Судья Зинченко Н.К. дело №33-1247
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Матюшенко А.Ф.,
судей Овчаренко А.Н., Кузнецовой Т.А.,
при секретаре Гошуляк Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу Кузнецовой Т.А. гражданское дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области на решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 05 марта 2011 года, которым постановлено:
Иск Захаровой Е.К. удовлетворить.
Отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области № 1303 от 10 ноября 2010 года в части отказа Захаровой Е.К. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости Захаровой Е.К. в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента ее обращения за назначением пенсии, то есть с 1 ноября 2010 года, засчитав в специальный трудовой стаж Захаровой Е.К. периоды работы с 5 марта 1987 года по 1 июля 1987 года в должности медсестры ясли-сада №, с 1 октября 1993 года по 30 сентября 1994 года в должности медсестры ясли-сада №, с 3 октября 1994 года по 28 февраля 1998 года в должности старшей медсестры ясли-сада №.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Салдаева Р.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, просившего решение суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захарова Е.К. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1303 от 10 ноября 2010 года и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указав, что 1 ноября 2010 года она обратилась в отдел по назначению, перерасчету и выплате пенсий ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Ею были представлены все необходимые документы, в том числе трудовая книжка и уточняющие справки о работе. 10 ноября 2010 года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району было вынесено решение № 1303, которым ей было отказано в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с указанной нормой закона. Причиной отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости явилось исключение ответчиком из ее специального трудового стажа периодов ее работы: с 5 марта 1987 года по 1 июля 1987 года в должности медсестры ясли-сада №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры ясли-сада №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры ясли-сада №.
В периоде ее работы медсестрой в ясли-саду № с 5 марта по 1 июля 1987 года усматривается расхождение должности, так как в лицевых счетах она указана как медсестра, воспитатель, а подтвердить продолжительность ее работы в качестве медсестры детского сада документально не представляется возможным.
Период ее работы с 1 октября 1993 года по 30 сентября 1994 года в должности медсестры ясли-сада № и с 3 октября 1994 года по 28 февраля 1998 года в должности старшей медсестры ясли-сада № ответчик отказывается включать в ее специальный трудовой стаж, поскольку Постановление Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. утратило свою силу с 1 октября 1993 года, а Списками должностей и учреждений от 1991 г., 1999 г., 2002г. и Правилами учреждение ясли-сад в качестве медицинского учреждения не предусмотрено.
Захарова Е.К. считала, что выводы комиссии об отказе ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального трудового стажа, являются ошибочными. Просила отменить решение № 1303 от 10 ноября 2010 года, вынесенное комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области, включить периоды работы с 5 марта 1987 года по 1 июля 1987 года в должности медсестры ясли-сада №, с 1 октября 1993 года по 30 сентября 1994 года в должности медсестры ясли-сада №, с 3 октября 1994 года по 28 февраля 1998 года в должности старшей медсестры ясли-сада № в ее специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и обязать ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области назначить ей трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовой пенсии в РФ» с момента обращения за назначением пенсии, то есть с 1 ноября 2010 года.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе начальник ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Бренева В.А. просит решение суда отменить, передать дело на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Кассатор указывает, что при рассмотрении заявления истицы ГУ УПФ РФ руководствовалось исключительно действующим законодательством, а именно, ФЗ «О трудовых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Оснований для включения спорных периодов работы в льготный трудовой стаж не имеется, поскольку медицинский кабинет как структурное подразделение не значится ни в одном из указанных заведений, штатные расписания указанных заведений наряду с остальными работниками перечисляют и должность медсестры детского сада. Наличие какой-либо структуры не усматривается. Данная позиция кассатора подтверждается также ВС РФ в определении №11-В08-24 от 29.01.2009 г., а также правовой позицией КС РФ, изложенной в определении от 20.11.2008 г. №868-О.
Таким образом, истица имела возможность определиться с правовой позицией в отношении ее работы в должности медсестры учреждения, которое не предусмотрено какими-либо списками, и повлиять на возможность возникновения права на досрочную трудовую пенсию.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (определение КС РФ от 20 октября 2005 г. №392-О).
Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворению жалобы по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно признал установленным и исходил из того, что в периоды с 1 октября 1993 года по 30 сентября 1994 года в должности медсестры ясли-сада № и с 3 октября 1994 года по 28 февраля 1998 года в должности старшей медсестры ясли-сада № установлено в судебном заседании, истица в указанные периоды времени непосредственно занималась лечебной деятельностью в структурных подразделениях детских учреждений (медицинских пунктах). Период работы истицы в должности с 5 марта 1987 года по 1 июля 1987 года в должности медсестры ясли-сада № также подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку при заполнении ведомостей начисления заработной платы работниками СМУ «Кузнецкстрой» была допущена ошибка, которая не должна повлечь нарушения пенсионных прав истицы.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, сделанными с учетом установленных по делу обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции.
