кассационное определение по гражданскому делу



Судья: Жигалова М.А.       № 33 - 317

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

“08” февраля 2011 года       г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Л.А.

судей Фроловой Т.А. и Уткиной И.В.

при секретаре Петровой Ю.В.

заслушали в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Смирновой Л.А. дело по кассационной жалобе Кузякина П.Н.. на решение Зареченского городского суда Пензенской области от 07 декабря 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Кузякина П.Н. к ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 59» об отмене заключения врачебной комиссии- отказать.

Проверив материла дела, заслушав объяснения представителя ГУ Федеральной противопожарной службы № 22 МЧС России Грекова А.С., представителя ФГУЗ «МСЧ № 59» Джамирзоевой Р.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кузякин П.Н. проходит службу в ГУ «Специальное управление ФПС № 22 МЧС России в должности <данные изъяты>. Он привлечен к выполнению работ, связанных с обеспечением пожарной безопасности при уничтожении химического оружия.

Согласно заключению врачебной комиссии от 18 июня 2010 года в отношении Кузякина П.Н. выявлены противопоказания к работе, связанной с подъемом и перемещением груза вручную, вследствие чего он нуждается в трудоустройстве на работе, не связанной с подъемом и перемещением груза вручную.

Кузякин П.Н. обратился в суд с иском об отмене заключения врачебной комиссии. В обоснование исковых требований указал, что форма бланка и порядок его заполнения, не соответствуют приказу Минздравсоцразвития №513н.

В данном заключении не идентифицировано лицо, в отношении которого выдавалась данная бумага. Указана только фамилия и инициалы, нет даты рождения.

Состав комиссии не соответствует положенным нормативам, указанным в приказе от 24 сентября 2008 года №513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Врачебная комиссия должна состоять из председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и профильных врачей. В рассматриваемом документе присутствуют только подписи двух человек, без указания и расшифровки фамилии, имени и отчества и должностей лиц, принявших обжалуемое решение. Направление ему на врачебную комиссию никто не выдавал, и он данную комиссии не проходил, решение врачебной комиссии вынесено заочно, после прохождения диспансеризации.

Просил отменить незаконно выданное заключение врачебной комиссии от 18 июня 2010 года, так как это заключение имеет сомнительную легитимность, и может вызвать для него неблагоприятные последствия (увольнение с работы).

В судебном заседании Кузякин П.Н. поддержал предъявленный иск и настаивал на его удовлетворении.

Зареченский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Кузякин П.Н. просит решение отменить, считая его незаконным, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании.

Указал также на то, что решение комиссии ВК от 18.06.2010 г. вынесено и подписано под председательством Я.В.Н., которая на момент выдачи не являлась руководителем (заместителем) медицинской организации, что противоречит приказу Минздравсоцразвития от 24.09.2008 г. № 513н.

В письменных возражениях представитель ГУ «Специальное управление ФПС № 22 МСЧ России» Греков А.С. и ФГУЗ МСЧ № 59 просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, в кассационную жалобу Кузякина П.Н.- без удовлетворения, поскольку она не соответствует требованиям закона, обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, и объяснения лиц, явившихся в заседание кассационной инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения и удовлетворения жалобы.

Проанализировав положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, городской суд обоснованно отказал Кузякину П.Н. в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием к этому правовых оснований.

При постановлении решения суд признал установленным и исходил из того, что в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.11.2000 года № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» «к работам с токсичными химикатами, относящимися к химическому оружию, допускаются граждане, отвечающие квалификационным требованиям и не имеющие медицинских противопоказаний».

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2003 года № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров обследований)» установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры обследования, а также порядок их проведения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Во исполнение указанного постановления Правительства РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ был издан приказ от 16.08.2004 года № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

Кроме того, приказом Минздрава РФ от 21.03.2000 года № 101 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия» была установлена периодичность медицинских осмотров в зависимости от непосредственных токсичных веществ, относящихся к химическому оружию, к работе с которыми привлекаются сотрудники, а также медицинские противопоказания к допуску на работу. По токсичным веществам, уничтожаемым на объекте № 1206 (пос. Леонидовка Пензенской области), указанная периодичность составляет 1 год. Также данным приказом установлено, что предварительным и периодическим медицинским осмотрам подлежат все граждане, деятельность которых связана с токсичными веществами, относящимися к химическому оружию, в соответствии со списком должностей и профессий, утвержденным Правительством РФ.

19 января 2006 года между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и ФГУЗ «Медико-санитарная часть №59» был заключен государственный контракт за №ЦР/06/2157/УЗО на выполнение работы «Медицинское обслуживание персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в п. Леонидовка Пензенской области».

Приложением к указанному государственному контракту является техническое задание. В задачи МСЧ-59 входит медицинское обслуживание персонала объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в п. Леонидовка Пензенской области, что включает в себя проведение медицинских осмотров предварительных (при поступлении на работу), так и периодических в соответствии с приказом Минздрава РФ от 21. 03.2000 года №101 и Приказа Минздрава и медицинской промышленности РФ от 14. 03. 1996 года №90).

24 апреля 2009 года начальником МСЧ-59 издан приказ №88 «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России». Указанным приказом утверждено положение о подкомиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала объекта по хранению химического оружия и уничтожению химического оружия (УХО) в поселке Леонидовка Пензенской области врачебной комиссии МСЧ-59». В функции данной подкомиссии включено выдача заключений при определении профессиональной пригодности лиц, работающих во вредных и опасных условиях труда.

В соответствии с планом проведения периодических медицинских осмотров на объекте 1206 на 2010 год сотрудники СПЧ № 6, в январе 2010 года в количестве 75 человек должны пройти периодический медицинский осмотр за 2010 год.

В перечень контингента сотрудников СПЧ-6, подлежащих периодическим медицинским осмотрам на 2010 год включена должность <данные изъяты> СПЧ №6. В список сотрудников СПЧ-6, подлежащих периодическому медицинскому осмотру был включен истец Кузякин П.Н.

Решением Зареченского городского Пензенской области от 12 октября 2010 года, вступившим в законную силу, было установлено, что прохождением истцом службы в отделе пожарной охраны связано с подъемом им и перемещением тяжестей вручную.

Согласно приказу Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14. 03. 1996 года №90 противопоказанием к работам, связанным с подъемом и перемещением груза вручную является наличие у работника <данные изъяты>.

После прохождения истцом Кузякиным П.Н. медицинского осмотра в поликлинике объекта 1206 по результатам которого врачебной комиссией поликлиники объекта 18 июня 2010 года было вынесено заключение о том, что Кузякин П.Н. имеет медицинские противопоказания к работе, связанной с подъемом и перемещением груза вручную. При вынесении данного решения врачебной комиссией было учтено, что Кузякину П.Н. на момент его осмотра был выставлен диагноз «<данные изъяты>».

То обстоятельство, что диагноз «<данные изъяты>» в настоящее время снят, также не может свидетельствовать о незаконности заключения врачебной комиссии, поскольку в настоящее время у него установлен диагноз <данные изъяты>, что также является противопоказанием к допуску на работу в пожарной охране.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 года №83 определен Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в соответствии с п. 9, 11 которого «руководитель медицинской организации, осуществляющей предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии, председателем которой должен быть врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий профессиональную подготовку по профпатологии, членами комиссии - специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Комиссия определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики действующих производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы, на основании действующих нормативных правовых актов. Результаты периодических осмотров оформляются заключением медицинской комиссии.

Такое право врачебной подкомиссии предоставлено Положением о подкомиссии поликлиники для медицинского обслуживания персонала объекта по хранению химического оружия и уничтожению химического оружия.

С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что заключение от 18.06.2010 года , выданное по итогам периодического медицинского осмотра Кузякина П.Н. в 2010 году, является надлежащим легитимным результатом прохождения осмотра истцом.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты им здоровья.

Право на охрану здоровья входит в число важнейших социальных прав граждан Российской Федерации. Данное право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав. К ним в частности относится право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности, что включает в себя деятельность медицинских учреждений по особому контролю за состоянием здоровья лиц, занятых на работах с вредными производственными факторами.

Таким образом, оспариваемое истцом Кузякиным П.Н. решение врачебной комиссии принято в его интересах, в целях охраны его здоровья.

При этом в судебном заседании не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о незаконности принятого заключения врачебной комиссии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 сентября 2008 года с последующими изменениями №513н утвержден порядок деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

Во исполнение данного приказа начальником МСЧ-59 принят приказ №88 от 24 апреля 2009 года «Об организации деятельности врачебной комиссии ФГУЗ МСЧ-59 ФМБА России».

Приказом Минздравсоцразвития РФ №513н от 24. 09. 2008 года форма бланка заключения врачебной комиссии не утверждалась. В настоящее время отсутствуют и особые требования к его заполнению.

Ранее приказом Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения» были утверждены формы первичной медицинской документации. Но согласно приказу Минздрава СССР от 05. 10. 1988 года №750 «О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР» приказа Минздрава СССР от 04. 10. 1980 года №1030 признан утратившим силу. Унифицированная форма заключения врачебной комиссии на текущий момент не утверждена. С учетом изложенного, правильным является вывод суда о том, что медицинские учреждения вправе самостоятельно разрабатывать и применять формы заключения врачебных комиссий.

Согласно приказу начальника МСЧ-59 от 24. 04. 2009 года врачебная комиссия МСЧ-59 включает в своем составе 5 подкомиссий, в том числе подкомиссия поликлиники для медицинского обслуживания персонала объекта по хранению химического оружия и уничтожению химического оружия в поселке Леонидовка врачебной комиссии МСЧ-59, председателем которой является Н.Я.В. В состав данной подкомиссии также включена Е.Ю.П. - врач-терапевт, С.Г.С. - врач-невролог, П.В.Б. - врач-хирург.

Довод истца, изложенный в том числе и в кассационной жалобе, о том, что Н.Я.В. по состоянию на 18 июня 2010 года не могла возглавлять подкомиссию поликлиники объекта, суд обоснованно признал не состоятельным.

Согласно данным трудовой книжки Н.Я.В. с 05. 09. 2008 года была принята на должность <данные изъяты> в поликлинику объектов по хранению химического оружия в п. Леонидовка Пензенской области, а с 01 июня 2010 года она переведена в поликлинику объекта по хранению и химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в п. Леонидовка Пензенской области на должность <данные изъяты>.

Указанные изменения в наименовании должности, занимаемой Н.Я.В.., были учтены и согласно приказу начальника МСЧ-59 от №237 от 27 сентября 2010 года внесены изменения в приказ №88 от 24. 04. 2009 года. Право утверждения состава подкомиссий лечебного учреждения предоставлено руководителю медицинского учреждения.

В данном случае руководителем медицинского учреждения подтверждены полномочия Н.Я.В. как руководителя подкомиссии врачебной комиссии в новой должности.

Решение в отношении истца Кузякина П. Н. принято полным составом членов данной врачебной комиссии, имеется протокол заседания данной комиссии, решение подкомиссии внесено в журнал клинико-экспертной работы лечебного учреждения.

То обстоятельство, что решение подкомиссии не внесено в амбулаторную карту Кузякина П. Н., не является существенным, влекущим признание этого решения незаконным, поскольку первичным документом является в данном случае протокол заседания врачебной комиссии. Внесения записи в первичную медицинскую документацию является вторичным, производным от принятого решения врачебной комиссии о непригодности к выполняемой работе истца.

Довод истца о том, что решение в отношении него принято врачебной комиссией заочно также не может свидетельствовать о его незаконности, поскольку нормативными актами не установлено обязательное присутствие больного при принятии решения о наличии у него противопоказаний к работе, которую он осуществляет.

В решении суда содержится изложение тех мотивов, которыми руководствовался суд при постановлении решения и оценка доказательств, представленных суду, сомневаться в правильности которой судебная коллегия оснований не усматривает.

Суждение суда основано на объяснениях сторон и их представителей, представленных доказательствах, правильно оцененных судом.

В решении приведено законодательство, которым руководствовался суд и установленные по делу обстоятельства.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными, по основаниям, изложенным выше. Они не основаны на бесспорных доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства. Они были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка, которая признается судебной коллегией правильной. В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленного судом в связи с неправильным толкованием норм материального права и, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зареченского городского суда Пензенской области от 07 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузякина П.Н.- без удовлетворения.

Председательствующий     

Судьи -