Кассационное определение по гражданскому делу о взыскании налога



Судья Филь А.Ю.                                                                                                             № 33-585

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего                    Смирновой Л.А.

и судей                                       Мамоновой Т.И., Елагиной Т.В.

при секретаре                          Дурманове М.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Елагиной Т.В. дело по кассационной жалобе ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы на решение Сердобского городского суда Пензенской области от 28 декабря 2010 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы к Гаврилову В.А. о взыскании транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей и пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, всего в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки - отказать.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Елагиной Т.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы обратилась в суд с иском к Гаврилову В.А. о взыскании транспортного налога в сумме <данные изъяты> руб. и пени за несвоевременную уплату данного налога в размере <данные изъяты> руб.. В обоснование заявленных требований указала, что ответчику по сведениям УГИБДД по Пензенской области в 2007 году на праве личной собственности принадлежало транспортное средство: автобус РАФ-22031, 1987 года выпуска, номер двигателя , с мощностью двигателя 95 лошадиных сил, которое снято с учета 11.03.2010. На основании ст.2 Закона Пензенской области от 18.09.2002 №397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» (в редакции от 12.09.2006 №1087-ЗПО) Гаврилову В.А. был начислен транспортный налог за 2007 год по ставке <данные изъяты> руб. с каждой лошадиной силы в размере <данные изъяты> руб. За несвоевременную уплату транспортного налога в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ начислены пени в размере <данные изъяты> руб. В соответствии со ст.ст.69, 70 Налогового кодекса РФ ответчику было направлено требование об уплате налога и пени по состоянию на 09.10.2008 с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до 30.10.2008. Однако в установленный в требовании срок обязанность по уплате налога и пени в бюджет им не исполнена, в результате чего нарушены п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ.

Сердобский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы просит решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права, ссылаясь при этом на обстоятельства, послужившие основанием к обращению с иском в суд. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов, в данном случае - подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ. Транспортный налог за 2007 год был исчислен инспекцией Гаврилову В.А. на основании данных УВД Пензенской области, согласно которым в 2007 году ответчику принадлежло на праве личной собственности транспортное средство - автобус РАФ-22031, 1987 года выпуска, номер двигателя , категории Д, мощностью 95 лошадиных сил, что соответствует ст.2 Закона Пензенской области от 18.09.2002 №397-ЗПО (в редакции от 12.09.2006 №1087-ЗПО). Между тем, разрешая спор, суд принял во внимание лишь доводы ответчика Гаврилова В.А., мнение специалиста Сластухина А.В. и письмо УГИБДД УВД по Пензенской области от 06.12.2010. Считает, что суд руководствовался противоречивыми сведениями, которые были представлены УВД по Пензенской области, которые требуют дополнительного исследования. Паспорт транспортного средства, который является регистрационным документом транспортного средства, судом не исследовался. Кроме того, применение судом п.7 ст.3 НК РФ является необоснованным.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы в удовлетворении заявленных требований, суд признал установленным и исходил из того, что оснований для взыскания с ответчика Гаврилова В.А. транспортного налога за 2007 год не имеется.

Данный вывод суда, по мнению судебной коллегии, является правильным, соответствует требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.

Согласно п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст.3 Закона Пензенской области от 18.09.2002 №397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» (в редакции от 12.09.2006 №1087-ЗПО) установлено, что физические лица производят уплату платежей по месту нахождения транспортного средства не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ответчику Гаврилову В.А. в 2007 году на праве личной собственности принадлежало транспортное средство марки РАФ-22031, 1987 года выпуска, номер двигателя , мощность двигателя 95 лошадиных сил, зарегистрированное за ним в установленном порядке в органах Государственной инспекции 23.08.1991. Данное транспортное средство снято с учета 11.03.2010 по выбраковке.

Согласно п.3 ст.15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктами 27-28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России №496, Министерства промышленности и энергетики РФ №192, Министерства экономического развития и торговли РФ №134 от 23.06.2005, предусмотрено, что в строке 3 паспорта «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974.

Конвенцией о дорожном движении к категории транспортных средств «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

В приложении №3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении, согласно которой по классификации Конвенции о дорожном движении к категории транспортных средств «В» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

В соответствии с п.4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 № 1396 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений», водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «D» и «Е» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий: 1) категория «А» - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; 2) категория «В» - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8; 3) категория «С» - автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; 4) категория «D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; 5) категория «Е» - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Согласно п.25 указанных Правил практический экзамен проводится на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен: 1) «А» - на мотоциклах; 2) «В» - на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 километров в час; 3) «С» - на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 килограммов; 4) «D» - на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7 метров; 5) «Е» - на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории: «В» - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; «С» - с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; «D» - на сочлененном автобусе.

Исходя из положений указанных норм права, оценив доводы сторон в совокупности с исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, получив консультацию привлеченного в качестве специалиста - инспектора МРЭО ГИБДД при ОВД по Сердобскому району Сластухина А.В., суд пришел к выводу о том, что транспортное средство марки РАФ-22031, 1987 года выпуска, двигатель , с мощностью двигателя 95 лошадиных сил, имеющее максимальную массу 2710 кг и число мест 4, помимо сиденья водителя, относится к категории «В».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтверждается письмом УГИБДД УВД по Пензенской области от 06.12.2010, в соответствии с которым транспортное средство РАФ-22031 относится к категории «В», что соответствует техническим характеристикам данного транспортного средства, указанным в карточке транспортного средства (л.д.44-46), а также сведениями водительской карточки ответчика, из которых следует, что Гаврилову В.А. выдавались водительские удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» (л.д.31).

Довод кассационной жалобы истца о том, что суд руководствовался противоречивыми сведениями, представленными УГИБДД УВД по Пензенской области, не может быть признан состоятельным, т.к. эти сведения согласуются с другими исследованными судом доказательствами.

Ходатайств об истребовании дополнительных доказательств, в том числе и паспорта транспортного средства, истцом, как следует из материалов дела, в ходе судебного разбирательства не заявлялось.

В силу же ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд по ходатайству указанных лиц оказывает им содействие в собирании и истребовании доказательств в случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно.

Согласно ст. 3.1 Закона Пензенской области от 18.09.2002 № 397-ЗПО «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» от уплаты транспортного налога на территории Пензенской области освобождаются инвалиды первой и второй групп, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства - автомобиль легковой и (или) мотоцикл с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт) включительно.

Установив, что ответчик в 2007 году являлся инвалидом второй группы, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с него транспортного налога за указанный налоговый период и пени не имеется.

Применение судом при разрешении спора п.7 ст.3 НК РФ, по мнению судебной коллегии, является ошибочным, однако данное обстоятельство в силу ч.2 ст.362 ГПК РФ не может являться основанием к отмене правильного по существу решения.

Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, положенным в основу исковых требований, которые были предметом судебного разбирательства, они не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, а направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст.56, 67 ГПК РФ, а потому не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Сердобского городского суда Пензенской области от 28 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы - без удовлетворения.

Председательствующий                                                         

Судьи