Согласно п. 20 подп. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение существовало и в статье 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-I от 20 ноября 1990 года, согласно которой условиями, определяющими право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения являлась работа в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Согласно ст. 83 указанного закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781), были предусмотрены должности среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в специальный трудовой стаж засчитывается работа в должностях, указанных в Списке в структурных подразделениях организаций (медпунктах, медико-санитарных частях и т.д.)
В судебном заседании установлено, что Захарова Е.К. 3 декабря 1981 года принята медсестрой в ясли-сад № № треста СМУ «Кузнецкстрой», 7 июля 1987 года уволена переводом в ясли-сад № № завода Кузнецкого завода приборов и ферритов, с 9 июля 1987 года по 30 сентября 1994 года работала в должности старшей медсестры ясли-сада №, с 3 октября 1994 года по 28 февраля 1998 года старшая медсестра в ясли-саду №, с 1 марта 1998 года по настоящее время работает медсестрой <данные изъяты>.
Должностные обязанности Захаровой Е.К. на протяжении всего времени ее работы в данной должности в детских дошкольных образовательных учреждениях не менялись, она после 1 октября 1993 года продолжала заниматься лечебной деятельностью в структурных подразделениях детских дошкольных учреждений (медпунктах), оснащенных необходимым медицинским оборудованием, проводила различные медицинские процедуры, сдавала отчеты о своей деятельности в детскую поликлинику, работу осуществляла под непосредственным руководством врача-педиатра Кузнецкой городской детской поликлиники. Данные обстоятельства подтверждаются справками управления образования г. Кузнецка и Кузнецкой городской детской больницы, техническим паспортом МДОУ детский сад № <данные изъяты> (бывший ясли-сад № №), планом и экспликацией к нему на ясли-сад № № показаниями свидетелей П.Н.М., С.В.А., справкой МУЗ «Кузнецкая городская детская больница», письмом заместителя министра здравоохранения и социального развития от 13.04.2009г. № 152/10/2 25569, удостоверением аттестационной комиссией Кузнецкого горздравотдела от 24 ноября 1994 года.
Как следует из записей в трудовой книжки (согласно архивной справки, приказы начальника СМУ «Кузнецкстрой», директора яслей-сада № за 1981 год на хранение в архив не поступали), Захарова Е.К. 3 декабря 1981 года была принята медсестрой в ясли-сад № № треста «Кузнецкстрой», приказом начальника СМУ «Кузнецкстрой» № 53-к от 1 июля 1987 года уволена с 1 июля 1987 года по ст. 29 п. 5 КЗоТ РСФСР в ясли-сад завода приборов и ферритов.
В нарушении требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что Захарова Е.К. в период с 5 марта по 1 июля 1987 года работала на какой-либо иной работе, не по специальности «медсестра» в ясли-саду №. Более того, ответчик, засчитывая в специальный трудовой истицы период ее нахождения в отпуске за ребенком с 11 апреля 1986 года по 4 марта 19987 года, тем самым признает тот факт, что в отпуск по уходу за ребенком она уходила с должности старшей медсестры ясли-сада №.
Однако, как усматривается из карточки-справки, с 15 февраля по 5 марта 1987 года начисления заработной платы Захаровой Е.К. (как воспитателю ясельной группы) отсутствуют, приказов о ее переводе на другую работу не имеется, на основании чего суд пришел к обоснованному выводу о том, что ни наименование должности истицы, ни ее трудовая функция при предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, по сравнению с моментом предоставления ей отпуска по уходу за ребенком до 1 года, не изменялись, то есть при заполнении ведомостей начисления заработной платы работниками СМУ «Кузнецкстрой» была допущена ошибка, которая не должна повлечь нарушения пенсионных прав истицы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной им в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О, если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ строго по Закону о трудовых пенсиях и подзаконным нормативным правовым актам этот стаж недостаточен для назначения пенсии, то в его состав могут быть включены также периоды трудовой или иной деятельности, которые засчитывались в соответствующий стаж по нормам ранее действовавшего законодательства.
Поскольку при включении Захаровой Е.К. спорных периодов ее работы, связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в стаж для назначения пенсии, ее специальный трудовой стаж составит на момент обращения за назначением пенсии более 30 лет, суд обоснованно назначил истице досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения в пенсионный орган, то есть, с 01.11.2010 г.
Доводы кассационной жалобы основаниями к отмене судебного решения также не являются, поскольку не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом исследования в суде первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, которую судебная коллегия считает правильной.
Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств произведена в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 360-361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 05 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -