилищных программ Министерства обороны РФ только 24.03.2008, т.е. после заключения ответчиком с истцом договора найма жилого помещения. Следовательно, решение компетентного органа о включении спорной квартиры в состав специализированного жилого фонда (служебного) на момент предоставления её истцу и членам его семьи отсутствовало и было принято уже после предоставления истцу и членам его семьи данного жилого помещения.

В соответствии с п.3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду не допускается такое отнесение, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеются обременения прав на это имущество.

В силу п.14 указанных Правил решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения.

Районный суд, установив, что в регистрационном деле на спорную квартиру отсутствует принятое решение компетентного органа об отнесении указанной квартиры к служебному жилищному фонду, истцу и членам его семьи квартира была предоставлена на законном основании, они в неё вселились, зарегистрировались и проживают в ней, статус квартиры как служебный был указан в договоре найма жилого помещения неправомерно, обоснованно признал, что Бескровный А.В. и члены его семьи приобрели право на получение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации в равных долях, а обязанность по заключению договора на передачу квартиры в собственность возложена на Пензенскую КЭЧ района.

Судебная коллегия не усматривает оснований оспаривать объективность указанных выводов суда первой инстанции.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы, связанным с несогласием с данной судом оценкой обстоятельствам и доказательствам по делу, не имеется.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 13.09.2010 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФГКЭУ «Пензенская КЭЧ района» по доверенности Крутякова И.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи