Судья-Зинченко Н.К. Дело №-33-1655 21 июня 2011 г.судебная коллегия по гражданским делам председательствующего Прошиной Л.П. и судей Макаровой С.А., Фроловой Т.А. при секретаре Дурманове М.С. заслушали в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области на решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 22 марта 2011г., которым постановлено: Исковые требования Агафоновой Т.Е. удовлетворить. Отменить решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области № от 1 ноября 2010 года в части отказа Агафоновой Т.Е. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости Агафоновой Т.Е. в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с момента ее обращения за назначением пенсии, то есть с 19 октября 2010 года, засчитав в специальный трудовой стаж Агафоновой Т.Е. период работы в должности заведующей Алексеевским фельдшерско-акушерским пунктом в Кузнецкой центральной районной больнице с 18 июля 1988 года по 20 июня 2006 года (за исключением отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 17 июля 1995 года по 6 мая 1998 года) и период прохождения военной службы в должности медсестры-матроса в 32 ЦГВМ с 14 ноября 1984 года по 22 мая 1985 года. Заслушав доклад судьи Прошиной Л.П., объяснения представителя ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области Салдаева Р.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области № от 01 ноября 2010 года Агафоновой Т.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из- за недостаточности специального стажа работы. Агафонова Т.Е. обратилась в суд с иском о признании права на получение досрочной трудовой пенсии, в обоснование которого указала, что решением комиссии незаконно не были включены в ее специальный стаж периоды работы с 18 июля 1988 года по 1 июля 2006 года в должности заведующей Алексеевским ФАП Кузнецкой центральной районной больницы, поскольку должность и структурное подразделение не предусмотрены Списками от 06.09.1991г. № 464, Списками от 22.09.1999г. № 1066, Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Считает это решение незаконным, поскольку, в Алексеевском ФАП она работала с 1988 года, являясь единственным медицинским работником, оказывала доврачебную медицинскую помощь, организовывала и осуществляла патронаж детей, беременных женщин, ветеранов и инвалидов, проводила санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, осуществляла иную медицинскую деятельность, предусмотренную ее должностными обязанностями. Другого лица, осуществлявшего указанные выше функции, в Алексеевском ФАП не имелось. Впоследствии истица увеличила свои исковые требования и просила обязать ответчика включить в ее специальный трудовой стаж период прохождения срочной военной службы по специальности в должности медсестры-матроса 32 Центрального военно-морского госпиталя с 14 ноября 1984 года по 22 мая 1985 года. Кузнецкий городской суд постановил вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области просит отменить решение суда, как незаконное, полагая, что включение в специальный стаж работы Агафоновой Т.Е. периода работы в должности заведующей Алексеевским ФАП Кузнецкой центральной районной больницы и периода прохождения срочной военной службы по специальности в должности медсестры-матроса 32 Центрального военно-морского госпиталя с 14 ноября 1984 года по 22 мая 1985 года не основано на законе. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, так как оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства. Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В соответствии с п. 2 ст. 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер. Как установлено судом Агафонова Т.Е. с 18 июля 1988 года работала в должности заведующей Алексеевским ФАП, с 01 июля 2006 года была переведена заведующей - фельдшер Алексеевского ФАП и работает в указанной должности по настоящее время. Возлагая на ответчика обязанность включить в специальный стаж Агафоновой Т.Е. период ее работы в должности заведующей Алексеевким ФАП Кузнецкой ЦРБ с 18 июля 1988 года по 30 июня 2006 года, суд правильно указал, что, работая в указанной должности, Агафонова Т.Е. фактически выполняла обязанности медицинской сестры: вела амбулаторный прием, прием больных на дому, оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, т.е. занималась лечебной деятельностью. Анализируя имеющиеся в материалах дела штатные расписания Алексеевского ФАПа за 1999- 2005 годы, суд пришел к правильному выводу о том, что в Алексеевском ФАП имелась только одна должность медицинского работника- это единица заведующего ФАП и одновременно медсестры, а впоследствии фельдшера, которую и занимала истица. Оценив представленные доказательства с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, суд сделал правильный вывод о том, что истица в оспариваемый период фактически выполняла обязанности медицинской сестры, непосредственно занималась лечебной деятельностью в структурном подразделении МУЗ «Кузнецкая ЦРБ» - Алексеевском ФАПе, оборудованным необходимым медицинским оборудованием, позволяющим выполнять ей обязанности по лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Принимая во внимание, что работа Агафоновой Т.Е. в должности заведующей Алексеевским ФАП осуществлялась в сельской местности, суд, руководствуясь п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (ред. от 26.05.2009г.), правильно засчитал указанный период в кратном исчислении, как год и 3 месяца за 1 год работы. Возлагая на ответчика обязанность включить в стаж лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения Агафоновой Т.Е. период прохождения ею военной службы, суд правильно указал, что применение в данном случае только норм Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 является ухудшением условий реализации права истца на пенсионное обеспечение, приобретенного им в соответствии с ранее действующим законодательством, что в силу ст. 55 Конституции РФ недопустимо и потому при исчислении продолжительности стажа, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в стаж должны включаться все периоды работы, которые засчитывались в стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством. В период прохождения истцом военной службы по призыву действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Согласно п. п. «г» п. 1 данного Положения, в стаж работы по специальности, дающей право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. В соответствии с п. 4 названного Положения, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. С учетом учтенного ответчиком стажа, а также стажа работы в должности заведующей Алексеевским ФАПом, специальный трудовой стаж истицы на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составил 29 лет 7 месяцев 2 дня, что более 2/3 стажа, требуемого для назначения указанной пенсии, и дает основание для включения времени военной службы в стаж работы по специальности. Кроме того, в период прохождения истцом военной службы по призыву действовал Закон СССР от 12 октября 1967 года «О всеобщей воинской обязанности», в соответствии со ст. 78 которого солдатам, матросам, сержантам и старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности в соответствии с п. 2 ст. 66 настоящего Закона, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности. Как следует из материалов дела, до призыва на срочную военную службу истица работала в должности участковой медсестры поликлиники № 2 Кузнецкой городской больницы, с 14 ноября 1984 года по 22 мая 1985 года она проходила срочную военную службу в качестве медсестры-матроса в психоневрологическом отделении 32 Центрального военно-морского госпиталя (32 ЦВМГ), 22 мая 1985 года была уволена в запас, а 16 июня 1985 года, т.е. до истечения трех месяцев со дня увольнения в запас, была принята на должность участковой медсестры поликлиники Краснолиманской центральной районной больницы. Доводы жалобы о том, что Агафоновой Т.Е. не доказана полная трудовая занятость в указанный период в течение рабочего времени в качестве медсестры, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку в силу указанных выше положений закона трудовая занятость в течение рабочего дня не является юридически значимым условием для включения времени действительной военной службы в стаж работы по специальности. Поскольку при включении в стаж работы Агафоновой Т.Е. спорных периодов ее специальный трудовой стаж на момент обращения в ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости составил 30 лет, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность назначить Агафоновой Т.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Доводы, изложенные в кассационной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Кузнецкого городского суда Пензенской области от 22 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ УПФ РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области - без удовлетворения. Председательствующий-
Пензенского областного суда
в составе: