Судья Копылова Н.В. Дело № 33-627 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 15 марта 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Уткиной И.В., судей Кузнецовой Т.А., Елагиной Т.В., при секретаре Петровой Ю.В., заслушали в открытом судебном заседании по докладу Кузнецовой Т.А. дело по кассационной жалобе Маркина Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 14 сентября 2010 года, которым постановлено: В удовлетворении иска Маркина Н.А. к военному комиссариату Пензенской области о зачете в стаж военной службы периодов государственной гражданской службы отказать. Проверив материалы дела, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Маркин Н.А. обратился в суд с иском к военному комиссариату Пензенской области о зачете в стаж военной службы периодов государственной гражданской службы, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР и РФ и является военным пенсионером. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал на различных должностях государственной гражданской службы. В ДД.ММ.ГГГГ года он обратился к ответчику с заявлением о зачете периодов гражданской службы в период военной службы для перерасчета пенсии, однако получил отказ по причине того, что зачет указанных периодов законом не предусмотрен. Просил обязать военный комиссариат Пензенской области зачесть периоды работы на должностях государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Маркин Н.А. просит решение суда отменить и вынести новое решение, не передавая дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В частности, полагает, что судом были нарушены требования ст. 214 ГПК РФ была направлена ему спустя 8 дней после вынесения решения. Кроме того, суд не применил закон, подлежащий применению, в частности, ст. 2 ФЗ от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», из которого видно, что военная служба является одним из видов гражданской службы, а также п.п.4 ст. 6 ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», где указано о взаимосвязи гражданской службы и государственной службы РФ иных видов. Кассатор полагает, что суд неправильно истолковал закон, делая вывод о том, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы. Кроме того, указывает, что все решение суда основано на Постановлении Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 г. (в ред. от 08.08.2003 г.), в то время как Федеральные законы были приняты позже, и имеют большую юридическую силу. Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения Маркина Н.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, просившего решение суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным по следующим основаниям. Ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определены категории лиц, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, к числу которых отнесены лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ. В соответствии со ст. 18 данного Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством РФ. Согласно п. 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08 августа 2003 года N 475) в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, засчитывается: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; служба в органах безопасности бывшего Союза ССР в должностях оперативного состава (включая период обучения), руководящего и начальствующего состава - до 1 октября 1955 г. по перечням должностей, утверждаемым Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации; служба в милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров); служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания; военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта); служба в советских партизанских отрядах и соединениях, в частях и соединениях народного ополчения в период Великой Отечественной войны; служба в качестве военных строителей в военно-строительных отрядах (частях); время нахождения на практической летной подготовке лиц, призванных на военную службу и обучавшихся на офицеров запаса летного состава в системе бывшего ДОСААФа СССР и РОСТО, - не ранее чем с 1 января 1961 г.; время пребывания на военных сборах - не ранее чем с 1 марта 1993 г.; - служба в истребительных батальонах, взводах и отрядах защиты народа, действовавших на территории Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г., в качестве бойцов, находившихся на казарменном положении, а также в должностях командного состава; время работы офицеров и лиц начальствующего состава в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением их на военной службе либо в кадрах (действующем резерве) министерств внутренних дел (охраны общественного порядка) Российской Федерации и бывшего Союза ССР; время работы бывших лиц рядового и начальствующего состава в органах Советов народных депутатов после 23 октября 1973 г., если эти лица были уволены со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе в связи с избранием их как депутатов на выборные должности в органы Советов народных депутатов и возвратились на службу после окончания полномочий по выборной должности; время работы до зачисления на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы в качестве рабочих и служащих в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, следственных изоляторах, транзитно-пересыльных пунктах, лечебно-трудовых профилакториях и лечебных учреждениях мест лишения свободы, лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях; время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны; время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных; время перерыва в службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в предусмотренных законодательством случаях незаконного увольнения их со службы и последующего восстановления на службе; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охране Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров); служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров). В судебном заседании установлено, что Маркин Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах, на момент увольнения выслуга лет составила ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Пензенской области ему назначена пенсия за выслугу лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>, что подтверждается данными его трудовой книжки (л.д. 5-8). Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что перечень для включения в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, установленный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 (в редакции Постановления Правительства РФ от 08 августа 2003 года N 475), является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с тем, что закон не предусматривает возможность включения в выслугу лет, дающую право на пенсию, периодов работы на государственных гражданских должностях, которые занимал истец, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований. Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Доводы кассационной жалобы о нарушении судом требований ст.ст. 167, 214 ГПК РФ несостоятельны, поскольку Маркин Н.А. был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, о чем свидетельствует его расписка, имеющаяся на справочном листе в материалах дела. От истца заявлений с просьбой отложить слушание дела не поступало. При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд обоснованно определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие Маркина Н.А. Согласно протоколу судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31) судом вынесена резолютивная часть решения, разъяснено право на ознакомление с мотивированным решением суда ДД.ММ.ГГГГ Копия решения суда была выслана Маркина Н.А. в пределах пятидневного срока с момента изготовления решения суда в окончательной форме, установленного ст.214 ГПКРФ. Другие доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия считает правильной. Руководствуясь ст. 360-362 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 14 сентября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Маркина Н.А. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи