Судья Белоглазова Н.В. Дело № 33- 935 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе: председательствующего Прошиной Л.П., судей Фроловой Т.А., Кузнецовой Т.А., при секретаре Горыниной О.Н., заслушали в открытом судебном заседании по докладу Фроловой Т.А. дело по кассационной жалобе директора МКП « Теплоснабжение « Синюковой И.В. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: Директору Муниципального казенного предприятия « Теплоснабжение г. Пензы « Синюковой И.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным представления прокурора Ленинского района г. Пензы от 24. 05. 2010 года № 316 ж- 2010 г. отказать. Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя МКП « Теплоснабжение г. Пензы « по доверенности Алексиной Г.В., представителя ЖСК « Бытовик « по доверенности- Кудряшовой Л.М., судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Директор МКП «Теплоснабжение» Синюкова И.В. обратилась в суд с заявлением, указав, что 24.05.2010 прокурором Ленинского района г.Пензы, по итогам проведения проверки по обращению председателя ЖСК «Бытовик» было вынесено представление в адрес и.о. директора МКП «Теплоснабжение» г.Пензы Патрикеева С.В. об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Считает данное представление прокурора Ленинского района г.Пензы от 24.05.2010 №316ж-2010 вынесенным с нарушением норм действующего законодательства, а также нарушающим ее права, как директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы», поскольку на нее возложена обязанность во выполнению незаконных требований, содержащихся в оспариваемом представлении. По указанным основаниям просила суд: 1) восстановить срок для обращения с данным заявлением, 2) признать незаконным и недействительным представление прокурора Ленинского района г.Пензы от 24.05.2010 №316ж-2010. Суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе директор МКП « Теплоснабжение « г. Пензы Синюкова И.В.просит отменить решение суда и принять новое решение о признании представления прокурора Ленинского района г. Пензы от 24. 05.2010 года незаконным и недействительным. Суд при рассмотрении данного дела применил указания нормативно-правовых актов, которые не подлежали применению (ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23. 05.2006 г.) В силу п.п. 10, 11 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно п.1 Правил МКП « Теплоснабжение « г. Пензы не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем коммунальных услуг для граждан потребителей, проживающих в многоквартирном жилом доме <адрес> является ЖСК « Бытовик «, отвечающий за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются коммунальные услуги. МКП « Теплоснабжение « г. Пензы « не оказывает коммунальных услуг гражданам, а продает коммунальные ресурсы по договору ресурсоснабжения исполнителю коммунальных услуг. Следовательно, ссылка суда в решении на положения нормативных актов, регламентирующих порядок оказания коммунальных услуг, является необоснованной. Поскольку взаимоотношения МКП» Теплоснабжение «г. Пензы и ЖСК « Бытовик « предоставляют собой взаимоотношения энергоснабжающей организации и абонента, суду при вынесении решения следовало применить положения нормативно-правовых актов РФ, регламентирующих отношения по энергоснабжению. К данным нормативно-правовым актам относится в первую очередь Гражданский кодекс РФ, в соответствии со ст. 544 которого оплате подлежит фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными учета. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществлять на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Количество тепловой энергии, полученное потребителем определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за период, определенный договором. В соответствии с действующим законодательством, тепловая энергия, потребляемая абонентом, должна быть им полностью оплачена в соответствии с представленными им данными узла учета. Нарушений законодательства РФ со стороны МКП «Теплоснабжение г. Пензы» при расчете с ЖСК «Бытовик» не имелось, в связи с чем, суд необоснованно отказал в иске о признании представления прокурора незаконным. Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда. Судом установлено, что по обращению председателя ЖСК «Бытовик» прокуратурой Ленинского района г.Пензы была проведена проверка по вопросу исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой было установлено, что в счетах-фактурах МКП «Теплоснабжение г.Пензы» выставлено ЖСК «Бытовик» помимо платы за горячее водоснабжение и отопление, рассчитанной по тарифам, плата за теплоэнергию на горячее водоснабжение. По результатам проверки прокурором Ленинского района г. Пензы было вынесено представление в адрес директора МКП «Теплоснабжение г.Пензы» с требованием безотлагательно рассмотреть представление и принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих. Тщательно проверив доводы сторон, исследуя доказательства по делу в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства и материалов дела, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления директора МКП « Теплоснабжение г. Пензы « о признании недействительным представления прокурора. В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 ГПК РФ, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность, или они незаконно привлечены к ответственности. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 24.02.2005 года № 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Заинтересованным лицам предоставлена возможность судебного обжалования решений прокурора. Судом, при рассмотрении настоящего заявления установлено, что представление прокурора от 24.05.2010г., об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, рассмотрено МКП «Теплоснабжение г. Пензы», о чем сообщено в прокуратуру Ленинского района г. Пензы в письменном виде 08.07.2010. Сумма, предъявленная ЖСК «Бытовик» в период с января по май 2010 в графе «теплоэнергия на ГВС» в размере <данные изъяты> руб. была зачтена при выставлении счетов-фактур за июнь, июль 2010 года, т.е. представление прокурора исполнено в полном объеме. Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27.07.2010, которое было оставлено без изменения решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.10.2010, признаны незаконными действия МКП «Теплоснабжение г. Пензы», выразившиеся в предъявлении потребителям горячей воды необоснованной платы за «теплоэнергию на ГВС» и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, о применении при расчетах с потребителями за горячее водоснабжение тарифа, утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства, без взимания дополнительной платы за тепловую энергию. Как видно из материалов дела, и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы, по результатам проверки обоснованности взимания МКП «Теплоснабжение г. Пензы» платы за теплоэнергию на ГВС с ЖСК «Бытовик», вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы» Синюковой И.В. по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ (иное нарушение порядка образования ценообразования). Постановлением начальника Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 16.11.2010 Синюкова И.В., состоящая в должности директора МКП «Теплоснабжение г. Пензы», признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, на нее наложен штраф в размере <данные изъяты> рублей. Отказывая в удовлетворении заявления Синюковой И.В., суд исходил, что оснований для признания оспариваемого представления незаконным не имеется. Данный вывод суда соответствует требованиям ст. 153 ЖК РФ, в соответствии с которой граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренной частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 2 статьи 157 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006г. утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 3 Правил, коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. В силу п.6 Правил, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление. Согласно п.15 Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и, давая им оценку, принял во внимание, что в силу п.4.1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, относится к компетенции органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами. Учитывая, что постановлением администрации города Пензы от 27.11.2009 года №1463 «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г.Пензы» с 01.01.2010 по 31.12.2010 установлены тарифы на горячую воду, организациям коммунального комплекса, осуществляющим непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению, с использованием систем центрального водоснабжения г.Пензы, в том числе для МКП «Теплоснабжение г.Пензы» установлен тариф на горячую воду, при закрытой системе теплоснабжения, в размере <данные изъяты> руб. за 1 куб.м., без учета НДС, суд обоснованно посчитал, что органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с действующим законодательством и учитывают при этом все затраты, необходимые ресурсоснабжающим организациям для производства горячей воды и оказания потребителям услуг горячего водоснабжения. Судом установлено, что утвержденный постановлением администрации г.Пензы тариф на горячую воду, обязателен для применения всеми организациями коммунального комплекса, осуществляющими непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению, в том числе и МКП «Теплоснабжение г.Пензы». Право производить расчеты стоимости горячего водоснабжения, исходя из нормативов потребления тепловой энергии для подогрева горячей воды и дополнительно сверхнормативного расхода тепловой энергии нормативными правовыми документами ресурсоснабжающей организации, не предоставлено. Как усматривается из материалов дела, фактически, расчеты между МКП «Теплоснабжение г. Пензы» и ЖСК «Бытовик» производятся по утвержденному постановлением администрации города Пензы от 27.11.2009 года № 1463 тарифу, однако отдельной строкой в счет - фактурах выставляется плата за тепловую энергию, использованную для приготовления горячей воды по расчету, произведенному МКП «Теплоснабжение г.Пензы». Суд при вынесении решения учел, что выставление МКП «Теплоснабжение г.Пензы» платы за тепловую энергию, использованную для приготовления горячей воды действующим законодательством не предусмотрено. Доводы кассационной жалобы, что, в соответствии с положениями ст. 544 ГК РФ, оплате подлежит фактически принятое абонентом количество тепловой энергии, в соответствии с данными учета являются необоснованными, т.к. потребитель получает от ресурсоснабжающей организации не тепловую энергию, а горячую воду. Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединённую сеть газом, нефтью, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекают из существа обязательств. В соответствии с п.п. 4,7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор). При отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном Правилами. Судом установлено, что договоры на оказание услуги по горячему водоснабжению между МКП «Теплоснабжение г. Пензы» и ЖСК «Бытовик», либо собственниками жилых помещений отсутствуют. Учитывая вышеизложенное правильным и обоснованным является вывод суда, что МКП «Теплоснабжение г. Пензы », в нарушение положений жилищного законодательства, регулирующего порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, незаконно выставляло плату за коммунальную услугу «теплоэнергия на ГВС», не предусмотренную действующим законодательством, что приводит к ущемлению интересов потребителей горячей воды. При таком положении, вынесенное прокурором представление, оспариваемое директором МКП «Теплоснабжение г. Пензы», является законным и обоснованным. Кроме того, согласно пояснениям представителя МКП «Теплоснабжение г.Пензы», в суде, в настоящее время, в соответствии с решением и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, дополнительная плата за тепловую энергию на ГВС не взимается со всех потребителей, а не только ЖСК «Бытовик». На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы не содержат оснований к его отмене. Они основаны на неправильном толковании требований ЖК РФ и направлены на переоценку доказательств, что не является основанием к отмене решения суда. Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : решение Ленинского районного суда г. Пензы от 14.02.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий